Эту песню мы вспоминали недавно, когда речь заходила о «Землянах». Но первыми её исполнили другие артисты. Сегодня предлагаю переслушать эту добрую, щемящую мелодию в честь дня рождения композитора Марка Фрадкина. У многих слушателей она вызывает искренний отклик, вызывая воспоминания о детстве, в которое, увы, вернуться уже невозможно.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Написать мечтательную песню о детстве, чтобы в ней не было искусственной сентиментальности, — настоящее искусство. «Красный конь» — один из примеров, когда за дело взялись мастера своего дела, сумевшие сплести удивительный орнамент из мелодии и слов.
- Марк Фрадкин (4 мая 1914 — 4 апреля 1990) — композитор, автор многих популярных песен и музыки к кинофильмам. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.
- Михаил Пляцковский (2 ноября 1935 — 26 января 1991) — поэт-песенник, драматург. Автор слов для десятков шлягеров советской эстрады (в том числе «Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего», «Ягода-малина»).
Песня не имеет отношения к знаменитому полотну Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Она была сочинена для фильма режиссёра Юрия Егорова «Ветер странствий» в 1978 году. По сюжету, основанному на прозе Михаила Пришвина, деревенские дети Митраш и Настя добираются в госпиталь к чудом выжившему отцу во время Великой Отечественной войны.
На экране «Красного коня» исполнил солист Большого Детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Дима Голов. Звонкий юный голос звучит особенно пронзительно, рассказывая о златогривом коне — символе детства и людской доброты.
Символику коня по-своему раскрывал Сергей Есенин в своей работе на тему творчества «Ключи Марии»: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице... Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья».
Практически параллельно с версией из фильма «взрослый» вариант «Красного коня» записал Валентин Дьяконов — солист первых составов ВИА «Самоцветы» и ВИА «Пламя». Многие помнят его выступление в «Песне года». И для огромного числа слушателей именно это исполнение стало любимым и родным.
Ещё через год Марк Фрадкин предложил «Красного коня» набирающему обороты ВИА «Земляне», которому требовался солидный репертуар от признанных советских авторов-песенников. Пластинка с песней вышла в 1980 году и сразу прочно вошла в репертуар ансамбля.
В «земляновской» версии солировал Игорь Дембовский, а в аранжировку музыканты привнесли отзвуки главного хита Eagles «Отель Калифорния». Вариант «Землян», который утвердил сам Фрадкин, выдержан в русле софт-рока, сохраняя непременную интонацию детской чистоты и непосредственности:
«Поманю,
Протяну тому коню я ладонь
И скажу:
"Отвези меня домой, красный конь!"
Рядом ты, наверное, неспроста,
Как людская доброта,
Мое детство — красный конь...»
Для сравнения — ещё два памятных варианта «Красного коня» от Марины Капуро и Егора Летова, каждый по-своему интересный. Жаль только, что второй довольно резко обрывается. Как обрывается и наше детство... Внезапно и неумолимо. И лишь музыка способна вернуть забытое с годами ощущение, что златогривый конь, пьющий тишину, — не поэтический образ, а элемент волшебства повседневной жизни, открытый юному сознанию.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!