Рубен Гюльмисарян
Если по науке, то барельеф – разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема. Первые барельефы появились в палеолите – это высеченные наскальные изображения. Потом искусство развивалось, и рельефная скульптура заняла особое место во всех культурах мира, в том числе, и в армянской.
Поэтому ереванские здания и задолго до Таманяна, и, тем более, под его рукой, питались этой энциклопедией образов. Собственно, все барельефы, которые можно увидеть на столичных зданиях, это переработки, а порой и прямые заимствования сюжетов и орнаментов, увиденных на армянских церквях. Речь, конечно, не идет о памятных надписях – они тоже часто барельефы, но, все же, их функция иная, они несут информацию в "чистом" виде, изложенную словами и цифрами в датах, а не художественными образами и аллегориями.
Если просто перечислять ереванские барельефы, хотя бы те, что созданы с начала застройки города Таманяном, список получится внушительный. Начать его можно хотя бы с фактического центра города, со зданий, образующих площадь Республики, центральную площадь Еревана. Здесь есть барельефы в виде орнаментов, используется традиционная армянская тематика – виноград, солнце, фрукты.
На уникальные барельефы – и вовсе не старинные, а, например, из копилки осмысленного и переработанного на армянский лад советского модернизма – можно посмотреть, например, на проспекте Комитаса на здании Центра картографии. Или на новых зданиях "политеха", выходящих на улицу Корюна – здесь дизайнеры потрудились на славу, изобразив в барельефах историю и тематику научных исследований и разработок, здесь проводящихся.
Символично, что уникальным барельефом украшен музей Эребуни, что на холме Арин-Берд, рядом с остатками крепости урартского периода. Отсюда начинался Ереван 2800 лет назад, и история нескольких тысячелетий не могла не найти своего отображения на стенах музея. Его здание идеально вписывается в общий архитектурный комплекс крепости, повторяя конструкцию и принцип урартских дворцовых сооружений. А огромный барельеф на центральном фасаде здания, который изображает основателя Эребуни, царя Аргишти I, словно рассказывает историю незапамятных лет.
Без барельефов сейчас уже не представить спортивно-концертный комплекс у подножия холма Цицернакаберд. Весь широкий вход СКК украшен обширным панно – это работа известнейшего Давида Ереванци. А северный фасад уникального здания коньячно-винно-водочного завода "Ной", построенного купцом Нерсесом Таиряном на месте разрушенной землетрясением крепости, украшают барельефы, называющиеся "Лисы" и "Борьба со львом".
Если не полениться и подняться по ступенькам всего Каскада, от центра города до вершины холма, увенчанной обелиском "Возрожденная Армения", то по дороге можно увидеть немало барельефов, созданных совсем недавно – это в качестве ответа сетующим на то, что барельеф, как декоративный элемент, присущий армянской архитектуре, исчезает. Ничего он не исчезает, и Каскад тому доказательство, с его "солнечными" и "орлиными" барельефами, рассказывающими армянскую историю.
Это на Северном проспекте, например, посреди банальной унылости и никуда не годных колонн, барельефов вы не найдете. Да и не спасут эту стеклобетонную серость никакие барельефы, и правильно, что их нет. Впрочем, мы отвлеклись.
А ведь в Ереване немало и памятных надписей, сделанных в виде барельефов – один из них, например, обозначает площадь Азнавура перед кинотеатром "Москва". Интересен барельеф в память Владимира Высоцкого на улице Исаакяна. На нем, кстати, размещены автографы современников, среди которых есть и автограф Армена Джигарханяна.
А вообще, стоит пройтись по Еревану, просто рассматривая стены и памятники. Здесь неожиданный шедевр может притаиться в кустах в парке, или выглянуть из-за угла, когда ты занят совсем другими мыслями. Пройтись неспешно и вдумчиво – постижение города не терпит суеты.