Все мы хотим, чтоб наши дети многое знали и умели, но не всегда сами в курсе, как правильно организовать процесс их обучения, чтобы он не был в тягость ни ребенку, ни родителям.
Подходя к этому вопросу, всегда стоит помнить, что для маленьких детей основным видом деятельности является игра. Именно поэтому мы должны в первую очередь уделить внимание ей. А если вы сумеете понять, каким образом происходит правильное взаимодействие игры и процесса детского обучения, то сможете легко объединить эти два процесса с пользой для дела.
Большую часть информации об окружающем мире наши дети получают, слушая нас, наблюдая за нами, копируя наши действия. Но, к сожалению, они не смогут научиться что-либо делать правильно, если у них не будет возможности даже попробовать. Таким образом, наиболее эффективное обучение будет происходить именно в момент действия: извлечь звук, попробовав поставить один предмет на другой, махнуть веником…
Очень часто дети сопровождают свои действия различными комментариями («а теперь возьму то-то и сделаю то-то»), что, помимо всего прочего, развивает у них устную речь и создаёт устойчивые алгоритмы выполнения какого-либо действия.
Для того чтобы игра была полезной, как правило, хотя бы на начальном этапе рядом должен быть взрослый, который сначала может дать какие-то игрушки или предметы и посмотреть, как ребёнок сам придумает их использовать. Затем, когда первый детский интерес будет самостоятельно удовлетворен, можно предложить свой вариант использования этих предметов. Желательно за один раз не предлагать более одного варианта, так как каждый из них ребёнку нужно освоить, пережить, адаптировать под себя…
Например, очень интересны игры на кухне. Мама готовит обед, а ребёнок, как правило, начинает играть с посудой: ставит один предмет в другой, стучит ложкой и так далее. Когда мама нарезает, к примеру, овощи для супа, можно предложить детям игрушечный набор с ножиком и овощами на липучках (резать их приходится почти по-настоящему). Малыш будет копировать мамины действия, проговаривать свои, развивать моторику, а потом ещё и уложит результат своего труда в кастрюлю и «сварит». Это очень хорошая обучающая игра. Кстати, её можно развить и дальше, когда малыш научился более-менее ровно держать игрушечный нож, ему можно предложить пластиковый ножик из одноразовой посуды (он острее, но не особо-то травмоопаснен). Таким ножом даже маленький ребенок сможет нарезать (пусть поначалу и некрасиво – важен процесс) банан и киви для фруктового салата, а мама измельчит более твёрдые фрукты - совместная деятельность, игра и реальный результат.
Играя обыкновенными кубиками, дети с каждым разом стараются построить башню всё выше и очень рады своим успехам. Нам же необходимо поддержать их в этом, а не отмахиваться от них. В такой игре отрабатывается очень важный навык: малыш инстинктивно начинает понимать, что такое баланс, равновесие и учится применять свои знания на практике. Можно предложить покидать скомканную бумагу или лёгкий мячик сначала в тазик, а потом в ведро – это очень полезно для развития меткости и координации движений.
В какой-то момент ребенку может потребоваться ваша помощь или подсказка. Постарайтесь дождаться, когда малыш сам обратится к вам. Процесс познания и открытия нового очень важен для ребёнка и, как правило, ему хочется добиться всего самому, не нравится лишнее вмешательство взрослого, именно поэтому так важно быть рядом, но не вмешиваться в игру при каждой возможности. Когда ребенок уже достиг, определённых результатов, вы можете аккуратно предложить ещё один способ решения этой же задачи. Так будет правильнее и разумнее.
Иногда всё ваше вмешательство может заключаться только в том, чтобы один раз показать, как надо повернуть детальку мозаики, чтобы она встала на своё место. Или деликатно заметить, что если периодически макать кисточку в воду, она будет лучше брать на себя краску…
Очень важно всегда поддерживать ребенка, и, не делая что-то за него, быть всё-таки включённым в процесс, выражать свой интерес к его действиям, а иногда подтолкнуть к комментированию того, что он делает. Если у детей что-то не получается, необходимо подбодрить его жестом или улыбкой, показать, что вы рядом и верите в них.
Даже работу по дому можно превратить в интересную и полезную игру. Например, можно взять в руки пакеты и отправиться на весёлую охоту за разбросанными игрушками, малыш может подавать бельё, которое необходимо сложить в стиральную машину. Легко он справится с протиранием пыли, поливом комнатных растений и так далее.
Таким образом, нам важно помнить, что главное – это игра. А самая интересная для малыша игра та, которая повторяет или имитирует действия взрослого, или та, которая позволяет ему пусть медленно, но самостоятельно достичь какого-либо видимого результата, доставить удовлетворение. Такие игры будут лучшим началом процесса обучения и образования ваших детей. Создайте для них подходящие условия и наслаждайтесь результатом.