14 ноября в питерском кинотеатре “Ленфильм” прошел показ фильма “Глубокие реки”. В прокате он вышел еще в 2017 году, но кинотеатры приобрели всего 15 копий. Большая часть показов прошла на узкоспециальных фестивалях. Поэтому картина осталась незамеченной для широкого зрителя. Постер фильма "Глубокие реки"
Что еще важно - лента была снята под художественным руководством Александра Сокурова.
Сюжет «Глубоких рек» вертится вокруг аутентичного поселения в горах Кабардино-Балкарии. Главные герои - старик отец, его двое сыновей и скромная жена одного из них. Они - изгои в родном поселке, живут в отдалении из-за прегрешений прадеда еще в военное время. Каждый их вынужденный поход в поселок заканчивается мордобоем или риском в нем поучаствовать.
Единственный их способ выжить в горах - рубить деревья на продажу.
Жизнь у суровых кавказских мужчин тяжела и замкнута, денег не хватает. Отчаявшись они зовут к себе в гости третьего брата, давно уехавшего из поселка. Решит ли это проблемы героев - на этот вопрос как раз и пытается ответить режиссер своей картиной.
Фильм с трудом можно назвать какой-то законченной историей и даже лентой с открытым финалом. Лента обрывается так внезапно, что даже не успеваешь это осознать. Мотивы героев недосказаны абсолютно не ради художественного замысла. Зрителю демонстрируется несколько тем, которые по какой-то причине не продолжали дальнейшего развития. Например, никого не удивило, почему третий брат полностью перестал понимать родной язык? Почему, все детство обитая в горах, он так и не освоил главное ремесло местных – рубку деревьев?
Упорно, казалось, что ленту просто не успели или не смогли закончить. Хотя сценарий дорабатывался в течение двух лет. Вопросов лента создает больше, чем дает ответов.
Лента чем-то напоминает фильм “Выживший”. Да, тот самый, что подарил Оскар Леонардо ДиКаприо. И сходство тут не в том, что обе ленты сняты в поражающих своей красотой лесных пейзажах и о живущих в них настоящих мужчинах. Оба фильма претендуют на глубину, пытаются дискутировать со зрителями на сложную тему, а в итоге вышли какими-то по-детски недосказанными и примитивными.
Пожалуй, это единственный, но достаточно серьезный и непростительный косяк.
Чтобы никого сильно не печалить скажем, что “Глубокие реки” - набросок, у которого был гигантский потенциал, чтобы стать хорошей лентой. Возможно, режиссеру стоит поднабраться опыта у старших коллег - и все получится.
А теперь расскажем, в чем же был потенциал.
Дивные, но гнетущие горные пейзажи, показанные в фильме действительно захватывают дух и так и манят собрать чемоданы. Некоторые кадры настолько прекрасны, что их не стыдно распечатать и повесить в каком-нибудь музее на критику публике.
И сложно сказать, что в этом нет заслуги оператора. Руки, что называется, из того места растут. В этом у ленты еще одно сходство с “Выжившим” - на этот раз хорошее. Желаем Александру Демьяненко тоже также получить однажды Оскар, как Эммануэль Любецки. Без его работы “Глубокие реки” получились бы совсем не такими.
Довольно неплоха задумка заставить героев говорить на местном диалекте без озвучивания. Субтитры и звучание незнакомых слов только прибавили ленте атмосферы. Русский язык во всех репликах был бы совершенно не уместен.
Если резюмировать, то “Глубокие реки” - фильм, который потребует детальной работы над ошибками у создателей. Впрочем, если они ее действительно проведут, то авторов точно ждет удача в работе над следующими фильмами.
Благодарим "Ленфильм" за бесплатный показ фильма!
Мы внимательно следим за жизнью российского кинематографа и рассказываем о ней вам. Подписывайся на RusLove Cinema и тоже будь в курсе всего.