Найти в Дзене
Ноль повдоль

Рускеала. Горный парк

Ещё в мае, планируя поездку в Санкт-Петербург, предложил супруге один из дней посвятить Карелии и посетить, находящийся почти на границе с Финляндией горный парк Рускеала. Место довольно популярное и, судя по чужим фотографиям, довольно красивое. Может кому-то и покажется, что, приехав в Питер всего на неделю, неразумно тратить время на поездки по окрестностям - и в самом городе много чего есть посмотреть, но у меня были на то свои мысли. Я в центральной России не бывал до того 33 года (сидел у себя на печи в Сибири), на севере России не бывал ни разу. Поэтому мне хотелось получить впечатления разнообразные: и архитектура, и культура, и люди, и природа.

Поездка наша преследовала и ещё одну цель; покататься на различных поездах. У нас их не так много, не то, что в центре. Из Москвы мы прибыли на высокоскоростном "Сапсане", до Выборга и Сортавалы идёт тоже не медленная "Ласточка". Причём до Выборга она следует без указания места, и некоторые пассажиры час пути стоят в проходах, несмотря на то, что два состава "Ласточки" ходят туда в сцепке. Но в билете до Сортавалы места указаны, а в Выборге электричка меняет направление движения, машинисты переходят из одной кабины в другую, и в Каменногорске к ней цепляют тепловоз, потому что дальнейший путь в Карелию не электрифицирован. Ну и скорость на том участке уже не 155 км/ч, а в лучшем случае 75.

Но самое интересное было дальше. Со станции "Сортавала" до горного парка Рускеала ходит фирменный туристический "Рускеальский Экспресс" ведомый паровозом. В данном случае это был Л-3114 1953 года, грузовой паровоз типа 1-5-0 с надписью "Ю-Вост. ЖД". Как всё запутано! То, что "Лебедянки" используются на туристических маршрутах - неудивительно: их было выпущено много, они хорошо сохранились на базах запаса, многие нашли своё пристанище в качестве памятников чуть ли не на каждой более-менее крупной станции. Только у нас в Кузбассе такие паровозы стоят в Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Мариинске, Междуреченске и Таштаголе.

Паровоз ведёт за собой несколько переделанных советских вагонов и два вагона-ресторана, в которые можно купить билеты, а можно просто посетить за час поездки. На стене установлен телевизор, на котором ведётся трансляция с передней части паровоза и из кабины машинистов. Идёт поезд достаточно быстро, но ощутимо дёргает, да и запах от печи чувствуется сильно, особенно в первых двух вагонах, учтите это при покупке билета (в нашем случае: туда шла нумерация вагонов от паровоза, обратно - наоборот). Представляю, каково было ехать под паровозом например из Москвы во Владивосток?!

На станции "Сортавала" установлен музейный поезд Деда Мороза. В России он не один такой. Внутрь не ходили, но один из таких составов каждый год зимой катается по стране и поздравляет детишек громкими гудками. Следующая станция по ходу движения - "Сортавала-центр". Собственно сам город начинается отсюда. Здесь же неподалёку на озере Ляппяярви (на самом деле - залив огромного Ладожского озера) расположен причал, от которого уходят "Метеоры" на остров Валаам. Станция расположена на перешейке через это озеро. С обоих сторон вода, правда с запада - в камышах. Город Сортавала XV века интересен сам по себе. Он много раз разрушался и отстраивался заново, носил название Сердоболь. В нём есть, что посмотреть ценителю памятников архитектуры, но для этого надо приезжать сюда хотя бы на день, а то и больше: съездить на тот же Валаам, прокатиться до водопадов, проплыть по ладожским шхерам (где можно, всё-таки - национальный парк). Но мы просто пересели с поезда на поезд и поехали дальше на север.

Станция "Горный парк Рускеала"
Станция "Горный парк Рускеала"

По пути поезд приближается к финской границе на каких-то восемь с половиной километров. Через час прибыли в Рускеалу. Станцию я покажу в конце статьи, а пока пройдём в сам парк и посмотрим, что же привлекает туда туристов. А поезда сюда (учитывая состыкованную по времени "Ласточку" из Санкт-Петербурга) ходят из обеих столиц.

Завод по изготовлению извести из мрамора
Завод по изготовлению извести из мрамора

Рускеальский парк - это прежде всего памятник индустриальной истории. Конечно, он гармонично вписан в симпатичные северные лесные и скальные пейзажи, но всё же это - бывший рудник по добыче мрамора. Сперва, с XVIII века мрамор здесь добывали в декоративных целях, а потом - просто для переработки на известь. Руины завода, построенного финнами в 1895 году и модернизированного ими же в 1930-х, видны прямо от станции. Эта часть парка пока не благоустроена, поэтому промышленный турист будет изучать все эти печи и трубы издалека, если конечно не сойдёт с маршрута.

Вход в штольню, по которой проходит дорожка к карьеру
Вход в штольню, по которой проходит дорожка к карьеру

От станции пешеходная дорожка поднимается вверх довольно долго и круто. Ни здесь, ни где либо ещё не установлены лавочки под навесами, чтобы посидеть в тенёчке или переждать дождик. Лавочки встречаются, но стоят они на самом солнцепёке. А нам пришлось гулять по парку в +32! Так что мои спутники подсдулись на середине пути, и вокруг озера Светлого мне пришлось идти уже в одиночку.

В жару проход по штольне был спасителен. Там всегда прохладно
В жару проход по штольне был спасителен. Там всегда прохладно

Поднявшись до центрального перекрёстка, где сходятся дорожки до различных частей парка, и рядом с которой расположена автомобильная парковка, мы юркнули в штольню. Подземный участочек совсем небольшой, но внутри есть глубокий колодец шахты, который вёл раньше на нижние горизонты. Сейчас они затоплены.

Большой карьер длиной почти в полкилометра и шириной метров до ста. Глубиной он был в 50 метров, но во время войны его затопили водой, которую уже не откачать. Вода прозрачна метров на 15, а ниже идёт слой со взвешенными частичками мраморной пыли, от которой отражается солнечный цвет. С этим и связан такой необычный бирюзовый вид воды. Подобное наблюдается и на глубоких глиняных карьерах.

Вид на карьер
Вид на карьер

По карьеру плавают лодочки, Над ним проносятся туристы на парочке зиплайнов (довольно сомнительный аттракцион в парке, где хотелось бы любоваться красотой). В дальнем конце озера есть и точка для бейсджампинга. Он хоть не сильно отвлекает. Правда в воду вроде не макают.

Обвал огорожен чтобы лодки не поцарапали
Обвал огорожен чтобы лодки не поцарапали

По одной из штолен можно пройти до озера и поплавать с аквалангом среди мраморных глыб, когда-то обвалившихся с края карьера. Мне удалось сфотографировать дайверов, крадучись проплывающих сквозь незаметные сверху щели между камнями.

Дайвинг в Рускеале
Дайвинг в Рускеале

Рядом с Большим карьером расположено озеро Монферрана, в котором тоже когда-то добывали мрамор. Чуть на запад - озеро Светлое, видимо такого же происхождения. В полутора километрах за посёлком Рускеала находится ещё больший мраморный карьер, он также заполнен водой, но он, видимо пока, не входит в туристические маршруты парка.

На высоком берегу озера Монферрана лежит кусок мрамора с вырезанными головой и ногами
На высоком берегу озера Монферрана лежит кусок мрамора с вырезанными головой и ногами

Большой карьер обходится на раз-два. Конечно много где сделаны видовые площадки, и там действительно красиво, но это вжжж по зиплайну сильно отвлекает!

Добычу мрамора в этих местах организовали ещё шведы. Они его превращали в известь, необходимую для строительства. После Северной войны, когда Выборг и Карелия отошли к России, карьер забросили, и обнаружил его спустя полвека минераловед-любитель, пастор из Сердоболя Самуил Алопеус, который по долгу службы много ездил по местным приходам и мог изучать камни, которые здесь залегают. Ему было известно, что вступившая тогда на трон императрица Екатерина II страстно желает превратить ещё петровский деревянный Петербург в город из мрамора и гранита. Гранит "рапакиви" в Фенноскандии лежал практически везде. Правда это не совсем гранит, а габбро-диабаз, и в переводе с финского он называется "гнилой камень", то ли от слабости к выветриванию и вымыванию, то ли от присутствия окислов железа, придающих ему рыжий оттенок. А вот мраморов поблизости особо не находилось. А императрице хотелось построить мраморный город наподобие итальянских или французских.

Большой провал. Внизу идет дорожка "Подземной Рускеалы" - экскурсии по шахтным выработкам
Большой провал. Внизу идет дорожка "Подземной Рускеалы" - экскурсии по шахтным выработкам

И вот наконец рускеальский мрамор нашёлся! Правда и тут успех был с некоторыми оговорками. Белого и розового мрамора, типа каррарского, тут не было. Некоторые блоки можно было считать белыми, но и в достаточной мере полосатыми. А в основном здесь залегал мрамор серый с синими, белыми, зелёными и чёрными прожилками. Тем не менее мрамор императрице понравился, и месторождение закрепили за комиссией по строительству Исаакиевского собора, ещё первого, который в итоге из-за смерти Екатерины так до конца и не реализовали: при Павле финансирование было сокращено, отделка собора не производилась, а не одетое в мрамор здание не нравилось никому, поэтому на его месте в 1818 году решили строить новый.

Но до этого в 1803 году архитектор Воронихин решил двумя видами местного мрамора, серо-белым и серым с зеленоватыми прожилками, облицовывать мозаичные полы Казанского собора. Технологии на тот момент были не очень-то развиты, каменный утёс вручную просверливали, закладывали взрывчатку и отделяли от горы огромные блоки, которые после приводили к нужному виду каменотёсы. При этом образовывалась гора мраморной крошки и пыли, из которых специалисты Санкт-Петербургского университета предложили выжигать известь, таким образом вернувшись к ещё шведским технологическим процессам.

Итальянский карьер. Разработки 80-х годов XX века
Итальянский карьер. Разработки 80-х годов XX века

Но самое главный архитектурный шедевр, облицованный рускеальским мрамором - это Исаакиевский собор Огюста Монферрана. Во время строительства храма, которое продолжалось 40 лет, Монферран приезжал в Рускеалу минимум раза три, подбирая мрамор для разных частей здания из нескольких месторождений. Возведение собора стало делом всей его жизни, хотя ему пришлось заниматься и кучей других менее значительных, но более насущных проектов. В честь него в Рускеале назвали небольшое озеро на месте одного из карьеров.

На озере Светлом
На озере Светлом

Местный мрамор использовался во многих зданиях, построенных в Петербурге и его окрестностях, для поделочных работ и мебели, но запросы по его добыче сильно уменьшились в середине XIX века, поэтому местные каменщики окончательно переквалифицировались в изготовителей извести. К концу века здесь был возведён современный на ту пору завод, который мы видели на фотографии в начале статьи. Первая половина ХХ века, завершилась для Рускеалы плачевно: из 500 метров залегания мрамора были затоплены все нижние уровни, причём откачать всю эту воду было нереально. Начали разрабатываться новые участки, в основном на ту же известь да на мраморную крошку (помните те полы из цементного раствора с белыми камешками?). Добывали мрамор и блоками для реставрации Исаакиевского собора и для отделки пары станций Петербургского метро. Под эти цели устроили новый карьер, на котором мрамор пилили по современной итальянской технологии.

А тем временем дело клонилось к вечеру, и мы, уставшие и чуть не спёкшиеся на солнышке, отправились вниз на станцию. До поезда оставался ещё час, но если идти не спеша, то придёшь с дальнего конца парка как раз вовремя. Выше немножко фотографий перрона и станционных сооружений, в том числе документальное подтверждение жаркой погоды. И это было уже в пять часов вечера!

И немного о моих впечатлениях. В целом, я не склонен какие-то из моих решений считать ошибочными, тем более, когда они приносят достаточное количество новых ощущений. Железная дорога - на высоте! Накатались на всём, что только можно (потом через пару дней и на обычной электричке доехали из Петергофа)! Работающий паровоз и поворотный круг - это нечто! Особенно для современного человека.

А вот парк Рускеала меня не порадовал. Кроме отсутствия скамеечек в тенёчке (а их не было и на концертной площадке, где на сцене под палящим солнцем выступали бедные артисты, а зрителям негде было даже присесть: скамеек просто не было) это: очень небольшая площадь парка, сомнительные развлекухи на берегу озера, которым надо любоваться, большие цены на всё (то есть ты тратишь немалые деньги, чтобы сюда добраться, оплачиваешь за вход в парк, а внутри все развлечения и экспозиции за дополнительную, и весьма немалую плату, например, тот же весьма жаленький бейсджампинг - 2500 рублей). А ещё меня, поездившему по Сибири, повидавшему Алтай и Хакасию, природа и карьеры в парке впечатлили мало. Северная природа похожа нашу, сибирскую, только вместо пихт да лиственниц, ёлки. Мраморные разработки, причём ослепительно белые, есть у нас и в Маслянинском, и в Прокопьевском, и в Ширинском районах. Вспоминается впечатляющая розовая стена, вдоль которой идёшь по "Тропе предков" в Ефремкино, и, наконец, Мраморка - громадная гора у Саяно-Шушенской ГЭС. Ещё некоторые уголки напомнили Туимский провал. А уж всяческих карьеров у нас в Кузбассе и окрестностях - меряно-немеряно! Наверно поездка в Рускеалу станет значительным событием для годами закованных в каменные мешки путешественников из обеих столиц и привыкшим к горизонталям и открытым пространствам жителям полей да степей. Но не для меня.

А напоследок размещу ссылку на видео снятое мною в поездке. Здесь сперва немного реки и леса по дороге из окна поезда, потом трансляция на экране вагона-ресторана, затем наш паровоз разворачивается на круге почему-то на 540°, следом - объявление в "Ласточке" на карельском (у них Санкт-Петербург - Pietari) и в конце нашу "Ласточку" отцепляют от тепловоза в Каменногорске.

А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#путешествия #Рускеала #карелия #поезда #паровоз #ласточка