Галерея живописных полотен XIX века, посвящённая России дореволюционной эпохи, представляет собой редкую возможность взглянуть на общественные слои и повседневную жизнь того времени через призму искусства. Хотя представленная коллекция не является полной, посетить музей и увидеть эти работы лично полезно для понимания исторического и социального контекста.
Большинство картин иллюстрируют тему «процветания» русского крестьянства уже после отмены крепостного права в 1861 году. Однако важно понимать, что взгляды художников порой отличались, а одна картина могла отражать лишь субъективное восприятие отдельного автора. Тем не менее, объединённый образ, выведенный десятками мастеров, даёт куда более точное представление о положении дел, чем отдельные работы.
В действительности лишь около 10% населения Российской империи, включая дворян, фабрикантов, купцов, казаков, кулаков, высшие и средние иерархии Русской православной церкви и часть прослойки интеллигенции, жили достаточно хорошо. Именно поэтому на картинах художника Бориса Кустодиева, например, купчихи изображены пышнотелыми и дородными — символами достатка и благополучия.
Для подавляющего же большинства, около 90% населения, в основном представителей крестьянства и беднейших слоев, жизнь была далека от изобилия. Это отражается в картинах реалистов и передвижников, которые писали сцены повседневности с большой долей социальной честности и объективности. Именно эти произведения демонстрируют лишения и трудности, с которыми сталкивались крестьяне в то время.
Такое искусство становится не только художественным достоянием, но и важным историческим документом, позволяющим увидеть и понять реальную картину жизни дореволюционной России. Посещение музея и изучение этих картин помогает осознать глубокие социальные противоречия и реальные условия жизни большинства населения Российской империи XIX века.
Н.В.Орлов. Подати. 1895. Государственная Третьяковская галерея. Подати разоряли крестьян
М.К.Клодт. Село в Орловской губернии. 1864. Дальневосточный художественный музей.
А.К.Саврасов. Пейзаж с избушкой. 1866. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова.
П.А.Брюллов. Весна. 1875. Государственная Третьяковская галерея.
В.Е.Маковский. Крестьянские дети. 1880.
Крыжицкий. Хутор в Малороссии. 1884.
Г.Г.Мясоедов. Молебен на пашне о даровании дождя. 1877.
С. Коровин. В волостном суде (приготовление к наказанию розгами). 1884 г.
Н.В. Орлов. Недавнее прошлое. (Перед поркой). 1904. Государственный центральный музей современной истории России.
Богатые крестьяне (кулаки) глумились над бедными: С. Коровин. На миру. 1893.
Н.П.Загорский. В неурожайный год. По миру (Нищие). 1885. Нижегородский государственный художественный музей.
Сословное неравенство, даже небедные крестьяне снимают шапки перед мировым судьёй и стоят перед ним, а он остаётся в фуражке и продолжает сидеть: Н.Д. Кузнецов. Мировой судья. 1887. Музей искусств Дэвида Оусли в Университете Болл стейт, Манси.
Сословное неравенство проявлялось в том, что дворяне не разрешали крестьянам охотиться на своих землях. Даже обеспеченный крестьянин снимал шапку и стоял перед помещиком, который, в свою очередь, оставался в шляпе, разговаривал с ним сидя и угрожал кнутом.
Н.Д. Кузнецов. Объезд владений. 1879
В.Д.Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876. Государственная Третьяковская галерея.
Нищета, социальное и имущественное неравенство заставляют крестьянских детей собирать ягоды, грибы и цветы, чтобы приносить их для продажи в имение помещика.
А.И.Корзухин. Дети на террасе. 1887. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
И.Л.Горохов. Купите ягоды. 1890. Художественная галерея города Можайск.
К.В.Лемох. Лето (С поздравлениями). 1890. Национальный художественный музей Азербайджана.
Крестьяне, живущие в бедности, не в состоянии выплатить задолженности, из-за чего у них конфискуют движимое имущество и скот.
А.И. Корзухин. Сбор недоимок. 1868. Государственный музей истории религии.
А.А. Красносельский. Сбор недоимок. 1869. Вольский краеведческий музей.
В.В. Пукирев. Сбор недоимок. 1875. Государственный музей политической истории России, СПб.
К.А. Трутовский. Сбор недоимок на селе. 1886. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Бедность, недоедание: В.М.Максимов. Бедный ужин. 1879. Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачёва.
Отсутствие социальной поддержки для малоимущих крестьян, особенно инвалидов, детей-сирот и пожилых людей, вынужденных просить милостыню (на церковном пороге) ради куска хлеба: В.Г.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862.
К.В.Лемох. Нищенка. 1881. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.
И.И.Творожников. Нищие около церкви. 1889. Государственная Третьяковская галерея.
С. А. Виноградов. Нищие у церковной ограды. 1899. Смоленский музей изобразительных и прикладных искусств.
И.Л.Горохов. По миру. Начало ХХ в. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова.
Недостаток средств к существованию, отсутствие пенсий по старости и пособий для маленьких детей: Якоби В. И. Светлый праздник нищего. 1860. Михайловский дворец, зал. 19.
Попов (Московский) А. П. Деревенский двор. 1861.
В. Е. Маковский. Игра в бабки. 1870. Государственная Третьяковская галерея.
Богданов-Бельский Н. П. Страна мальчиков. 1916. Институт русского реалистического искусства.
Ф.А. Васильев. Деревня. 1869. Михайловский дворец, зал 20.
В.Г. Перов. Спящие дети. 1870. Государственная Третьяковская галерея.
А.И. Корзухин. Девочка. 1877. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Х.П. Платонов. Маленькая няня. 1880. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Богданов-Бельский Н. П. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
И. Л. Горохов. В крестьянской избе. 1895.
Нехватка средств и отсутствие необходимых условий для надлежащего ухода за роженицами и младенцами: Лемох К. В. Новое знакомство, 1885. Из собрания Александра Третьего в Аничковом дворце.
И.И. Творожников. Крестьянка, выходящая из избы. 1895. Государственная Третьяковская галерея.
А.И. Корзухин. Возвращение из города. 1870. Государственная Третьяковская галерея.
Богданов-Бельский Н. П. Сочинение. Ок. 1903 г. Михайловский замок, зал. 202.
Социальное и экономическое неравенство среди крестьянских семей, различия в финансовых возможностях по обеспечению детей: Богданов-Бельский Н. П. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895. Государственная Третьяковская галерея.
Богданов-Бельский Н. П. У дверей школы. 1897. Государственный Русский музей.
Нищета, алкогольная зависимость среди крестьян и сельских священников.
К. А. Трутовский. У кабака. 1860-е. Русский музей.
А.И Корзухин. Возвращение с сельской ярмарки. 1868. Государственная Третьяковская галерея.
Н.А. Богатов. Тятенька загулял. 1875.
К.В. Лемох. Пьяный муж. 1894. Таганрогская картинная галерея.
В 1862 году картина В. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) была снята с постоянной экспозиции Общества поощрения художников по требованию Священного Синода Русской Православной Церкви. Это произошло из-за того, что художник осмелился показать в ней грязь и нищету русской деревни, пьянство бедных крестьян, несущих святую икону в перевёрнутом виде, а также пьяного священника, который раздавил ногой пасхальное яйцо.
В. Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Государственная Третьяковская галерея.
Низкий уровень доходов, отсутствие выплат при временной нетрудоспособности и недостаток качественного медицинского обслуживания.
Максимов В. Больной муж. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея.
К.В. Лемох. У люльки (Больное дитя). 1875. Киевская картинная галерея.
К.В. Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея
А.Е. Архипов (Пыриков). В больнице. 1890-е гг. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Недостаток средств, отсутствие больниц и квалифицированных врачей в сельской местности, а также необходимость обращаться в слабо финансируемые земские медицинские учреждения.
Н. П. Загорский. У земской больницы. 1886.
И.С. Казаков. Приёмная в земской больнице. 1898. ГРМ.
Крестьяне из-за нищеты вынуждены покидать деревни и искать разную подработку, в том числе тяжёлую и изнуряющую работу бурлаками на судоходных реках или наниматься чернорабочими для ремонта железных дорог.
И.Е. Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872. Государственная Третьяковская галерея.
И.Е.Репин. Бурлаки на Волге. 1873 г. Государственный Русский музей.
К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874.
Бедность и нехватка денег на качественную зимнюю одежду и обувь:
И. Крамской. Созерцатель. 1876. Киевский музей русского искусства.
Недостаток социальной поддержки семьи в случае утраты единственного кормильца.
В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865. Государственная Третьяковская галерея.
С.В.Иванов. В дороге. Смерть переселенца. 1888. Государственная Третьяковская галерея.
И.И. Творожников. Горе. 1899. Новгородский художественный музей.
Бедность и отсутствие прав у крестьян проявлялись даже в сравнении с жителями провинциальных городков.
Мясоедов Г. Земство обедает. 1872. Государственная Третьяковская галерея.
Нет социальной защиты для крестьянских детей-сирот.
Н. А. Касаткин. Осиротели. 1891. Русский музей СПб.
И. И. Творожников. Мальчик-нищий с корзиной. 1886. Козьмодемьянский музей.
Дети из-за нехватки денег у родителей вынуждены уходить из дома, становиться подмастерьями и работать в тяжёлых условиях, часто испытывая голод.
В.Г.Перов. Мальчик-мастеровой. 1865. Ульяновский областной художественный музей.
В.Г. Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866. Государственная Третьяковская галерея.
В.Е.Маковский. Свидание. 1883.
В подмастерьях дети терпели побои и издевательства со стороны мастеров, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
М.Ватутин. Воспитатель. 1892.
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... (А.П. Чехов. "Ванька". 1886 г.)
И.П.Богданов. Новичок. 1893. Государственная Третьяковская галерея.
Читайте другие статьи в разделе: История России