Найти тему
Справочник кинопижона

Кино на стиле: Люк Бессон и французское кино 80-х

(В комментариях просили больше статей о жанрах)

Стильное кино (Cinéma du look), также известное как «необарокко» – яркое во всех смыслах явление во французском кино восьмидесятых, связанное с творчеством трёх режиссёров: Жан-Жак Бенекса, Люка Бессона и Леоса Каракса. Главной особенностью стильного кино и его стиля было смешение традиций коммерческого кино Голливуда рубежа семидесятых-восьмидесятых и европейского арт-кино, что означало фактический порыв с традициями французского кино шестидесятых-семидесятых, которое не считало нужным заимствовать что-то стороны. Иными словами, необарокко можно определить, как совокупность фильмов, в которой с одной стороны несложно увидеть отблески модных и молодёжных фильмов Копполы («Изгои» и «Бойцовая рыбка»), с другой избыточную барочную эстетику позднего Фассбиндера периода «Лолы» и «Тоски Вероники Фокс». В центре сюжета стильного кино обычно асоциальные персонажи (воры, бомжи, психопаты), предпочитающие неоновые огни солнечному освещению, а метрополитен улицам города.

Справедливости ради, стоит отметить, что французское кино восьмидесятых троицей Бенекс-Бессон-Каракс не исчерпывается. В это десятилетие в кино пришла целая плеяда интересных авторов, творчество которых не относится к необарокко. Это – Оливье Ассайяс, Ален Бергала, Жан-Клод Бриссо, Клер Дени и Жан-Клод Бьетт.

5 ключевых фильмов течения

Дива (Diva) 1981, режиссёр – Жан-Жак Бенекс. Фильм, с которого всё началось и в котором есть все черты нового движения: нуарная история, аллюзии на французское коммерческое кино, персонаж будто бы списанный из лучших фильмов с Жан-Полем Бельмондо и эстетика Нового Голливуда. Некоторые сцены будто бы перекочевали из фильмов Копполы или Майкла Манна.

Парень встречает девушку (Boy Meets Girl) 1984, режиссёр – Леос Каракс. Режиссёрский дебют самого уважаемого представителя течения отличается большим влиянием Французской Новой Волны, чем у Бенекса и Бессона. Фильм сделал по крайней мере одну хорошую вещь – открыл миру великого харизматика французского кино Дени Лавана.

-2

Подземка (Subway) 1985, режиссёр – Люк Бессон. Бессон превращает стандартный сюжет палпового нуара в странную фантасмагорию, в которой уже проглядываются черты «Пятого элемента». «Подземка» стала хорошим трамплином как для Бессона, так и для Кристофера Ламберта, который уже через год будет размахивать мечом под музыку Queen.

-3

Дурная кровь (Mauvais sang) 1986, режиссёр – Леос Каракс. Фильм-катастрофа а-ля франсе. Дени Лаван и Мишель Пикколи проворачивают аферу в мрачном будущем, где планету кошмарит странная венерическая болезнь, которой заражаются и от которой умирают все, кто решил заняться сексом без любви. Человечество, естественно, при таком раскладе оказывается на грани вымирания. Как и во всех фильмах Каракса, в «Дурной крови» амбиций больше, чем интересных идей.

-4

37,2º утром (37°2 le matin) 1986, режиссёр – Жан-Жак Бенекс. Лучший фильм течения и лучший фильм Бенекса, который ему так и не удалось превзойти. Трёхчасовая эпическая мелодрама с по-голливудски сочной и насыщенной картинкой и множеством любопытных подсюжетов, иногда издевательски, иногда по доброму уводящих внимание зрителя от основной, трагической по сути, сюжетной линии.

-5