Интересно, вы когда-нибудь задумывались о том, как звали аналогов Адама и Евы у славян? Интересный вопрос ведь, согласитесь. Но не самый простой - по вполне понятным причинам: все поздние записи о древних славянских мифах были сделаны уже во времена господствования христианства, соответственно, и первых людей там чаще всего называли на христианский манер - Адамом и Евой.
А если попробовать найти какой-то другой вариант, то неизбежно попадёшь на рассуждения каких-нибудь неоязычников, а там чего только не найдёшь: Лель и Полель, Коляда и Кострома, Белобог и Чернобог, древний рус и древний ящер, и так далее, и так далее. И как в этом всём разбираться - фиг его знает, ведь последнее столетие подарило нам целую кучу современных авторов "древних славянских вед".
Но тут на помощь неожиданно приходит такая наука как лингвистика. Однажды филологи, лингвисты и религиоведы зашли в бар (ну или куда они там ходят) и обратили внимание на одну интересную особенность - что мифы разных народов как-то уж очень между собой похожи. И пошли копаться в источниках. Произошло это ещё в семидесятых годах, так что раскопать получилось много всего интересного.
В частности, выяснили, что похожие мифы тесно связаны с языком - то есть, у народов, которые говорят на родственных языках, как уж очень много похожих элементов и в религиозном плане. И, скорее всего, например, для тех, кто говорит на индоевропейских языках, все эти верования восходят к какому-то самому первому мифу, который появился ещё во времена праиндоевропейского языка. Что же это был за миф?
Первые люди были созданы из земли - возможно, с использованием частей тела то ли богов, то ли священного животного. Иногда это не первые люди в целом, а, например, "первый король" и "первый священник" или кто-то ещё столь же важный. Или вообще не "люди" в привычном понимании, а какие-то более могучие создания, которые положили начало людскому роду. Думаю, суть вы уловили. И имена этих людей - Ману (что означает "человек, мужчина") и Йемо ("близнец, двойняшка"). Если с Ману всё понятно, то Йемо - то ли его брат, то ли сестра, то ли всё это сразу, сейчас разобраться уже сложно. У них было первое одомашненное животное - скорее всего, корова. А ещё, скорее всего, у них происходило какое-то жертвование - братья были кардинально разными, и Ману совершал что-то нехорошее с Йемо (используя эту жертву для всякого-разного - например, используя органы и части тела Йемо для создания всяких важных штук мироздания). И где-то там рядом с ними есть ещё первый воин по имени Трито ("Третий"), который сражался с трёхголовым змеем Нгвхи ("змей"), возможно, как раз из-за похищения этой самой коровы. А помощь Трито оказывал какой-то бог-помощник, скорее всего, бог молний или бог неба.
Понятно, что дела это давно минувших дней, и в разных регионах детали этой истории могли меняться под влиянием времени и культуры. Но если присмотреться, то следы этих персонажей много где заметны. Ману и Йемо: в санскрите в Ману и Яма, в германских Маннус (возможно - запись о нём есть только у Тацита) и Имир, на латыни - Ромулус и Йемос (позже - Ремос; мы их знаем как Рема и Ромула), на древнегреческом - Фанес (больше известный как Эрос) и... кто-то ещё. В общем, отличия от оригинала есть, что неудивительно с учётом времени и географии - например, на Ромула явно оказал влияние город Рим, 'Rome'. Ну и, как, наверно, заметно, далеко не всегда "новые" поколения образов Ману и Йемо всегда были прародителями людского рода, но при этом далеко не всегда сами считались людьми: в поздних религиях где-то они - люди, где-то - боги, где-то - что-то среднее вроде титанов, а где-то - древние мифические герои с полубожественными силами.
Адам и Ева сами по себе изначально родом из другого региона - а именно из мифологии носителей афразийских языков (другие известные носители - древние египтяне, и у этих религий есть свои схожие качества - сотворение человека из глины, верховное божество, которое "ушло на покой" и не вмешивается в дела людей и так далее). Но конкретно семиты были соседями индоевропейцев, так что позаимствовали и адаптировали у них довольно значительную часть мифов про Ману и Йемо. Тема жертвы перешла Каину и Авелю (братья с кардинально разной судьбой), а чуть позже появляется ещё один "прародитель" человечества - Ной, который тоже довольно близок к более восточным историям. Но в целом узнать всю эту шайку-лейку среди праиндоевропейцев и их ближайших соседей можно, и в научных кругах эта версия считается более-менее принятой - про Ману и Йемо точно, про Трито и Нгвхи - чуть более спорно. О конкретных деталях и конкретных личностях Ману и Йемо в более поздних мифах и в мифологии соседских народов, конечно, идут дискуссии - но это нормально.
А что же там было у славян? Славяне - тоже носители праиндоевропейского языка, соответственно, оригинальные мифы у них тоже должны восходить к Ману и Йемо. И, в принципе, многое из того, что сохранилось, совпадает. Политеизм - есть. История о происхождении человека из земли - есть: у южных славян сохранились мифы о том, что первые люди выросли из земли "как грибы". Создание чего-то важного из "запчастей" божественного - тоже есть: во всяких апокрифических книгах вроде "Сказание о сотворении Богом Адама" и "Голубиной книге" бог собирает Адама из разных частей - что-то из земли, что-то из моря, что-то из солнца и так далее. Только вместо священной коровы в качестве первого спутника у нас чаще выступает собака. И грибы, и собаки, впрочем, довольно понятны - для лесного народа, коим были древние славяне, такое изменение вполне объяснимо.
Трёхголовый Нгвхи - это наш любимый Змей-Горыныч. Воин-Трито - видимо, загадочный Троян, имя которого упоминается в летописях, но кто он такой - толком не особо понятно (а в более поздних сербских сказках он вообще сливается с Змеем-Горынычем и приобретает довольно монструозные черты).
А как же у нас тогда могли звать Ману и Йемо? Ну, с "ману" (который "мужчина, человек") всё понятно - тут от праиндоевропейского слова всё прекрасно реконструируется с кучей примеров и аналогов буквально, и от этого слова происходит современное слово "муж". А вот с Йемо - сложнее. Если его реконструировать по правилам, то в итоге получается вариант "Им", если это был мужчина, или "Има", если это была женщина. Но с этим есть определённые трудности - у нас в языке значения "близнец" не сохранилось вообще даже намёком, а значит, оно могло меняться под влиянием каких-то других слов. Наиболее вероятным кажется вариант "Имя" (либо как "имя", либо как производная от слова "иметь"), такое же изменение произошло в санскрите, где "Йемо" ("близнец") превратился в "Яму" (от слова "держать, требовать, присваивать"). Но могло произойти и какое-нибудь другое изменение на похожее по звучанию слово - например, вместо Йемо вполне могло влезть слово "Жена" - по звучанию-то похоже, и по смыслу для славянских Адама и Евы вполне себе подходит. И народная этимология вполне могла перенести на оригинальное имя и такой вариант.
Но тут уже остаётся только гадать - на данный момент точно реконструировать название второго участника (или участницы) этой пары не представляется возможным - равно как и как-то подтвердить эту теорию какими-то письменными источниками. И понятно почему - "времена Трояна" в "Слове о полку Игореве" это уже дела давно минувших дней, произошедших не менее семи веков до описываемых там событий, что для устной традиции - целая вечность.
Но, по крайней мере с точки зрения современной лингвистики, скорее всего, имена первых людей или их прямых прародителей в славянской мифологии - это Муж и Имя. Как вам? Не самый предсказуемый вариант, правда? Но, на мой взгляд, довольно красивый.