Каждый взрослый неоднократно слышал из уст детей неудобные вопросы, касающиеся необходимости изучать тот или иной предмет:
"Для чего учить синусы и косинусы? Я же не хочу быть математиком!"
"Какой смысл зубрить, когда правил Иван Грозный? Я и без этого проживу!"
"Зачем изучать динозавров? Они же все давно вымерли!"
"Почему надо знать законы Ньютона? Яблоки и без этого падают!"
И знаете что? В чем-то наши дети правы.
Да-да, вы не ослышались. Современные школьники задают абсолютно уместный для современной (?) образовательной системы вопрос. Мы до сих пор учим детей так, будто живем в XIX веке, когда книги были роскошью, а учитель - единственным источником знаний. Но давайте честно признаемся: мир изменился.
Как же отвечать на эти вечные "зачем" и "почему"? Вот несколько неочевидных стратегий:
1. Перестаньте врать
Худшее, что мы, взрослые, можем сделать — это начать придумывать притянутые за уши примеры применения школьных знаний в реальной жизни. "Тригонометрия пригодится тебе при ремонте квартиры!" - серьезно? Давайте будем честными: 99% людей прекрасно делают ремонт без единой мысли о синусах.
2. Признайте несовершенство системы
Скажите прямо: "Да, возможно, конкретно это знание тебе не пригодится. Но система образования не может мгновенно перестраиваться и идти в ногу со временем, и пока мы вынуждены играть по старым правилам". Подростки ценят честность и прямоту больше, чем нам кажется.
3. Сместите фокус на метанавыки
Вместо того чтобы оправдывать конкретные предметы, говорите о навыках, которые развиваются в процессе обучения. Математика учит логическому мышлению, история - анализу причинно-следственных связей, литература - способности формулировать и выражать мысли.
4. Используйте провокацию
Попробуйте ответить вопросом на вопрос: "А откуда ты знаешь, что тебе НЕ пригодится? Ты умеешь предсказывать будущее? Может, именно знание клеточного строения лягушки однажды позволит тебе сделать гениальное открытие, которое перевернет мир!" Это заставляет задуматься.
5. Признайте право на выбор
Скажите ребенку: "Ты абсолютно прав - возможно, это знание тебе не пригодится. Но сейчас у тебя есть выбор: потратить время на изучение этого материала и получить хорошую оценку или забить и получить двойку. Решение за тобой, и ты должен понимать последствия".
6. Расскажите про "интеллектуальный фитнес"
Сравните обучение с тренировкой мозга. Когда мы ходим в спортзал, мы же не спрашиваем: "А зачем мне поднимать штангу? Я не собираюсь становиться грузчиком" Мы качаем мышцы для общего развития. Так же и с мозгом.
И самое главное - перестаньте паниковать и раздражаться из-за таких разговоров. Тот факт, что современные дети задают подобные вопросы, говорит об их критическом мышлении. Они не готовы слепо принимать авторитеты и хотят понимать смысл своих действий. И это прекрасно!
А может быть, нам, взрослым, пора признать, что система образования действительно требует серьезных изменений? Может, вместо того чтобы искать ответы на вопрос: "Зачем это учить?", стоит задаться вопросом: "А чему действительно нужно учить в современном мире?"
Дорогие читатели, а как вы отвечаете на подобные вопросы детям или ученикам? Поделитесь в комментариях своим опытом!
#образование #школа #воспитаниедетей #детииродители #современнаяшкола #учеба #развитиедетей #родителям #школьники #психологияобразования #мотивация #современныедети #учимсясрадостью #педагогика #образованиедетей #умныедети #школьнаяжизнь #родительскиесоветы #обучение #образованиебудущего