Статьи
1 день назад
Высуни язык! (ч.3) До начала анализа я прошёл уже достаточно долгий путь, испытав на практике почти всё, что можно и нельзя: от проверенных психотерапевтических техник до махровой эзотерики. Я считаю, что анализ гораздо более эффективен уже с первых этапов именно потому что изначально метит гораздо дальше, чем любой терапевтически ориентированный подход – там где терапия заканчивается, анализ только начинается. Если вернуться к сравнению с парашютным спортом, терапия ограничена задачами своевременного выдёргивания кольца парашюта и освоением техники мягкого приземления. И нет никакого сомнения, что это необходимые базовые навыки. Тогда как анализ может привести в принципиально иное, гораздо более сложное и интересное измерение затяжного свободного полёта. Можно сказать так: даже если у вас есть запрос только на терапию, как на совершение простого прыжка с парашютом в тандеме, то лучше поможет тренер с более высоким потолком подготовки, то есть аналитик, как имеющий опыт не только в терапии простых прыжков и приземлений, но и сам умеющий “высунуть язык”, раскрыться и полететь. До тех пор пока у меня не получалось “высунуть язык” в своём анализе, я и с пациентами работал скорее как терапевт. И нужно сказать, что поначалу чего-то бОльшего человек не просит, да, и представить себе не может. Тем не менее, в начале своей аналитической практики я иногда с большим недоумением наблюдал как человек в работе со мной вдруг “высовывал язык”… Это может показаться странным, но порой анализант заходит дальше своего аналитика – на то он и анализ, а не терапия и не спорт, что “мы или ошибаемся или признаём это”. Сейчас, после 10 лет практики, у меня всё чаще возникает впечатление, что я стал чуть более опытным “парашютистом” и получше распознаю случай перехода в свободный полёт, а иногда даже мне удаётся помочь “высунуть язык”. Но это далеко не всегда можно и нужно ускорять, и каждое такое раскрытие случается непредсказуемо. Это больше похоже на фокус расфокуса, на редкий шанс выйти из замкнутого на самого себя круга. Но интересно, что почти каждый, кто делает анализ со мной достаточно долго, свой шанс не упускает, причём я наблюдаю, что, как и в моём случае, она или он обнаруживает своё раскрытие в кабинете и в жизни задним числом. Прямо в процессе, как правило, никто не отслеживает эту важную перемену. А я обычно ничего не подсказываю, только молча удивляюсь и радуюсь началу образования нового субъекта там, где было Оно.
2 дня назад
Высуни язык! (ч.2) …а вот в анализе мне вспоминается момент, когда я обнаружил себя “раскрывшимся” – как-будто у меня получилось расфокусироваться и отвлечься от своих метаний, мечтаний и кручин. Как-будто я перестал отчаянно сопротивляться свободному падению, перестал совершать массу конвульсивных движений и тщетных усилий взять ситуацию под контроль. Причём я обнаружил эту перемену только задним числом, и тогда уже вспомнил слова Фрейда о том, что анализ и не начинается пока не решены основные терапевтические задачи. Это означает, что есть предварительный этап – сначала нужно немного успокоиться и выйти из личностных спазмов с постоянным фокусом на себе самом. То есть нужно завершить войну с гравитацией и принять неизбежность приземления, которое можно и нужно сделать мягким. Если удаётся открыть рот, “высунуть язык” и распустить речь в анализе, то открываются принципиально новые возможности превращения героического падения в свободный затяжной полёт не только в кабинете, но и в жизни. Мне потребовалось несколько лет, чтобы ощутить этот момент раскрытия. Хотя в плане безотлагательного терапевтического эффекта анализ сразу удивил меня своей действенностью, при том, что мне было с чем сравнивать. Вообще для выраженных терапевтических эффектов психоанализ не обязательно делать годами, иногда достаточно одного сеанса для разрешения какой-то отдельно взятой проблемы, и есть целая категория анализантов, которые удовлетворяются только первым терапевтическим этапом и со словами “спасибо, я все свои проблемы решил” довольно быстро и навсегда покидают кабинет. Парадоксальным образом, ничего не обещая и воздействуя всегда по касательной, психоанализ оказывается гораздо более эффективнее тех практик, которые идут на штурм конкретной задачи также конкретно, прямо “в лоб”, и брутально напарываются на сопротивление самой крепкой кости человеческого скелета.
3 дня назад
Высуни язык! (ч.1) Как-то раз один легендарный [ещё советсткий] альпинист спросил как у меня идут дела в горах и какие вообще дальше планы. Тогда я только что закрыл II-ой разряд, но был в сильном невосторге от своих навыков и кондиций. В общем я проговорил, что вот мол нужно спуститься на ступеньку ниже, походить лидером сначала двойки, потом тройки, чтобы набрать побольше спокойной уверенности, потому что мне мешает страх, когда я лезу сложные участки маршрута, и только потом-потом я, может, и соберусь двигаться дальше. Александр Николаевич ответил мне своей историей из парашютного спорта. Там, в прыжке, в определённый момент нужно как-бы расправиться и лечь в падении животом на воздух, чтобы стабилизировать своё положение и дальше иметь возможность регулировать направление и скорость полёта. Долгое время он не мог преодолеть рефлекторный спазм группировки и его неуправляемо вращало пока он не раскрывал парашют, а для выполнения фигур в связке нужно суметь сначала самому раскрыться, чтобы менять своё положение и вступать во взаимодействие с другими в свободном падении. Тогда его тренер, чтобы помочь ему в нужный момент распустить тело, дал ему совет: “высуни язык”. На следующем же прыжке Александр Николаевич преодолел свой барьер и, обладая неугомонным пытливым умом, завёл себе привычку изучать в разных обстоятельствах реакцию человека на просьбу “высуни язык”. Оказалось, что подавляющее большинство людей не может это сделать – им стыдно, неудобно и “непонятно зачем”, несмотря на то, что “не трусЫ же ведь их просят снять!” Сразу скажу, что мне высунутый язык не сильно помог в лазании, а вот в анализе…
6 дней назад
вчера на мероприятии Артели расслышали прекрасное: убъект столько всего проситься сразу: - убъект бессознательного - убъект влечения/желания/любви - убъектные отношения - убъективная реальность - убъективный выбор - убъедки
2 недели назад
хроника основной группы Школы 04.05.2024 в моём комментарии одной из клинических бесед возник замечательный повод обратиться к 15 главе Семинара III, где Лакан говорит об «однобоком» образе отца, который в виде недиалектизируемого, величественного [но хрупкого в момент развязывания] монумента может в случае психоза заступить на место означающего Имени-Отца и обеспечить идентификацию субъекта посредством радикального отчуждения, не поддерживающего эдипальную триангуляцию фигура такого отца-монумента однобока ещё и потому, что не связана с матерью, то есть перекрывает вопрос желания и связи с Другим полом (пола) Лакан называет радикальное отчуждение также отчуждением в зрительном образе, к которому психотический субъект «прицепояется», в отличие от «пристёгивания» невротика посредством означающего Имени-Отца
2 недели назад
о любви в Семинаре XI дневник Артели БФЛ 02.05.2024 возвращаясь к различению объекта влечения, объекта а, объекта любви и объекта желания из ответа Лакана 13 мая 1964 года (Семинар XI) в этом ответе Лакан ссылается на то, что Фрейду при разговоре о любви не удалось обойти вопрос реального Я и формирования Я удовольствия, которые сексуальной определённости лишены, тогда как на уровне влечения она с необходимостью фигурирует на следующей встречи Лакан различит два поля: любви, которая происходит из области ням-ням и влечение, которое идёт от сердца как понять? вот как: Лакан укореняет любовь в нарциссизме, который [здесь он отступает от теории Фрейда] ограничивает двумя фазами: 1) аутоэротизм, реальное Я, любить - быть индифферентным [фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «видеть» как такт грамматики влечения 2) первичный [по Фрейду] нарциссизм, Я удовольствия, любить-ненавидеть[фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «видеть себя» как такт грамматики влечения, идеальное Я таким образом, то, что Лакан определяет как объект любви, нужно искать в этом поле фаза 3) возврат либидо от объекта, вторичный [по Фрейду] нарциссизм, любить-быть лдюбимым [фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «быть видимым» как такт грамматики влечения, Я-Идеал [см. различие идеального Я и Я-Идеала в «К введению в нарцизм»] у Лакана определяет цикл включения Другого в поле влечения, где возможно сопряжение объекта любви и объекта желания, которое Лакан обещает объяснить на следующей встрече Семинара «От любви к либидо» НО важно учесть, что Лакан так укореняет любовь в нарциссизме только в её статусе «трансцендентной» любви, подчёркивая и другой её статус в заключительных словах Семинара: Любовь, которую мы, в глазах некоторых, незаслуженно умаляем, полагает себя лишь в потустороннем - в потустороннем, где от объекта своего, с самого начала, отказывается. Откуда следует, кстати, что лишь под сенью спасительного вмешательства, в качестве посредника, отцовской метафоры возможны между полами выдержанные, для жизни благоприятные отношения. Желание аналитика не является желанием в чистом виде. Это желание добиться абсолютного несовпадения - несовпадения, которое возникает тогда, когда субъект, с первоначальным означающим сталкиваясь, оказывается, впервые, в положении его, этого означающего, субъ-екта, под-лежащего, под-данного. Там лишь и может значение безграничной любви нам открыться, ибо любовь эта вне пределов закона - единственных, в которых возможна для нее жизнь.
2 недели назад
всё-таки формы коллективного бреда [принимая во внимание их статус «попыток исцеления»] не стоит лечить/исправлять/опровергать похоже, что в русле психоаналитической клиники, вопрос сводится скорее к тому, как с теряющим себя в стаде субъектом обойтись, [не поддерживая производство бреда и даже, по случаю, пресекая его, но и] предлагая взамен другой путь поиска и обнаружения решения/находки
3 недели назад
комментарий коротко: 1) борьба с неопределённостью обречена по причине того, что является противостоянием в режиме навротического садо-мазохизма, происходящего от требования контроля и определённости 2) любая универсальная «инструкция» является внушением общему поголовью стада. каждый отдельный субъект имеет дело со своей особенной и неповторимой «неопределённостью», которая не может рассматриваться в общности коллективного бреда ещё: вообще-то, предлагаемая «инструкция» может быть вполне уместна в рамках анализа именно в ситуации моделирования «опор» в случае нестабильного состояния анализанта скорее психотической структуры в случае невроза подобная суггестивная интервенция с призывом к постепенному уреплению комфортной, то есть контролируемой зоны определённости, однозначно цементирует навязчивую симптоматику [обратите внимание, алгоритм сводится к программе повторяемых действий] подобное высказывание сладкозвучно для слуха именно навязчивого невротика, потому что обещает убрать боль неподконтрольной тревоги [вызываемой непостижимостью объекта-причины желания] и заиметь завистливо чаемый контроль путём героического противоборства на поле жизненной брани поэтому и вещает целительную истину исподлобья твёрдой уверенности образ воина-трудяги, уже умудрённого сединами жизненного опыта и чуть измождённого в своих праведных потугах излишком восхищённых взглядов в случае невроза психоанализ ориентируется не на избавление от тревоги, но на знакомство с ней, на умение с ней обходится [скажем попроще, на умение с ней танцевать]. соответственно, в психоанализе симптом не укрепляется, но присваивается и проскальзывает, становясь всё менее значимым как гораздо менее значим, не столь комичен, и не так прекрасен образ аналитика #АнализПатологииОбыденнойЖизни #нувопервыхэтокрасиво оригинал здесь https://www.instagram.com/reel/C6jgsPCI66B/?utm_source=ig_web_copy_link&igsh=MzRlODBiNWFlZA==
3 недели назад
мой комментарий вообще-то, предлагаемая «инструкция» может быть вполне уместна в рамках анализа, именно в ситуации моделирования «опор» в случае нестабильного состояния анализанта скорее психотической структуры в случае невроза подобная суггестивная интервенция с призывом к постепенному уреплению комфортной, то есть контролируемой зоны определённости однозначно цементирует навязчивую симптоматику [обратите внимание, алгоритм сводиться к программе повторяемых действий] подобное высказывание сладкозвучно для слуха именно навязчивого невротика, потому что обещает закрыть боль неподконтрольной тревоги [вызываемой непостижимостью объекта-причины желания] путём героического противоборства на поле жизненной брани поэтому и образ умудрённого сединами жизненгого опыта воина-трудяги, изподлобья в случае невроза психоанализ ориентируется не на избавление от тревоги, но на знакомство с ней, на умение с ней обходится. соответственно, в психоанализе симптом не укрепляется, но присваивается и проскальзывает, становясь всё менее значимым короче это путь умудрённого сединами война-трудяги связанной вообще-то с непостижимостью оригинал здесь https://www.instagram.com/reel/C6jgsPCI66B/?utm_source=ig_web_copy_link&igsh=MzRlODBiNWFlZA==
3 недели назад
Анализ Патологии Обыденной Жизни замечательный материал для АПОЖ доставляют речи популярных гуру-блогеров открыл для себя несколько интересных персонажей с миллионной аудиторией, буду делиться со своими комментариями ну, во-первых, это [часто бывает] красиво а во-вторых, бывает прямо смешно пользуйтесь этими тегами для быстрого поиска (один такой разбор уже был https://dzen.ru/media/znakperemen/vovtoryh-kogda-dokazano-chto-tonkii-mir-suscestvuet-ego-ved-ne-nado-boiatsia-660192e82912d40f345d138c, второй ниже) #АнализПатологииОбыденнойЖизни #нувопервыхэтокрасиво
Видео