Недавно «ТБ» писала об информационно-коммуникационных технологиях, внедренных в столичном метрополитене. Сегодня поговорим о системе диспетчерского контроля лифтов и напомним основные правила пользования ими. Это особенно важно, когда речь идет о безопасности пассажиров в метро. Как гласит старая пословица: «Предупрежден — значит вооружен».
ЛИФТ В МЕТРО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Ныне в подземке эксплуатируются 56 лифтов на 16 станциях. Система диспетчерского контроля позволила централизовать оперативный мониторинг за лифтами и осуществлять голосовую связь пассажиров с диспетчером. Весьма важно, что система дает возможность производить удаленную диагностику: определение местоположения, состояния, наличие ошибок в работе и многое другое. То есть диспетчер может управлять и настраивать аппаратуру, осуществлять контроль за открытием дверей в шахту лифта, доступом в машинное отделение. А также оперативно и точно сориентировать дежурную ремонтную бригаду в причине любой неисправности.
Внедрение системы диспетчерского контроля позволило оптимизировать штат персонала (произошло сокращение лифтеров), сократить время реагирования на неисправность, снизить аварийность за счет контроля ключевых параметров оборудования и обеспечить бесперебойность работы лифтов.
Кстати, лифты на станциях предназначены далеко не для всех пассажиров, а для перевозки лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и лиц, перевозящих детей в колясках. Так записано в Правилах пользования пассажирскими лифтами, но, разумеется, никто из сотрудников метро не будет против использования лифта, например, пожилыми людьми преклонного возраста или беременными женщинами – теми, для кого подъем по ступеням лестничного марша станции затруднителен.
Однако многие вполне себе дееспособные и физически здоровые пассажиры не прочь прокатиться на лифте вместо того, чтобы пройти по нескольким ступеням лестницы. Даже притом что из-за мелкого заложения метро некоторые станции расположены очень близко к поверхности земли, поэтому лестничные марши совсем короткие и удобные.
В итоге из-за такого нецелевого использования идет повышенная нагрузка на оборудование лифтов, оно чаще выходит из строя, сокращается его моторесурс. Поэтому специалисты электромеханической службы метрополитена просят напомнить: лифты в метро предназначены только для узкого круга лиц и требуют соблюдения правил безопасности.
ПРАВИЛА, НАПИСАННЫЕ ЖИЗНЬЮ
Для вызова кабины нужно нажать кнопку, встроенную в обрамление дверей пассажирского лифта, когда отсутствует в нем световой сигнал. После автоматического открытия дверей необходимо убедиться, что кабина находится перед вами. Войдя, нажмите кнопку нужного этажа, двери закроются автоматически, и кабина придет в движение.
Если в момент закрывания дверей понадобилось экстренно их открыть, нажмите кнопку с изображением двух треугольников, острием развернутых в разные стороны.
Не стоит паниковать, если двери закрылись после нажатия кнопки нужного этажа, а кабина не пришла в движение. Нажмите кнопку этажа, на котором находитесь, двери откроются, и вы сможете выйти.
При остановке между этажами следует повторно нажать кнопку нужного этажа. Если кабина не пришла в движение, нажимаем кнопку с символом «Звонок», сообщаем об остановке в микрофон и ждем прихода обслуживающего персонала. Не надо пытаться самостоятельно выйти из кабины – это опасно.
При включении светового сигнала перегрузки и звукового сигнала необходимо частично разгрузить кабину. При перевозке ребенка, находящегося в коляске, необходимо перед входом в кабину взять его на руки. Затем следует войти с ним в кабину, после чего ввезти за собой коляску, не оставляя при этом ребенка одного в кабине.
При посадке в кабину лифта взрослых с детьми дошкольного возраста первыми должны входить взрослые. При высадке все происходит с точностью до наоборот: сначала выходят дети.
В случае возникновения нештатных ситуаций нужно вызвать по прямой голосовой связи диспетчера, нажав кнопку с символом «Звонок».
При обнаружении неисправности лифта сообщите об этом по одному из городских телефонов: (017) 219-56-12 (Московская линия); (017) 219-56-16 (Автозаводская); (017) 270-39-65, 383-82-23 (Зеленолужская).
Кстати, для выполнения ремонта и технического обслуживания лифтов допускается их остановка во время работы метрополитена.
Напомним: категорически запрещается в лифте курить, перевозить ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества, крупногабаритные грузы, перегружать кабину. Нельзя препятствовать закрытию дверей шахты и кабины путем удерживания их руками, ногами или какими-либо предметами, прислоняться к стенам и дверям кабины.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена