Продолжаем цикл статей о месте гранита в архитектуре северного модерна. Сегодня мы поговорим о зданиях и сооружениях в Выборге.
Viipuri (финский Выборг)
Выборг конца XIX–начала ХХ века — один из важнейших городов Финляндии, являющейся, в свою очередь, автономным княжеством Российской империи. И, хоть расстояние отсюда до Санкт-Петербурга вдвое ближе, чем до Гельсингфорса (Хельсинки), традиции выборгского градостроения имеют отчётливые западно-европейские корни и явственно скандинавский дух.
Потому когда в Швеции и Финляндии становится популярна архитектура в стиле национального романтизма, а в Гельсингфорсе начинают появляться сказочно-средневековые работы Элиэля Сааринена, Германа Гезеллиуса, Армаса Линдгрена, мода на подобное видение искусства быстро приживается и здесь. Выборг словно сам того долго ждал — и мечтал дополнить свои каменные постройки рыцарского века новыми сооружениями, ностальгирующими по старинным романтическим временам. Всего за 15 лет его ландшафт неуловимо меняется; появляются десятки новых домов авторства Карла Эдуарда Диппеля, Карла Хорд аф Сегерстада, Карла Аллана Шульмана, Пааво Уотилы, Класа Акселя Гюльдена, Уно Вернера Ульберга, Карла Густава Нюстрёма и других зодчих. Все они отлично уживаются со старинной застройкой и прекрасно вписываются в общую городскую панораму.
Подробнее о выборгских архитекторах и их работах можно почитать здесь>>
Kansallisromantiikka (северный модерн по-фински)
Финское слово kansallisromantiikka обозначает "национальный романтизм" — именно под этим названием скрывается архитектурный стиль, который известен нам в русском языке под именем северного модерна.
Равно как и его российский сосед, kansallisromantiikka выглядит мрачным, массивным, суровым, но, кроме того, часто содержит в себе аллюзии на романские памятники зодчества и финские фольклорные элементы из "Калевалы".
Национальный модерн в Выборге
Выборгский вариант kansallisromantiikka не такой торжественный, как в Хельсинки. Он гораздо более скромен и чужд избыточной вычурности. Его очертания ближе к природным линиям, что отлично гармонирует как с окружающей карельской местностью, так и со средневековыми достопримечательностями города.
Главными чертами выборгского национального модерна являются:
- толстые стены, узкие окна, приглушённые тёмные цвета
- приземистость и брутальность
- асимметрия
- частое использование самого популярного местного материала — натурального мелкозернистого серого, серо-розового, бурого гранита в обработке "дикий камень" ("скала")
- мощный тяжёлый цоколь, внушительный портал, дополнительно декорированные наличники, башни, эркеры, массивные колонны
- элементы средневековой архитектуры — строительство под уклон, расстекловка, окулюсы (круглые окна во фронтоне), щипцы (вертикальные навершия фасада) и др.
- растительные, животные и антропоморфные барельефы, медальоны, маскароны
- ранние памятники выборгского модерна, созданные в 1898–1903 гг., часто содержат элементы неоренессанса (венецианские и флорентийские окна, зубцы на стенах, украшенные виньетками сандрики, монументальные лестницы и др.)
Основным периодом расцвета национального модерна в Выборге являются 1898–1912 гг.
Стоит понимать, что Зимняя и Вторая Мировая войны оставили в Выборге огромные разрушительные следы; мало кто из зданий уцелел с той поры в первозданном виде: кто-то в ходе дальнейшей реставрации согласно Постановлению № 1871 ЦК КПСС от 04.11.1955 был упрощён, кто-то — перестроен, кто-то — заново восстановлен из руин, а до кого-то, увы, руки так и не дошли до сих пор.
Памятники национального модерна в Выборге
Дворец Пиетинена (Pietisen palatsi)
Первый памятник архитектуры северного модерна располагается прямо напротив вокзала, у Треугольного сквера. Работа трёх финских архитекторов: Армаса Линдгрена, Бертеля Юнга, Оскара Бомансона — была создана в 1907–1908 годах.
Здание до настоящего времени сохранилось не полностью: раньше между его флигелями находилась высокая крыша, а на углу возвышалась массивная башня (см. антикварную открытку в конце галереи).
Главная изюминка дома — каменная облицовка двух первых этажей серым гранитом, мощные многослойные порталы и маскароны, стилизованные под героев "Калевалы".
Адрес: Выборг, Ленинградский проспект, 31.
Дом Лаллукки (Lallukan talo)
Здание фирмы "Хякли, Лаллукка и К°" было создано Алланом Шульманом в 1905–1906 годах. Безусловно, оно является одним из трёх наиболее интересных объектов северного модерна в Выборге.
Плотная гранитная облицовка "диким камнем", широкие гладкие наличники и порталы, пилоны, полукруглые и квадратные эркеры с узкими окнами-бойницами, узнаваемая турель, высокие щипцы над крышей и круглые чердачные окна — этот дом напоминает настоящий средневековый замок.
На первом этаже здания в настоящее время располагается кондитерская, где можно выбрать вкусный десерт и полюбоваться красивым интерьером.
Адрес: Выборг, Вокзальная улица, 7.
Здание Выборгской торговой кооперации (Viipurin osuusliike)
Проект, созданный Алланом Шульманом в годы, аналогичные возведению дома Лаллукки, обыгрывает ту же средневековую тему, но делает это мягче и элегантнее.
Сходу узнаваем яркий почерк архитектора: эркеры, башня, шестиугольные трапециевидные окна с расстекловкой, мощные каменные порталы. Однако характер здания тут совершенно иной, нежели в прошлом проекте — он светлый и открытый. Большие витрины, слуховые окна, плавные линии первого этажа — этот дом выглядит модным, воздушным и уютным.
Гранита тут немного, им облицованы лишь порталы и простенки цоколя, но они добавляют зданию стиля и ощущения продуманного житейского комфорта.
Адрес: Выборг, Ленинградское ш., 1.
Доходный дом купца Сергея Москвина (Kauppias Moskvinin kerrostalo)
Этот дом соседствует с предыдущим объектом и образует с ним единый фасад, выходящий на Красную площадь. Его необычная форма, пара приземистых квадратных башен, по замыслу архитектора Паава Уотила, должна напоминать средневековые храмовые постройки Швеции и Дании.
Здание было сдано в 1907 году, но, к сожалению, не было завершено полностью — Выборг так никогда и не увидел вторую часть сооружения (где были предусмотрены симметричные башни с другой стороны архитектурного проекта).
Гранит в этом доме выполняет не только декоративную, но и очевидно утилитарную роль — он уравновешивает форму здания, не даёт ему выглядеть громоздко и несуразно. Серые каменные плиты чередуются с большими окнами-витринами и визуально бьются с короткими серыми шпилями башен.
Адрес: Выборг, ул. Суворова, 25.
Дом купца Йоханна Конконена (Liikemies Konkosen kerrostalo)
Пятиэтажный дом, выходящий на главный выборгский бульвар, выполнен Пааво Уотилой, автором предыдущего рассмотренного объекта, в 1908–1910 годах. Как и в случае с купцом Москвиным, заказчик тут был частный: предприниматель Йохан Конконен.
Внешний облик здания здесь снова напоминает старинные шведские дома: узкий нарядный фасад, первый торговый этаж с большими витринами, расстеклованные в мелкую клетку окна, щипцы на торце и небольшая пирамидальная башенка на лицевой части дома.
Основные элементы, а также декоративные орнаменты у окон и простенков дома выполнены штукатуркой разных фактур; камень же (разумеется, серый гранит) используется только в цоколе фасада, а также в пилонах у въездов во двор — см. фото с маскароном под домовым знаком.
Адрес: Выборг, ул. Ленина, 16.
Финляндский торговый банк (Suomen Kauppapankki)
Сложное здание из трёх частей возведено в начале 1910-х гг. Уно Ульбергом на углу Torkkelinkatu (совр. — ул. Ленина) и Karjalankatu (совр. — Ленинградский пр.) для нужд торгового дома "Карелия" и Финляндского торгового банка. Для создания многочисленных медальонов, барельефов и скульптур из серого гранита был приглашён известный финский скульптор Феликс Нюлунд.
Здание эклектично: его равноценными частями являются готическое тело из красного кирпича и каменный панцирь в эстетике ар-деко. Многочисленные детали из серого гранита тоже имеют двойной характер: в срединной банковской секции они строги и геометричны, тогда как в торговых боковых фрагментах вычурны и витиеваты. Подобный подход к архитектурному зонированию позволяет предоставить каждому резиденту дома именно то пространство, в котором ему будет максимально комфортно существовать.
Адрес: Выборг, ул. Ленина, 12.
Национальный акционерный банк Финляндии (Kansallis-Osake-Pankki)
Спустя всего дом по улице Ленина можно встретить ещё одно примечательное здание — это одна из самых первых выборгских построек в стиле kansallisromantiikka. Её создало архитектурное бюро "Уско-Нюстрём–Петрелиус-Пентгиль" в 1901 году.
Неспроста этот проект смотрится несколько урезанно и нераскрыто — во время Зимней войны он получил значительные повреждения, а в ходе реставрации было решено не восстанавливать ни его высокую крышу со слуховыми окнами, ни широкую пирамидальную башню, ни акротерии мансардного этажа (равно как и сам верхний этаж).
Полюбоваться полноценным вариантом этого архитектурного шедевра можно на последнем антикварном фото галереи.
Здание функционально поделено на две неравные доли: одна, фасадная и каменная, была предназначена для совершения финансовых операций; вторая же, украшенная светлой штукатуркой и эркером, уходит в переулок — она была спроектирована в качестве жилых помещений для банковских служащих.
В каменной облицовке дома использовался гранит и стеатит (или талькохлорит, т.наз. "горшечный камень"). Все основные и второстепенные элементы фасада выполнены из серого и серо-бурого гранита, резные детали (медальоны, рамы, сандрики) — из стеатита того же оттенка.
Адрес: Выборг, ул. Ленина, 8.
Дом купца Демьяна Маркелова (Oy Torkkelin: liike ja asuintalo)
Яркий зелёный дом со множеством элементов из национального модерна, историзма, неоренессанса, полный отсылок к романской культуре и природно-фольклорных аллюзий, был построен уже неоднократно упоминавшимся выше Алланом Шульманом в 1903–1904 годах.
Несмотря на то, что здание до настоящего времени дожило со значительными потерями (во время Зимней войны оно лишилось беседок над эркерами и мансардных надстроек на крыше), оно продолжает смотреться красиво и празднично.
Гранит в здании активно используется в цоколе: это и массивные простенки в обработке "скала", и красный резной портал, и серые ступени, ведущие в магазины.
Адрес: Выборг, ул. Ленина, 6.
Банк Финляндии (Suomen Pankki)
Пройти мимо огромного готического кирпичного здания, выходящего на Рыночную площадь, невозможно. Он — одна из главных городских доминант, отлично знакомая каждому, хоть один раз побывавшему в Выборге.
Дом был построен в 1910 году видным столичным архитектором Карлом Густавом Нюстрёмом.
Гранит на объекте используется в качестве дополнительно материала, усиливающего декоративные акценты: это минималистичное обрамление портала, карнизов, сандриков и фронтонов. Ну, и, разумеется, цоколь и ступени тоже выполнены из серого местного камня.
Адрес: Выборг, ул. Ленина, 2.
Выборгский рынок (Viipurin kauppahalli)
Длинное кирпичное здание, увенчанное часовой башней, вытянувшее свой большой полукруглый портал-вход к Рыночной площади — это рынок, построенный Карлом Хорд аф Сегерстадом в 1906 году на месте старинного Гостиного двора.
Камень в виде крупных глыб и небольших плит в скальной обработке используется тут в качестве облицовки цоколя, для отделки многочисленных порталов, а также для оформления небольших декоративных вставок на фасаде.
Адрес: Выборг, Северный Вал, 2.
Контора фирмы "Хакман и Ко", или Гранитный дворец (Hackman & Co: toimisto ja asuintalo)
Контора фирмы "Хакман и Ко" неспроста именуется Гранитным дворцом — здание представляет собой настоящее рукотворное торжество камня: из мелкозернистого бурого финского гранита здесь выполнена и облицовка стен, и отделка цоколя, и мощение лестниц, и декорирование окон с порталом.
Особо примечательно, что фасад дома выходит на гавань с Выборгским замком — и отчего-то чрезвычайно органично смотрится в окружающей средневековой городской среде.
Здание было построено в 1907–1908 гг архитекторами Уно Ульбергом и Акселем Гюльденом. До нашего времени оно сохранилось не полностью: после Зимней войны было решено не восстанавливать верхний мансардный этаж; плюс, были замурованы окна цоколя.
В настоящее время (на август 2025 года) в здании ведутся реставрационные работы.
Адрес: Выборг, Северный Вал, 7.
Дом семьи Теслефф (Thesleffin talo)
Если основные линии каменного здания на Северном Валу, 21 вам чем-то напоминают дом Хакмана, расположенного чуть дальше по улице — то с вашей наблюдательностью всё в порядке. Это работа того же архитектора Акселя Гюльдена, выполненная им сразу вслед за Гранитным дворцом в 1910 году.
Тот же гранитный фасад, плавные линии, узкие окна, высокий щипец — стилистика дома очень ярко проявляет характерный почерк архитектора, большого любителя монохромных каменных фасадов и элегантной декоративной резьбы, для которой обычно используется талькохлорид ("горшечный камень").
Адрес: Выборг, Северный Вал, 21.
Чёртова церковь (Pirun Kirkoksi)
Здание на углу Прогонной и Краснофлотской улиц (бывш. Karjaportinkatu и Harmaidenveljestenkatu) было построено Карлом Эдуардом Диппелем по заказу ликёро-водочной компании Viipurin Anniskeluyhtiö в 1898 году.
Для своей роли (рюмочной рабочего класса) оно выглядит максимально смело и эпатажно. Тут не поспоришь — очертания дома действительно напоминают средневековую храмовую постройку: большие окна с веерной расстекловкой, турель с куполом-луковицей, высокий узкий щипец. За этот смысловой диссонанс оно и получило своё инфернальное прозвище.
Серый гранит использован на объекте в оформлении всех главных вертикальных и горизонтальных линий (рустовая кладка, оконные перекладины, сандрики, визуальная граница между первым и вторым этажом), а также в отделке входной группы (ступени, портал).
Мелкозернистым красным гранитом выделен узкий цоколь здания.
Адрес: Выборг, Прогонная, 9.
Финляндский объединённый банк (Suomen Yhdys-Pankki)
Богато декорированный серо-бежевый дом, напоминающий итальянские палаццо эпохи Ренессанса, был построен на рубеже XIX и XX веков Карлом Густавом Нюстрёмом. Через 10 лет Уно Ульберг осуществил перестройку входа в здание — и его левую часть украсила зубчатая стена с аркой, монументальная лестница и внушительная колонна, украшенная высоким стеклянным фонарём и горельефом авторства Хильды Флодин.
В качестве одного из основных строительных материалов выступил серый гранит: им облицованы цоколь и наличники, из него выполнена лестница, парапет и столб с каменной скульптурой.
В настоящее время (на август 2025 года) у здания ведутся реставрационные работы.
Адрес: Выборг, Пионерская ул., 2.
Плоский дом, он же Ведьмин дом, он же Дом-утюг (Torkkelinkivi kerrostalo)
Узкий дом необычной треугольной формы стоит у Южного Вала, прямо напротив порта — его в самом конце XIX века построил Карл Эдуард Диппель, знаменитый такими своими выборгскими работами, как новый кафедральный собор (к сожалению, полностью разрушенный в конце Зимней войны) и Чёртова церковь на Прогонной улице.
Как и все уже упомянутые работы, Ведьмин дом проповедует средневековую эстетику: тонкие готические формы, грубые рустовые камни, шипцы, высокий цоколь, характерные эркеры, мощная башня с шатровой крышей. Гранит лежит в самом основании здания, делая его похожим на замок; на то же рассчитывает каменная отделка всех главных граней и плоскостей сооружения.
Адрес: Выборг, Выборгская ул., 1А.
Дом компании "Пеликан" (Ab Pelikan asuintalo)
Угловое жилое здание с запоминающейся сложной скатной крышей было построено в 1906–1907 гг. архитектором Бруно Герхардом Сольбергом. Оно забавным образом сочетает в себе интерпретацию средневековой жилой застройки и городские реалии Выборга начала ХХ века: так, всего через 15 лет после сдачи дома его форму значительно упрощают (убирают многоярусные резные щипцы, мансарды, карнизы балконов, а также выравнивают торцы крыши под однородную плоскость — см. антикварное фото изначального проекта дома в конце галереи).
Гранит использован на объекте в чётком функциональном ключе: минималистичная отделка цоколя и лестницы. Все остальные декоративные элементы выполнены из штукатурки и гипса (на доме имеется много маленьких деталей, среди прочего — символичный пеликан на гнезде, расположенный над резным домовым знаком).
В настоящее время (на август 2025 года) в здании ведутся реставрационные работы.
Адрес: Выборг, Ленинградский пр., 2.
Финское начальное училище, или Выборгская школа совместного обучения (Viipurin vanha yhteiskoulu)
Строгое кирпичное здание с узнаваемым готическим абрисом — ступенчатым щипцом, акротериями, стрельчатыми окнами — построено архитектором Карлом Леандером Иконененом в 1901–1903 гг. в просветквартале, получившем впоследствии прозвание "школьного поля". И это неспроста: в нём бок о бок соседствуют классический лицей, реальный лицей, русское начальное училище и финское начальное совместное училище.
Серый гранит использован в здании училища для отделки цоколя, а также для обустройства входной группы. Особым украшением каменной лестницы является пара невысоких обелисков по обе стороны от входной двери учреждения.
В настоящее время (на август 2025 года) в здании ведутся реставрационные работы.
Адрес: Выборг, Выборгская ул, 25.
Дом компании "Агрикола" (Oy Agricolan talo)
С противоположной стороны квартала, на углу с Морской набережной, стоит 4-этажный дом с многочисленными эркерами, высокой крышей, четырьмя акротериями в виде чешуйчатых башенок, щипцами, полукруглыми оконными проёмами. Это здание построено по проекту Аллана Шульмана в 1902–1904 гг.
Особая прелесть дома — в его неочевидной красоте. Грязноватый серо-бурый тон неожиданно раскрывается несколькими видами фактурной штукатурки, расстеклованными окнами различных форм и высоты, несколькими уровнями карнизов и крыш, необыкновенной сбалансированностью пропорций всех элементов.
Натуральный камень представлен на объекте минимально: в виде крупных облицовочных плит цоколя.
Адрес: Выборг, Морская ул., 24.
Дом компании "Унтамо", или Дом Лагеркранца (Lagercrantzille talo)
В 1903 году архитектором Берндтом Иваром Аминоффым по заказу банкирского дома Лагеркранца был выстроен небольшой дом для нужд военного казначейства. Уже через несколько лет здание поменяло своего владельца, и новый собственник, компания "Унтамо", решил значительно расширить данную постройку.
Реконструкцией 1909–1910 гг. заведовал Аксель Гюльден, уже знакомый нам по домам с каменными фасадами (Северный Вал 7 и 21).
Реконструкция позволила дому не только вытянуться в несколько раз в длину, но и поменять направление своего движения: оно стало П-образным. Прошлый фасад превратился в торец, улица Linnoitus (ныне Комсомольская) со временем оборвалась за пару кварталов, став тупиком, зато новый адрес по Vaasankatu, 3 (ныне пр. Суворова, 3) позволил дому Лагеркранца с комфортным размахом разместиться на одном из главных бульваров Выборга.
Здание, с одной стороны, сохранило свой стиль, а, с другой, — преобразилось за счёт нового модного декора. Основной фасад и угловой прямоугольный эркер с башенками дополнились новой линией фасада с высоким щипцом, полукруглым эркером, огромным модерновым окном и частым рядом узких рам верхних этажей. Гранита в доме немного, и он непривычного для Выборга розового оттенка — камнем облицован цоколь и вымощены ступени здания.
Адрес: Выборг, пр. Суворова, 3.
Доходный дом АО "Понтус" (Ab Pontus kerrostalo)
Завершающим штрихом формирования жилого квартала по Vaasankatu, 1–3 стало строительство соседнего дома для компании "Понтус". Проект был выполнен Пааво Уотилой в 1909 году.
Здание выдержано в том же цветовом и стилевом профиле, что и работы Берндта Ивара Аминоффа и Акселя Гюльдена: терракотовые стены, фактурная штукатурка, эркер, узкие окна с расстекловкой. Такое единообразие создаёт эффект общего фасада — он смотрится очень интересно и гармонично.
Изюминка здания — акцент на полукруглом эркере: сверху он выделен крупными полукруглыми оконными проёмами, внизу — дополнительными окнами входной группы.
Серый гранит в здании использован исключительно в виде отделки невысокого цоколя.
Адрес: Выборг, пр. Суворова, 1 / Морская наб.
Доходный дом "Эден" (Oy Eden: liike ja asuintalo)
Торжественный тёмно-красный дом, выглядящий, как здание пятизвёздочной гостиницы, — проект Акселя Гюльдена, построенный в 1912 году и являющийся последней, самой масштабной выборгской работой гениального зодчего в стиле "северный модерн".
Дом задумывался как роскошное место проживания для самых именитых горожан. Здесь были предусмотрены апартаменты и сервис по высшему классу: внизу действовала круглогодичная фруктовая лавка и гастроном, а наверху располагался зимний сад. Огромные квартиры с богатой отделкой были обеспечены последними благами цивилизации: лифтом, отоплением, газом, электричеством. Что особенно ценно — дом дошёл до нас практически в первоначальном виде, сохранились и оригинальные расстеклованные окна, и деревянные двери, и напольная/настенная плитка столетней давности.
Что примечательно, гранит на объекте использован не классический серый, а премиальный красно-бурый; обработка у камня, разумеется, фактурная, грубоватая — эти особенности помогают сходу задать максимально возможную планку и транслировать высочайший статус здания. Натуральным камнем тут облицован цоколь, входные группы, ступени, пилоны, балконы, наличники и сандрики — но сделано это настолько сдержанно и благородно, что совершенно не бросается в глаза.
Адрес: Выборг, Крепостная ул., 32.
Потерянные памятники модерна в Выборге
Домус Говинга (Domus)
Неизменное напоминание о шатком статусе культурного наследия — разрушенный дом Говинга (или просто Домус) — стоит прямо на центральной Крепостной улице, всего в каких-нибудь четырёхстах метрах от Выборгского замка.
Сейчас от него остались одни руины, но ещё в 80-х это это был жилой дом с действующими на первом этаже торговыми помещениями. До плачевного состояния здание довели пожар 2009 года и череда неэффективных собственников, игнорирующих необходимость своевременного капитального ремонта. В 2021 году дом был изъят из недобросовестных рук и передан на баланс Ленинградской области — планируется, что со временем здесь будет произведена полноценная реконструкция, и здание встанет на своё законное место яркой достопримечательности северного модерна.
Домус был построен для книжного предпринимателя Виктора Говинга в 1904–1905 гг. архитектором Карлом Хорд аф Сегерштадтом — тем, кто возвёл Выборгский рынок (что, в свою очередь, был разрушен до состояния руин в Зимнюю войну, а после восстановлен в 1957 году). Надеемся, та же счастливая судьба ждёт и другое его творение, дом Говинга. И тогда мы напишем и про гранитные ступени, и про серые облицовочные плиты цоколя, и про каменные декоративные элементы, восстановленные до первоначального состояния проекта начала прошлого века.
Торгово-развлекательная галерея "Кулма" (Kulmahalli)
В 1908 году творческий дуэт Уно Ульберга и Акселя Гюльдена, только что закончивших работу над Гранитным дворцом на Северном Валу, приступил к созданию торгово-развлекательной галереи на Torkkelinkatu (совр. — ул. Ленина). Заказчиком проекта выступил Виктор Говинг — тот самый книжный предприниматель, про чей дом на Крепостной, 11 (Дом Говинга) шёл разговор чуть выше. В галерее планировалось разместить несколько развлекательных досуговых объектов: кинотеатр, магазинчики, торговые лавки.
Здание вышло удивительно примечательным: высокий щипец и многослойный каменный портал напоминали одновременно и о работах выборгских архитекторов, и о проектах их гельсингфоргских коллег (том же хельсинском железнодорожном вокзале), и о карело-финских сказочных преданиях.
К сожалению, авангардная форма архитектурного сооружения очень скоро перестала соответствовать проекту будущей городской застройки: в скором времени планировалось избавить Torkkelinkatu от старых малоэтажных домов и сделать её единообразным современным высокоэтажным проспектом. В 1937 году здание было снесено, и на его месте был воздвигнут большой 7-этажный комплекс для Объединённого банка северных стран.
Выборгский вокзал (Viipurin rautatieasema)
Здание Выборгского вокзала было построено легендами финской архитектурной школы Германом Гезеллиусом и Элиэлем Саариненом в 1913 году. Новаторские формы прогрессивного ХХ века, богатое фольклорное убранство, отсылки к вокзалу финской столицы "Гельсингфорс-Центральный", крепкий союз стекла и гранита — вокзал был шедевром архитектурной мысли своего времени.
К сожалению, он не простоял и тридцати лет — здание было подорвано во время Второй Мировой войны.
После перехода Выборга в состав СССР было решено старое здание не восстанавливать, а построить привычный советский вариант железнодорожной станции в стиле "триумф". Новый вокзал открылся в Выборге в 1953 году.
Онлайн-карта "Выборг. Северный модерн"
Для удобства осмотра памятников архитектуры живьём составили для вас онлайн-карту "Выборг. Северный модерн">> — сохраняйте её себе в приложение "Яндекс.Карты" и наслаждайтесь прогулками по Выборгу!
Другие статьи из цикла по северному модерну:
Северный модерн в Санкт-Петербурге>>