Найти в Дзене
Ноль повдоль

Кемерово. Схемы

Начнём как обычно с фотографии. Сегодня пусть это будет "Орбита". Просто так. У меня фотографий с ней в запасе несколько - не убудет. К тому же она у нас особенная: встречаются аналогичные сооружения в три этажа высотой (считая чердак), да ещё и пара подвальных. А у нас низенькое подполье и всего один этаж. Но сегодня не об этом.

Система космической радиосвязи "Орбита" и театр для детей и молодёжи
Система космической радиосвязи "Орбита" и театр для детей и молодёжи

В прошлой статье я долго и нудно присматривался к окрестностям, пытаясь отыскать знакомые названия, выяснить, когда какое поселение основали. Будущий город среди них выделялся не особо - такой же кружочек на карте, да ещё и под различными именами: то Щеглова, то Куру-Искитимска, то Усть-Искитимское. А кружочек потому, что сколь-нибудь значимой площади этот посёлочек не занимал. Так, уголочек между Томью и Большой Камышной (Искитимкой).

В том-то и дело, что уголочек. Если мы обратим внимание на современную схему города, то увидим, что его центр представляет на плане нечто наподобие клина, поскольку Искитимка подходит к Томи под углом, да и сама Томь в пределах города делает немалый поворот направо. Стремление задать широтное и меридиональное простирание двум направляющим улицам в городе: Советскому и Кузнецкому проспектам, привело к тому, что улицы в нашем центре далеко не все перпендикулярны.

Проект города, который можно назвать первым за всю его историю, был таких сложностей лишён. У него зато были совсем иные причуды.

Проект города-сада П.А. Парамонова
Проект города-сада П.А. Парамонова

Исстари, деревни строились как бог на душу положит: в центре обосновывались первопоселенцы, появлялась какая-то инфраструктура, ближе к ней строились дома побогаче, беднота селилась по краям вдоль наезженных полевых дорог, а уж они шли далеко не прямо. В нынешнем Кемерово такое - редкость. Разве что участок Шахтостроя или посёлок Крутой, да прилегающие к городу деревни выглядят в плане подобным образом.

С активным развитием промышленности и ростом города в начале XX века у тогдашнего городского руководства появилось понимание, что старую Щегловку полумерами в современный вид не привести. У нас конечно не Глупов, но идея снести город и построить заново, да хоть бы на том же самом месте, казалась вполне оправданной. К тому же сохранять что-либо на память со стародавних времён особо смысла не было. Мы теперь можем печалиться о снесённых купеческих домах, но тогда, а особенно после установления в городе Советской власти, ценности в них никакой особой не видели.

Проект города-сада Э. Говарда. Wikimedia.org
Проект города-сада Э. Говарда. Wikimedia.org

Павел Андреевич Парамонов - крестьянский сын, который многими стараниями заслужил назначение на заметный пост городского архитектора города Томска, увлекался работами английского философа-утописта Эбенизера Говарда о городах-садах будущего. И не он один. Популярная градостроительная идея тех времён, основанная на довольно приблизительных и схематичных планах Говарда, была возведена последователями в абсолют. Уж очень нравилась им предложенная структура, в противовес и деревенской вольнице, и громыхающе-чадящим, оставляющим гнетущее впечатление, промышленным городам XIX века.

Но в нашем понимании это был не совсем город. Расположенные по центру общественная зона и деловые районы планировалось окружить малоэтажной застройкой с приусадебными участками. которые бы и создавали тот самый образ города-сада. Промышленность оставалась бы при этом за чертой города, в соответствии с розой ветров не загрязняя своими дымами жилые районы.

План Парамонова, добавленный на карту окрестностей Щегловска. 20-е годы. Retromap.ru
План Парамонова, добавленный на карту окрестностей Щегловска. 20-е годы. Retromap.ru

Идея была красивая! Разработанная в смутные годы, через пару-тройку лет схема застройки Щегловска, выполненная Парамоновым, победила в конкурсе на генеральный проект развития города. Застройка жилых районов, предназначенных для работников Коксохима, велась в 20-е годы именно в соответствии с ним. Благодаря этому проекту в западной части центра Кемерово и районе частной застройки за проспектом Кузнецким до сих пор сохранилась ромбическая структура: основными определяющими её улицами ныне являются: Кирова, Карболитовская, Щетинкина, Есенина. В соответствии с планом проложены улицы: Калинина, Угловая, Совхозная, частично Красноармейская и Ноградская. И это - далеко не полный список.

Но осуществлялась только новая застройка, к сносу дореволюционной приступить пока не успели. Занимали площади между старым городом и заводом, тогда ещё единственным. Вот только заложенное в плане население будущего города-сада, ещё в десятых годах казавшееся фантастическим, к концу двадцатых стало явно недостаточным для активно растущего города. Потребовались новые идеи, которые начали рисовать прямо поверх существующих жилых районов. Наступила эпоха соцгородов.

Проект застройки города Щегловска авторства Э.Мэя
Проект застройки города Щегловска авторства Э.Мэя

Проект города-сада, по сути, тоже можно было отнести к проектам соцгородов, основанных на мечтах об идеальном городе. Но за какие-то пять-десять лет градостроительные идеи поменялись радикально. Прибывший в Советский Союз в 30-м году в составе команды архитекторов-новаторов Эрнст Мэй поучаствовал в разработке более 20 проектов городской застройки, в том числе и нереализованного генерального плана реконструкции Москвы. Не получилось в центре, зато состоялось в Сибири.

Застройка центральной части Новокузнецка ("сад-город", в противовес "городу-саду" - Щегловску) стала одним из ярчайших примеров градостроительных концепций того времени. Кемерово "повезло" не настолько. Во-первых, Новокузнецк строился с нуля, во-вторых, он изначально по плану должен был вместить большее количество жителей, достаточное для поддержания крупного металлургического производства. Трёхэтажные здания вдоль крупных проспектов, сходящихся к заводской проходной - вот главная идея застройки нашей южной кузбасской столицы.

Карта города-сада с внедрившимся новым планом застройки - Соцгородом. Такое ощущение, что стикер посреди карты наклеили. Город стал располагаться на обоих берегах Томи: посёлки кузнецкого рудника, АИК "Кузбасс" и район строящегося завода "Прогресс" присоединили к Кемерову. С того времени и пошла наша основная транспортная проблема: стоящие в пробке два раза в день мосты, хотя автомобильный мост возведут ещё только лет через 20. Схема 1934 года
Карта города-сада с внедрившимся новым планом застройки - Соцгородом. Такое ощущение, что стикер посреди карты наклеили. Город стал располагаться на обоих берегах Томи: посёлки кузнецкого рудника, АИК "Кузбасс" и район строящегося завода "Прогресс" присоединили к Кемерову. С того времени и пошла наша основная транспортная проблема: стоящие в пробке два раза в день мосты, хотя автомобильный мост возведут ещё только лет через 20. Схема 1934 года

Щегловск же планировалось застраивать небольшими райончиками по 9-12 двухэтажных домиков на пару-тройку подъездов, к которым не вели даже проезды для автомобилей, только пешеходные дорожки. Каждый такой квартал укомплектовывался соответствующей времени инфраструктурой: домами-кухнями (готовить пищу в жилых домах не предполагалось или, по крайней мере, не приветствовалось), прачечными, общественными банями, домами культурного досуга и детскими садами. Отдельно располагались крупные клубы, кинотеатры, школы, парковые зоны.

К 1930 году в городе было возведено всего несколько каменных зданий: Дворец Труда, два корпуса городской больницы, здание госбанка, небольшой жилой райончик кооператива "Искра". Начиналось строительство четырёх жилых домов Коксохима на улице Ермака и городской гостиницы. В принципе и всё. Но отвергнуть полность прошлый генеральный план уже не получалось. Поэтому строительство Соцгорода развернулось к югу от центра и заложило направление основной нашей улицы - проспекта Ленина.

Центр города-сада с домами "Искры" посередине. Справа вверху - Дворец Труда. Будущий универмаг уже отмечен на карте. По югу - вклейка Соцгорода. Улица без имени (впоследствии Ноградская) заканчивается у универмага и поворачивает к югу. В том же направлении сейчас располагается банк Москвы - перестроенное в постсоветский период старинное здание.
Центр города-сада с домами "Искры" посередине. Справа вверху - Дворец Труда. Будущий универмаг уже отмечен на карте. По югу - вклейка Соцгорода. Улица без имени (впоследствии Ноградская) заканчивается у универмага и поворачивает к югу. В том же направлении сейчас располагается банк Москвы - перестроенное в постсоветский период старинное здание.

Но тенденции в те времена менялись очень быстро. Критика строительства соцгородов такого плана, как это предусматривалось в Щегловске, развернулась чуть ли не с началом строительства. Возможно, более комфортный для жителей проект Новокузнецка повлиял, но уже к 1935 году Соцгород перестал развиваться по первоначально задуманному плану. Проложены были только заделы улиц к востоку от города-сада (о проекте которого к тому времени уже совсем позабыли). Вдоль них по краям райончиков Соцгорода выросли более высокие трёх-четырёх этажные дома. Наконец-то всерьёз занялись сносом старого центра и строительством нового на высоком берегу у впадения Искитимки в Томь. Прежде всего улицы Николая Островского (носит такое название с 1936 года) и будущей площади Пушкина.

Дом купца Балаганского на ул. Коломейцева. Конец 1950-х. Фотография с сайта kem100.kemrsl.ru
Дом купца Балаганского на ул. Коломейцева. Конец 1950-х. Фотография с сайта kem100.kemrsl.ru

Но тут началась война. В те тяжелые времена 38 различных предприятий было эвакуировано в наш город. Многие общественные здания были приспособлены под цеха, строились новые. Хоть как-то размещались приехавшие с заводами специалисты. Госпитали организовывались в школах и жилых домах. Но городу те горестные события дали значительный толчок: уже в 1943-м образована была Кемеровская область. В 1944-м организовано городское архитектурное бюро (отмечаю это событие, как имеющее первостепенное значение для предмета моей статьи). К концу войны развернулась застройка нынешнего Советского проспекта и Весенней улицы зданиями государственных органов и жилыми домами для работников различных организаций.

Посетую здесь на количество и качество доступных схем. Если карты, используемые в предыдущей статье, были вывезены после революции на Запад и попали там в хранилища университетов, а впоследствии были отсканированы вместе со всем остальным и, за неимением коммерческого интереса у иностранцев, выложены в открытый доступ, то схем послереволюционного Кемерово почти не найти. Практически только одни карты областей, страны и мира, которые дают мало пользы для изучения истории застройки родного города. За схемами нужно идти в архивы и музеи, но я даже не в курсе, доступны ли они там в качественном цифровом формате.

Высокие трубы ГРЭС. 180 и 210 метров
Высокие трубы ГРЭС. 180 и 210 метров

Но и тут помогли американцы: в 1964 году наш город сфотографировал шпионский спутник. Эти чёрно-белые снимки, причём вполне приличного качества, были впоследствии рассекречены и также стали доступны общественности. Посмотрим на них, попробуем разобрать что-нибудь интересное. Фрагменты взяты с сайта etomesto.ru.

В центре всё в дыму. Высоченные трубы ГРЭС ещё не построены. 1964 год
В центре всё в дыму. Высоченные трубы ГРЭС ещё не построены. 1964 год
Этот район ещё под частной застройкой. Возведён только нынешний 2-ой корпус университета (отмечен красным). Проспект Советский вниз к Искитимке от обкома партии идёт совсем по другому, не так, как сейчас. На конце его стоит пешеходный мостик. Сейчас мост построили заново, примерно в том же месте у кассационного суда
Этот район ещё под частной застройкой. Возведён только нынешний 2-ой корпус университета (отмечен красным). Проспект Советский вниз к Искитимке от обкома партии идёт совсем по другому, не так, как сейчас. На конце его стоит пешеходный мостик. Сейчас мост построили заново, примерно в том же месте у кассационного суда
Построен комплекс областной больницы и несколько близлежащих зданий. Красным отметил улицу Фабричную, от которой нынче осталось только название остановки общественного транспорта. Стройные кварталы заискитимской части города-сада между проспектом Ленина и нынешним Октябрьским переходят в самострой Заречных улиц
Построен комплекс областной больницы и несколько близлежащих зданий. Красным отметил улицу Фабричную, от которой нынче осталось только название остановки общественного транспорта. Стройные кварталы заискитимской части города-сада между проспектом Ленина и нынешним Октябрьским переходят в самострой Заречных улиц
Южнее проспекта Ленина строятся новые районы. Ещё в начале 50-х на холме возвели телецентр, Сейчас вокруг него выросли жилые дома. Город дошёл до Волгоградской. Улица Терешковой только угадывается, как направление. Вместо Комсомольского парка - пустырь. А основной дорогой левобережья является улица Гагарина (ранее - Учебная)
Южнее проспекта Ленина строятся новые районы. Ещё в начале 50-х на холме возвели телецентр, Сейчас вокруг него выросли жилые дома. Город дошёл до Волгоградской. Улица Терешковой только угадывается, как направление. Вместо Комсомольского парка - пустырь. А основной дорогой левобережья является улица Гагарина (ранее - Учебная)
Севернее - вотчина кирзавода. Возле него разбросаны домишки, ныне доживающие свои последние денёчки. Глиняные карьеры, со склонов которых мы катались на санках в детстве, теперь более-менее сравняли. На этом месте возвели "Спутник", "Парус" и комплекс жилых зданий в виде загогулины по адресу пр. Октябрьский, 61. На берегу реки - водозабор. Красное озеро ещё не вырыли. около него (ну того места, где оно будет) и возле Томи - мичуринские сады
Севернее - вотчина кирзавода. Возле него разбросаны домишки, ныне доживающие свои последние денёчки. Глиняные карьеры, со склонов которых мы катались на санках в детстве, теперь более-менее сравняли. На этом месте возвели "Спутник", "Парус" и комплекс жилых зданий в виде загогулины по адресу пр. Октябрьский, 61. На берегу реки - водозабор. Красное озеро ещё не вырыли. около него (ну того места, где оно будет) и возле Томи - мичуринские сады
Железная дорога к заводам заискитимской части ещё не построена. На въезде в город с юга видно разветвление старой автодороги и новой - будущей улицы Тухачевского. на старую можно заехать и теперь с 62 проезда. Новую проложили из-за строительства Химволокна (справа вверху), завод вырос как раз поперёк старой дороги. А раньше приезжие попадали в Кемерово по Мирной улице и с неё поворачивали уже на Гагарина.
Железная дорога к заводам заискитимской части ещё не построена. На въезде в город с юга видно разветвление старой автодороги и новой - будущей улицы Тухачевского. на старую можно заехать и теперь с 62 проезда. Новую проложили из-за строительства Химволокна (справа вверху), завод вырос как раз поперёк старой дороги. А раньше приезжие попадали в Кемерово по Мирной улице и с неё поворачивали уже на Гагарина.
В рудничном районе ещё сохраняются двухэтажные дома 30-х годов, но проспект Шахтёров уже начал застраиваться более современным жильём. ВостНИИ возведён, но Институтской улицы, можно сказать, ещё нет. Как нет и администрации Рудничного района и аллеи от института до нынешней улицы Юрия Смирнова
В рудничном районе ещё сохраняются двухэтажные дома 30-х годов, но проспект Шахтёров уже начал застраиваться более современным жильём. ВостНИИ возведён, но Институтской улицы, можно сказать, ещё нет. Как нет и администрации Рудничного района и аллеи от института до нынешней улицы Юрия Смирнова
Кировский зелен и красив. Новые микрорайоны на севере ещё не построены, По центру видны остатки множества разрушенных бараков. На их месте вырастут новые дома. Кировский был основной целью шпионского спутника: западнее расположены военные заводы. Там всё очень интересно, но они не имеют отношения к теме моего сегодняшнего рассказа.
Кировский зелен и красив. Новые микрорайоны на севере ещё не построены, По центру видны остатки множества разрушенных бараков. На их месте вырастут новые дома. Кировский был основной целью шпионского спутника: западнее расположены военные заводы. Там всё очень интересно, но они не имеют отношения к теме моего сегодняшнего рассказа.
Сохранилась ещё и барачная коксохимовская застройка времён первых пятилеток между Советским проспектом и станцией Предкомбинат. Вскорости эти дома также снесут, но на их месте будут либо производственные корпуса, либо пустырь. Большая химия однако рядом!
Сохранилась ещё и барачная коксохимовская застройка времён первых пятилеток между Советским проспектом и станцией Предкомбинат. Вскорости эти дома также снесут, но на их месте будут либо производственные корпуса, либо пустырь. Большая химия однако рядом!
Южный посёлок. Ряды новеньких домиков вдоль улицы Баумана. Почему их снесли - загадка.
Южный посёлок. Ряды новеньких домиков вдоль улицы Баумана. Почему их снесли - загадка.
А это - шахта на Ягуновке. Виден терриконик. Во времена моего детства их вокруг города высилось несколько
А это - шахта на Ягуновке. Виден терриконик. Во времена моего детства их вокруг города высилось несколько
Здесь - Соцгород у нового вокзала. Видно, что дома внутри кварталов проредили
Здесь - Соцгород у нового вокзала. Видно, что дома внутри кварталов проредили

Напоследок помещу фрагмент топографической карты 1985 года. Город на ней показан не весь, без южного района и заводов. Попробую позже найти копию получше.

Топографическая карта 1985 года. Фрагмент
Топографическая карта 1985 года. Фрагмент

Такой вот путь прошло Кемерово за век, который минул с тех пор, когда правительство Колчака назвало его городом Щегловском. Градостроительные тенденции сменяли друг друга. Иногда они воскресали, как, например, идея города-сада получила внезапное развитие в проекте застройки посёлка-спутника Лесная Поляна.

Но я, закончив очередной немалый труд, всё ещё спрашиваю себя: а когда по городу погуляем? Когда фотографиями поделимся? Осталось дождаться.

А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#кемерово #кузбасс #сибирь #история