Найти тему

Учительский крик души

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Одна из последний статей на этом канале про педагога, которая превращается в монстра, вызвала небывалый резонанс. Очень много учителей пришли в комментарии рассказать о печальном опыте работы вопреки. Кстати, Наталья, учительница из той самой статьи, уже успела забрать из школы трудовую книжку.

Эту тему подняла недавно журналистка InfoRuss, где упомянула, что даже Бастрыкин уже призывает срочно менять систему образования. А кто сейчас не призывает? Мы обсудили это и в Телеграмм-группе «Учимся учить иначе». И вот комментарий одной из участниц мне показался наиболее полным и достойным того, чтобы его увидело больше людей. Сама учительница попросила сохранить анонимность в Дзене, так как (далее цитата), «у нас видимым быть вредно для здоровья».

Ниже провожу комментарий. Пунктуация и орфография оригинала сохранены:

«Никогда не было и нет ничего идеального. Я школу заканчивала в 1996 году, когда советская школа уже вообще далека была от идеала, поэтому не склонна видеть панацею в возвращении к советской системе образования. Да и невозможно это уже, времена не те, дети другие, семьи другие... Главную проблему современного образования я вижу в том, что в нынешней, современной школе некогда заниматься этим самым образованием. Огромное количество обязанностей, которыми нагрузили современных учителей, изобилие отчётности, которой, что бы там не говорили, меньше не становится, этому не способствует. Перед родителями и начальниками мы совершенно бесправны. Никто не видит в нас людей. Зато это бесправие хорошо замечают Родители и ощущают дети. Родители зачастую говорят, что учителя должны понимать ребёнка, как бы он при этом себя не вёл, должны осуществлять индивидуальный подход, должны находить время, чтобы объяснить и научить, если ребёнок не понимает тему, хотя этот ребёнок весь урок так и норовит продолжить игру в телефоне, должны быть тактичными, вежливыми, располагающими к себе, должны информировать родителей обо всех проблемах и оценках, выписывая оценки детей родителям в личку каждую неделю, и ещё что-то в этом роде. Да, конечно, должны, но должны мы и отделам образования: должны выполнять все предписания, должны помнить о своих учительских обязанностях, должны заниматься воспитательной работой, должны участвовать с детьми в просто невообразимом многообразии олимпиад, конкурсов, акций, флешмобов, и прочих разных мероприятий, должны быть зарегистрированы во всех социальных сетях и отслеживать там детей, должны регистрировать детей и членов их семей на госуслугах, должны вести учёт питания и подсчитывать финансовые расходы столовой на каждого ребёнка ежемесячно, должны вести учёт заболеваемости, термометрию, учёт количества оформивших Пушкинскую карту, должны...должны...должны... Когда же мы так задолжать-то всем успели?! Иногда просто хочется спросить в отделах образования, о чём там думают, когда присылают в самый разгар учебного дня требования прислать срочно какой-нибудь отчёт?! Это ж надо бросить всё: уроки, детей, - всё, чтобы сделать и отправить этот отчёт. Но ведь присылают, присылают замам, срочно, а те спускают учителям и те бегают, делают... И все нам начальники! Всем мы должны! Вот только нам никто ничего не должен! Ни зарплаты, ни уважения к нашему труду ожидать не от кого! Вот у меня 36 часов русского и литературы, включая трёх детей, находящихся на домашнем обучении (а это значит, надо домой к ним ходить, это время нужно), классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, я участник, призёр и победитель многих профессиональных конкурсов, у меня достаточно много учеников-победителей и призёров различного рода конкурсов и олимпиад, и моя зарплата в этом году 22 тысячи (это включая 4300 за классное руководство). А оклад за ставку вообще смешной - 8200 руб! Может, тем, кто устанавливает размеры наших окладов, кажется, что если наши семьи нас практически не видят дома, то и кормить тогда нам их необязательно? Наслышана, что в столицах ситуация с зарплатами лучше, к сожалению, в регионах ничего не меняется уже 10 лет! Регионы тоже давно научились подавать правильную отчётность в центр, согласно которой зарплаты растут так, что не снижаются, майские указы выполняются, а отчётность уменьшается. Написать можно всё, главное правильно написать! А нагрузка растёт! Над нами помимо отделов образования огромное количество общественных, молодёжных организаций, проектов, платформ и прочих форм. Все, чтобы оправдать своё существование, придумывают свои активности и спускают нам. И сыпятся эти активности, как из рога изобилия, а мы, как тот волк с корзинкой из старенькой электронной игры, бегаем и пытаемся показать участие везде, ведь надо ж будет отчитаться за каждую акцию, конкурс, квест и прочее. Права выбора у нас нет. Права отказаться нет. Права пожаловаться на что-то тоже нет, потому что некому жаловаться. Что остаётся?! Да ничего, строчим отчёты: здесь поучаствовали, там проявили активность...

Невыносимые нагрузки и непомерные требования поражают формализм! Формализм везде: от вышестоящих начальников до простого учителя начальных классов или воспитателя детского сада. А как иначе? Из чувства самосохранения включаешься в этот формализм, иначе нервный срыв, болезни на нервной почве. Кто-нибудь отслеживал статистику онкологических заболеваний среди учителей? Вряд ли. Разве кого-то в нашей стране это интересует?! Приходится самим в какой-то момент начинать думать о себе. Ну а формализм, чем бы он не был вызван, ничего, кроме отторжения и отвращения к процессам, с которым он связан, вызвать не может. Единственный выход вижу в том, чтобы дать учителям возможность работать на ставку за достойную зарплату, освободить их от любой отчётности, кроме отчёта по классу и по предмету (это статистические данные, которые сдавались во все времена, и в советские тоже), дать им больше свободного времени, чтоб они смогли ощутить себя творческими людьми, а не загнанными лошадьми. Тогда будут оставаться в школах достойные и интересные люди, способные увлекать, учить и воспитывать. А то ведь уходят они, а остаются только те, которые нигде не нужны, да разве что ещё горстка вымирающих фанатиков (к коим и себя отношу), кому не всё равно, что будет с детьми и школой. Таково моё мнение».

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.