Найти в Дзене
Коммерсантъ-Урал

«Он был одержим идеей сделать лучший аэропорт в стране»: что известно о владельце Домодедово из Екатеринбурга Дмитрии Каменщике

Оглавление

Генпрокуратура РФ подала исковое заявление в арбитражный суд к владельцу аэропорта Домодедово, уроженцу Екатеринбурга Дмитрию Каменщику. По данным «Ъ», далее могут последовать иски о возвращении активов государству. В материале «Ъ-Урал» рассказываем, что известно о бизнесмене родом с Урала.

О семье и детстве

Будущий владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик, чье состояние на 2024 год Forbes оценивает в $2,2 млрд, родился в Екатеринбурге (тогда — Свердловске) в семье радиофизиков. Как писал портал Е1, его родители были начальниками вычислительных центров: отец — в «Уралгипротрансе», мать — на закрытом предприятии, деятельность которого была связана с геодезией и картографией.

В школьные годы Дмитрий Каменщик занимался отряде «Каравелла», который создал уральский писатель и журналист Владислав Крапивин. Там он изучал фехтование, морское дело, журналистику, ходил под парусом. Сейчас Дмитрий Каменщик имеет звание почетного командора «Каравеллы». В 2017 году помогал в выпуске книги о Владиславе Крапивине.

Тогда же, в школе, Дмитрий Каменщик познакомился со своим будущим партнером, уральским политиком и уральским бизнесменом Антоном Баковым. «Его класс в нашей школе был знаменит, там помимо Дмитрия много талантливых ребят училось: выигрывали олимпиады, просто были яркими личностями»,— вспоминал господин Баков.

После школы Дмитрий Каменщик поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. Отслужив в танковых войсках, в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, а в 2000 году окончил социологический факультет МГУ (специализация — экономическая социология). Защитив в 2003 году диссертацию, Дмитрий Каменщик стал кандидатом экономических наук.

Первые бизнес-шаги

В этот же период начинается карьера господина Каменщика как бизнесмена. Тогда, в начале 1990-х годов Антон Баков, создавший в 1987 году свой первый бизнес — туристические фирмы «Кедр» и «Малахит», — регистрирует советско-лихтенштейнское СП «Ист Лайн» для осуществления авиаперевозок. К этому времени господин Баков уже живет в Москве и управляет бизнесом совместно с Дмитрием Каменщиком.

С момента создания «Ист Лайн» начинает налаживать тесные отношения с аэропортом Домодедово (на тот момент государственным). В 1992 году предприниматели договорились о присвоении аэропорту международного статуса, после чего первым чартерным направлением стала Польша. Как рассказал господин Баков в интервью «Ъ», первые «серьезные» заработки у «Ист Лайн» начались с лета 1993 года, когда были организованы чартеры в Пекин. Однако господину Бакову развивать эти направления дальше стало не интересно, и в 1994 году он продал свою долю в «Ист Лайн» Дмитрию Каменщику за $10 тыс. В том же году господин Баков был избран депутатом Свердловской областной думы от Серовского округа, а в 2012 году начал создавать Монархическую партию России, которую сам же впоследствии и возглавил.

Генеральный директор группы компаний "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик, 2004 год, Москва
Генеральный директор группы компаний "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик, 2004 год, Москва

Став единственным владельцем «Ист Лайн», Дмитрий Каменщик начинает активно развивать компанию. Так, он строит в Домодедово (до приватизации в 1996 году) грузовой терминал (его стоимость составила более $300 млн), который принимает почти весь поток грузов российских челноков. Обороты бизнеса достигают миллиардов долларов. В 1998 году имущество аэродрома, которое не подлежало передаче в частную собственность, в частности, взлетно-посадочные полосы, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

К 2000 году «Ист Лайн» имело в собственном распоряжении 50 самолетов, филиалы компании открыты в Новосибирске, Орле, Петербурге, Петропавловске-Камчатском, Саратове, Хабаровске и других крупных городах. Однако вскоре челночный бизнес приходит в упадок, и в 2004 году Дмитрий Каменщик продает «Ист Лайн», а сам окончательно сосредотачивается на аэропорте. К этому времени авиакомпания вложила в реконструкцию Домодедово более $500 млн.

«Каменщик рассказывал нам, что новое здание ему приснилось,— вспоминает одна из бывших сотрудниц аэропорта. — Я лично в это очень верю: он был всегда одержим идеей сделать лучший аэропорт в стране — или в Европе, хотя бы Восточной. Примером для него служил аэропорт Франкфурта — он часто туда летал, смотрел, учился. А после того, как ему приснился аэропорт его мечты, он нанял художника и нарисовал то, что ему приснилось. И это начали строить».

Помимо реконструкции аэропорта, средства, заработанные «Ист Лайн», шли на покупку подмосковных земель. Так, Дмитрий Каменщик приобрел в Домодедовском районе от 50 тыс. до 70 тыс. га, которые впоследствии были переоборудованы под взлетно-посадочные полосы для аэропорта. К 2005 году Домодедово обогнал Шереметьево по пассажиропотоку, и в последующие пять лет пассажиропоток непрерывно продолжал расти. Спустя четыре года, Домодедово признали лучшим аэропортом в Восточной Европе.

К Домодедово подошли суды

Однако после 2004 года государство в лице Росимущества пытается оспорить результаты приватизации аэропорта: требует представить приватизированное имущество (снесенный объект, на месте которого и появилось современное здание), аннулирует договор аренды на взлетно-посадочные полосы. Как писал «Ъ», тогда юристы Дмитрия Каменщика отстояли иски во всех судах. В 2007 году президиум Высшего арбитражного суда прекратил производство по этому делу, признав законность собственности владельцев аэропорта Домодедово. В конце 2012 года Росимущество добилось лишь того, что установило новую ставку аренды взлетно-посадочной полосы на уровне 410,4 млн руб. в год. Для сравнения, до этого «Ист Лайн» выплачивал арендную плату 100 млн руб. в год при выручке до $1 млрд.

Параллельно с Росимуществом Домодедово систематически стали проверять Ростехнадзор, ФСБ, Ространснадзор. Как заявлял господин Каменщик, к 2008 году его сотрудники прошли через 1,5 тыс. допросов, компания фигурировала почти в 150 уголовных делах.

В январе в 2011 года в Домодедово в результате теракта, устроенного смертником, погибли 37 человек. В отношении Дмитрия Каменщика было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). Однако в Генпрокуратуре сочли его преследование незаконным, и после ряда решений тогдашнего руководства надзорного органа в 2016 году производство по делу было прекращено.

Председатель совета директоров Домодедово, владельца DME Ltd. Дмитрий Каменщик, обвиняемый по делу о теракте в 2011 году, во время заседания Басманного райсуда
Председатель совета директоров Домодедово, владельца DME Ltd. Дмитрий Каменщик, обвиняемый по делу о теракте в 2011 году, во время заседания Басманного райсуда

После произошедшего Домодедово подверглось новым обыскам. На этом фоне летом 2011 года акционеры предпринимают неудачную попытку выхода на IPO, а в начале 2012 года объявляют о продаже аэропорта за $5 млрд, но по прошествии полугода от своих слов отказались.

Генпрокуратура подала иск

28 января Генеральная прокуратура РФ подала исковое заявление в Арбитражный суд Московской области к Дмитрию Каменщику и еще нескольким юридическим лицам, а также к Валерию Когану.

Как сообщал «Ъ», подаче иска предшествовала проверка порядка приватизации объектов в аэропорту Домодедово. Ответчикам пока не сообщили о результатах проверки, а заявление генпрокуратуры им было направлено по почте. Как отметил собеседник «Ъ», исходя из практики подобных дел, после приватизационных проверок обычно следуют иски о возвращении активов государству. По данным другого источника издания, цель иска — обращение в доход государства 100% акций холдинга, который владеет Домодедово.

(использованы материалы из журнала "Коммерсантъ Деньги" «Ветеран обороны Домодедово»)

Анастасия Таначева