Видео
Статьи
233 прочтения · 18 часов назад
Большой праздник трамваев в центре Москвы Различные автомобильные мероприятия у нас проводятся не то, чтобы часто, но регулярно. Касается и олдтаймеров из числа общественного транспорта. Так сложилось, что такой транспорт у нас, как правило, является вотчиной государственных организаций. Те же автобусы у нас в частных руках большая редкость. Про трамваи и говорить не приходится. Так что увидеть такие машины в движении можно по праздникам, которые бывают несколько раз в году. Так сказать, ловите момент. По традиции, каждую вторую субботу июля в Москве отмечают День московского транспорта. В этот раз он пришелся на 13 июля. Как обычно, в этот день проводится целый ряд праздничных мероприятий, приуроченных к данной дате. В нынешний раз центральным событием стал парад трамваев, самый масштабный у нас в этом году. Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж, посвященный данному событию. Надо сказать, что мероприятие, которое прошло в минувшую субботу, именно парадом трамваев назвать можно с большой натяжкой. Это скорее ретро-парад, в котором трамваи занимали ключевую роль. И это не минус, а скорее плюс, причем очень даже жирный. В некотором смысле получился своеобразный ответ ретро-параду в Санкт-Петербурге, который хоть и более масштабный, но со своими нюансами. Например, в Москве не пустили в колонну откровенные реплики, коих в Питере хватает. Кроме того, трамваи в Питере несколько на подхвате, да и сам процесс формирования их колонн выглядит слегка так иначе. Не говоря уже о том, что в Москве проходила ночная репетиция парада трамваев. Любители данной темы могли их лицезреть во всей красе. Собственно, и старт нынешнего парада трамваев получился не в пример более открытым и положительным, с точки зрения любителей поснимать, мероприятием. Сначала трамваи выдвинулись из депо, после чего прибыли на место старта, у метро "Новокузнецкая". Сюда же выдвинулась и часть автомобилей, создав временную выставку, которая работала перед тем, как парадная колонна начала движение. В некотором смысле площадка на "Новокузнецкой" была примерно тем же, чем является Тверская улица для парадных колонн перед Парадом Победы 9 мая на Красной площади. Разница в том, что на "Новокузнецкой" уровень доступа к трамваям был куда повыше. То есть посмотреть можно совсем вплотную, вплоть до пощупать. Конечно, порой это приводило к появлению персонажей, лезущих без спроса в вагоны, но в целом для фотографов и просто тех, кто интересуется темой, условия оказались очень даже неплохими. А поснимать было что. В общей сложности прошло 18 трамваев (это если не считать прицепные вагоны, с ними еще больше), объем внушительный. Особый интерес вызвал трамвай (моторный вагон) серии Х, приехавший из Дзержинска. Некоторое время назад трамвай приезжал в Санкт-Петербург, и вот теперь он оказался в Москве. Таких образцов на ходу осталось всего четыре штуки, а машина из Дзержинска – пример настойчивости тех, кто еговосстанавливал. Сам парад, который закончил своё движение на Чистых прудах, состоял из трех частей. Сначала шла основная колонна трамваев, затем колесные машины, далее замыкала действо вторая колонна трамваев. Уже на месте финиша организовали традиционную выставку, но туда, уж извините, не поехал. Там снимать просто невозможно, а на старте основные образцы были доступны. Правда, на фоне всего этого есть и тревожные моменты. Для некоторых трамваев этот парад может стать последним. Особенно это касается трамвая из Дзержинска, который особо ретивые персонажи уже вовсю хотят поставить на постамент (по сути это ему верная смерть). Плюс некоторые московские трамваи имеют немалый шанс быть замурованными в музее, откуда им уже ходу нет. По поводу трамвая серии Х шум подняли немалый, возможно, что это приведет к положительным результатам. В любом случае, то мероприятие, которое прошло в субботу, получилось очень неплохим. Такое редко увидишь, особенно в случае с трамваями. Даже для людей, которые далеки от трамвайной темы, было на это интересно посмотреть.
563 прочтения · 1 день назад
Бывшая огневая точка, снова превратившаяся в танк
Рассказ о танке сопровождения Т-18 (МС-1) из коллекции Музея техники Вадима Задорожного Превращение массовых боевых машин в раритеты происходит вдруг. Казалось бы, совсем недавно их было много, никто их не ценил... а потом раз - и всё, осталось всего несколько штук. Если вообще остались. Подобные ситуации происходят во всех странах и по одной схеме. А затем начинается трудоёмкий процесс возрождения утраченного, причем занимаются подобным, по большей части, не государственные структуры. Среди отечественных массовых танков, которым не повезло с точки зрения музеефикации, оказался Т-18...
518 прочтений · 2 дня назад
Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии Порой архивные документы похожи чем-то на минное поле. В том смысле, что использовать их надо предельно осторожно, перепроверив несколько раз. В противном случае есть не нулевая вероятность оказаться жертвой заблуждений, что потом может иметь далеко идущие последствия. Особенно что касается различных ультимативных заявлений по поводу "было/не было". Подобного хватает и в отечественном танкостроении, и в немецком. В историографии, имеющей отношение к немецкой бронетанковой технике, есть такое определение, как "башня Порше". Оно уже давно стало каноничным, хотя это примерно уровня "лампочку Ильича изобрел не Ильич!". Porsche K.G. не то, что башни не выпускала (ей и негде), но даже и не разрабатывала. Тем не менее, "башня Порше" в отношении башен ранних Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B используется постоянно, а дыма без огня не бывает. Как не странно, ответ на этот вопрос есть в архивах, а точнее так, как правильно их читать. Итак, для начала следует обрисовать ситуацию вокруг танков, которые разрабатывала фирма Фердинанда Порше. Никто же всерьёз не думает, что у небольшой фирмы из Штутгарта имелся маленький свечной заводик, где выпускали танки? На самом деле Фердинанд Порше собрал вокруг своей фирмы конгломерат немецких и австрийских промышленных гигантов, куда также, после событий весны 1939 года, "пристегнули" Škoda. С последней, кстати, у Porsche K.G. были весьма плотные связи. Если посмотреть на некоторые технические решения танков разработки Porsche K.G., там явно будут чешские корни. А еще в Пльзене производили ходовую часть для танков Порше. Непосредственно Porsche K.G. разрабатывало общую концепцию шасси, часть компонентов (например, двигатели), которые в дальнейшем распределялись среди партнеров-производителей. При разработке шасси шло плотное сотрудничество с Krupp. За концерном оставалась монополия как минимум на прокат металла для корпусов и башен. А по факту корпуса и башни разрабатывали также в Эссене. Это всё к тому, что любые башни для танков разработки Porsche K.G. разрабатывались Krupp. Собственно говоря, и проект тяжелого танка VK 45.02 начинался тоже с башни. Предполагалось, что Krupp разработает новую башню, под 88-мм пушку KwK 43 L/71, а дальше ее поставят на имеющийся танк. А вот дальше чего-то пошло не так. В итоге вместо новой башни получился новый танк, и новая башня. Причем, как и в случае с VK 45.01, башня для двух танков - Порше и Хеншель. 4 февраля 1942 года Krupp получил контракт SS-210-5806/41 на выпуск 100 новых корпусов и башен тяжелого танка VK 45.02(P). Непосредственно в Эссене занимались изготовлением корпусов, что же касается башен, то Krupp отвечал за листы, а далее они шли на завод Wegmann, где из них собирали башни. Туда же шли и орудия, которые изготовлялись на Krupp. Между тем, еще весной 1942 года эта же башня прописалась на VK 45.02(H). То есть Krupp и Wegmann ничего не теряли, чьё шасси выиграет, туда башни и пойдут. Уже так было с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, который изначально комплектовался башнями, строившимися для VK 45.01(P). Правда, башен для VK 45.02(P) изготовили всего 50 штук, поскольку они строились по спецификациям 1942 года, посему лобовая броня была заметно тоньше положенного. В результате появилась новая башня, со спрямленной лобовой частью и толщиной лба 180 мм. Изначально она именовалась как «новая башня». Вообще обычно башни для VK 45.02(P) обозначали Turm Nr.1-50, но нет-нет, да проскочит в документах, для какого танка ее исходной проектировали. Вот из этой переписки и вылезли те самые "башни Порше", которые на самом деле не производства Порше, а для танков Порше. Так и получился казус, который дальше проверять не стали. Ну и понеслось... Так что, коллеги-историки, надо быть тщательнЕЕ. И спасибо Бундесархиву, который радует нас первоисточниками документов, из которых подобные мифы появились. Список источников: Bundesarchiv panzerbasics.com
505 прочтений · 3 дня назад
Т-34 из танкового корпуса Полубоярова в качестве музейного прототипа Как правило, окраска и маркировки музейных танков, а также самоходных артиллерийских установок происходит по принципу "И так сойдет". Как гласит одна шутка, на наших танках обычно пишут либо направления (На Берлин!), либо тосты (За Родину!). Впрочем, есть и другая народная мудрость, которая говорит нам, что в каждой шутке есть доля шутки. Так или иначе, но обычно обоснования у подобных вещей крайне спорные, а уж исполнение тем более. Впрочем, так бывает не всегда. Есть те музеи, где к нанесению тактических знаков относятся более ответственно, это касается и прототипов. Как и в любом нормальном техническом музее, в Музее отечественной военной истории есть танк Т-34. Точнее, их там уже три, причем все изготовлены на заводе №183, г. Нижний Тагил. Не так давно музейную коллекцию пополнила машина конфигурации осени 1941 года, также есть Т-34-85, изготовленный в конце 1944 года. Наконец, третий танк - это Т-34 выпуска начала весны 1944 года, в самой поздней конфигурации. Некоторое время танки стояли "голыми", но в 2019 году было принято отойти от концепции "зеленых крокодилов" и начать наносить тактические знаки. В результате машина обрела маркировки, датированные июлем 1944 года. 80 лет назад, 13 июля 1944 года, началась Львовско-Сандомирская операция, где участвовал танк, послуживший прототипом тактических знаков для музейного Т-34. У Музея отечественной военной истории свой подход к тактическим знакам. Для начала, изучается история конкретного экземпляра, поскольку есть вероятность, что можно будет найти танк или САУ с его исходными маркировками. Если результат оказывается отрицательным, идет поиск танка аналогичной конфигурации. И лишь если других вариантов нет, подбирается компромиссный вариант. В случае с данным танком отчасти судьбу узнать удалось, при этом получилось две новости - хорошую и плохую. Первая - нашлась отправка, танк уехал весной 1944 года на 1-й Украинский фронт. Новость плохая - он был Т-34-85. Одним из первых Т-34-85, изготовленных заводом №183 в марте 1944 года. Те бестолочи, которые получили задание найти Т-34, не нашли ничего умнее, как выкинуть родную башню и поставить позднюю "шляпу" от Т-34. Так что история "Кантемировца" совсем не единичная, и тут виноват не зампотех из Калуги, а долбодятлы из Польши. О том, что они сделали, стало известно уже по факту, и оригинальную башню уже не вернуть. Так история лишилась самого раннего серийного "головастика". В любом случае, машина явно участник Львовско-Сандомирской операции, поэтому осенью 2019 года, когда возникла идея наносить маркировки, было решено искать прототип по этой операции. И таковой нашелся - 4-й гвардейский танковый Кантемировский ордена Ленина Краснознаменный корпус. Командовал им генерал-лейтенант Павел Павлович Полубояров, будущий маршал бронетанковых войск. Самое главное, что среди снимков, которые нашлись по Львовско-Сандомирской операции, нашлись танки, которые хорошо подходили под внешность музейной машины. За прототип было решено брать танк с башенным номером 61. У подразделения, куда он относился, был характерный обвес - запасные траки на бортах башни, а также трофейные немецкие 200-литровые бочки, которые применяли вместо запасных топливных баков. Такое использование немецкой "тары" было нередким явлением, почему-то именно бочки наши танкисты предпочитали канистрам. Вероятнее всего потому, что прикрепить их к поручням на бортах оказалось проще. При оформлении было решено соблюсти некоторые условности. Во-первых, от немецких бочек отказались, как-то перебор. Во-вторых, перетрясли "обвес" машины, поскольку он был не очень похож на реальность. Так что на крыльях появилась "красота". Также добавили, как на снимках, запасные траки на бортах башни. В таком виде танк поехал на Красную площадь, где участвовал 7 ноября 2019 года в торжественном марше. Как оказалось, это последнее такое мероприятие там с движением техники. Можно сказать, вовремя. А сейчас Т-34, в том же виде, находится в Танковом корпусе музея.
3,9K прочтений · 3 дня назад
Камуфляжный убийца лошадей
Рассказ о немецкой тяжелой конной повозке Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), новинке выставки "Моторы Войны" Несмотря на то, что Вторая мировая война стала временем массового перехода на механическую тягу, всё оказалось не так просто, как это может показаться. Во Вторую мировую войну ряд армий, включая и вермахт, вступали, имея внушительный парк гужевого транспорта. Связано это оказалось с тем, что автомобильная промышленность не могла справиться с ростом численности армии. Посему конные повозки оставались важной составляющей транспортного парка...
544 прочтения · 4 дня назад
Зенитный стул Льюиса Мотли на 2 пулемета BREN Вопрос защиты личного состава и техники от атак с воздуха стал актуален в годы Первой мировой войны. После ее окончания развитие зенитных средств несколько замедлилось, но в 30-е годы снова активизировалось. Касалось это и зенитных пулеметных установок. Многие из пулеметов получали зенитные треноги, часть имели универсальные станки, но бывали и конструкции, которые разрабатывались специально для установки на технику, либо как стационарные зенитные средства. К началу Второй мировой войны в ряде стран уже имелись массовые образцы зенитных пулеметных установок, которые создавались в расчете на монтаж штатных пехотных пулеметов. Наиболее распространенным явлением была установка пары таких пулеметов. Наиболее известны советские и немецкие разработки подобного типа, но ничуть не меньше (а, возможно, и больше) подобных конструкций создали в Англии. Прежде всего это касалось разработок инженера Льюиса Мотли, в честь которого они получили полуофициальное обозначение Motley Mount. Творчество Льюиса Мотли - это вообще отдельная песня. Благодаря патентным базам до наших дней сохранилось немало интересного, например, предложение выпускать реактивный гранатомет с магазинным питанием. Впрочем, наибольший объем его разработок - это различные пулеметные установки. Работать по ним он начал еще во второй половине 30-х годов. Причем это был не изобретатель-одиночка, а один из партнеров Hydran Products Ltd. До Второй мировой войны фирма занималась вполне мирной продукцией, например, портативными водонагревателями. Но дальше стали появляться совсем не водонагреватели. Следует сразу оговорить один момент. Под обозначением Motley Mount скрывается целое семейство зенитных установок. Они разрабатывались под разные модели пулеметов, могли отличаться числом установленных пулеметов, а также тем, куда они ставились. В нашем случае речь пойдет о конструкции, которая официально обозначалась как Mounting, Straddle, A.A. BREN .303 Mk.I. С точки зрения фунционала данная конструкция во многом являлась аналогом немецкой Zwillingsockel 36, но получилась не в пример удачнее, а также проще. Для англичан даже удивительно. Приоритетным вариантом использования стала установка одного-двух пулеметов BREN в зенитном исполнении. Вместо коробчатых магазинов ставились дисковые, на 100 патронов, а внизу крепились гильзосборники. Таким образом легко дорабатывались обычные пулеметы. Ставились они на специальную систему тяг и труб, которая, в свою очередь, крепилась на изогнутой штанге. Всё это крепилось к основанию, на котором находилось сиденье стрелка. Также имелись прицельные приспособления, которые крепились к установке на системе тяг. Установка предполагала монтаж на стационарном основании, которым мог служить и грузовик, например. Собственно говоря, значительная часть снимков Motley Mount - это установки в кузовах грузовиков. Выглядит конструкция несколько мудроной, но на самом деле она удобная. Прелесть Mounting, Straddle, A.A. в том, что методом некоторой доработки можно было поставить другие модели пулеметов. Кроме того, установка отличалась небольшой массой. И если Zwillingsockel 36 перестали выпускать вскоре после начала Второй мировой войны, то Motley Mount, в различных вариантах исполнения, продолжали производить всю войну. Об этих пулеметных установках не все знают по той простой причине, что сохранилось их совсем немного. Не говоря уже о том, что и литературы по ним мало. Увидеть Mounting, Straddle, A.A. можно преимущественно в английских музеях. Например, Имперском военном музее, что в Даксфорде. Обозначение установки там условное. Вероятнее всего, это Mounting, Straddle, A.A. BREN .303 Mk.IA. Надо сказать, что Льюис Мотли постоянно работал над доработкой своего детище. Более поздние модели имели за сиденьем пружины уравновешивающего механизма. Вместе с тем, ранние варианты Motley Mount очень часто встречаются на снимках, датированных 1944-45 годами. Преимущественно их ставили в кузовах грузовиков, хотя есть снимки, где они на стационарных позициях.
592 прочтения · 4 дня назад
Главное направление развития советского танкопрома 30-х
К 95-летию принятия системы танко-тракторно-авто-броне-вооружения РККА Как говорится в одной поговорке, просто так только мухи женятся. Вот и танки появляются не просто так, особенно если это не "покупные" машины, а разработанные и изготовленные непосредственно в стране, чья армия их получает. Поэтому сначала появляются тактико-технические требования, по которым уже изготовляют танк или иную боевую машину. Более того, этим самым тактико-техническим требованиям может (а, как правило, должна) предшествовать общая концепция применения бронетанковой техники...
643 прочтения · 5 дней назад
Немецкая "четверка" для киносъемок и не только Старая военная техника, в том числе танки, востребованы далеко не только для экспонирования в музеях. Среди тех, кому нужна старая бронетехника, есть киношники, а также различные мероприятия, связанные с военно-исторической реконструкцией. Правда, предложение совсем не соответствует спросу. Значительная часть музейной техники либо уже не способно передвигаться самостоятельно, либо уже недоступно для использования в подобных активностях. Гонять уникумы для подобного - не самая лучшая идея, особенно с учетом того, что в тех же кинофильмах технику редко кто жалеет. Растущий спрос на старую военную технику порождает способы ее изготовления. Самый простой способ - это изготовление полноразмерных макетов. Наиболее массово делают такие штуки по теме немецкой бронетехники, ибо она самая востребованная и редкая. Получаются подобные машины по-разному, особенно с учетом того, что с ходовой частью мало кто сильно мучается. Но есть и другой способ получения подобной техники - сборка из кусков. Подобным занимается, например, мастерская Музея Техники Вадима Задорожного. В числе восстановленных таким образом боевых машин числится и несколько немецких танков Pz.Kpfw.IV. Вообще ходовой Pz.Kpfw.IV в России есть, речь идет о Pz.Kpfw.IV Ausf.G, находящемся в музейном секторе парка "Патриот". Киносъемочный у него весьма богатый и скорее печальный. Особенно после "Утомленных Солнцем-2", после которого машина выглядела как после атомной войны. Ныне танк находится в музейной экспозиции и пока никуда ехать не планирует. Да и в целом киношникам уже объяснили в "Патриоте", где находится ближайший лес, куда они могут пройти. Так что либо кадавры с "Мосфильма", либо... есть варианты. Танк, о котором идет речь, появился в процессе изготовления "реквизита" фильму "Подольские Курсанты". В составе 19-й танковой дивизии, главных оппонентов защитников 37-го УР (Малоярославецкий укрепрайон, он же Ильинские рубежи), были Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.IV. Так что без "четверок" было никак не обойтись. Рецепт был примерно таким же, как и у других образцов, которые делались музейной мастерской. Танк должен был, во-первых, более-менее ездить, а во-вторых, выглядеть как нормальная "четверка". При восстановлении использовались элементы с разных танков, найденных на полях сражений. Агрегаты (мотор, КПП и прочее) современные, что облегчает процесс эксплуатации. Всего было построено два таких танка, которые собирались по примерно схожей конфигурации. Сразу следует отметить, что точности до болтика в ТЗ не стояло. Поэтому любители выискивать мелочи без работы не останутся. Среди условностей есть и поздние элементы ходовой части, и сочетание деталей Pz.Kpfw.IV разных производственных серий. "Ранняя" башня по типу Pz.Kpfw.IV Ausf.E установлена на корпус, больше похожий по конфигурации на Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Это всё классно, но в данном случае мало кому интересно. На всякий случай напомню, что собирались танки как альтернатива мосфильмовским кадаврам, которые на "четверку" похожи в случае, если дело происходит в темноте, в дыму, а вы выпили поллитра ее, родимой. А еще есть альтернативы на базе чего-нибудь вроде БМП или вообще тракторные запчасти. Здесь же вполне аутентичная выглядящая "скорлупа", а за счет новых агрегатов машины могут весьма активно ездить. Именно то, что надо для фильмов и реконструкций. Когда эти танки появились в этих ваших интернетах,  была весьма бурная волна специалистов по заклепкам. Джентльмены, вы явно не о том думаете. По мне так чем больше будет таких машин, тем лучше, и на то есть целая масса причин. Во-первых, как уже говорил выше, альтернативой им являются поделки из послевоенных танков или других боевых машин. А вот они выглядят гораздо хуже. Во-вторых, чем больше будет таких танков, тем меньше вероятность, что автор очередной нетленки сунет свой нос в условную Кубинку. В-третьих, разница между танком из кусков и оригиналом уже небольшая. А если так, зачем гонять уникумы? Так что больше танков из кусков, хороших и разных. Авось, еще у нас под такую матчасть научатся фильмы снимать.
992 прочтения · 6 дней назад
Английская конверсия американского танка для сбора арахиса
История Shervick, заводской переделки Sherman III (Medium Tank M4A2) в трактор Одной из главных проблем, с которой столкнулся целый ряд стран после окончания Второй мировой войны, стало наличие огромного количества военной техники. Если с тягачами и колесной техникой было плюс-минус понятно, куда ее девать, то танки вызывали головную боль. Особенно это касалось тех стран, у которых этих самых танков было слишком много. Среди таких стран оказалась Англия, чья армия получала танки не только собственного, но и американского производства...
649 прочтений · 7 дней назад
Французская ползучая личинка танкетки с ножным приводом Развитие стрелкового оружия привело к тому, что в истории наблюдалось два противоположных направления развития обмундирования пехоты и других родов войск. Сначала огнестрельное оружие постепенно свело на нет индивидуальную защиту. Постепенно наблюдался отказ от доспехов, которые сократились до кирас и шлемов, позже исчезли и они. Но в начале XX века стала наблюдаться обратная тенденция. Развитие скорострельного оружия и частому переходу к позиционной войне привело к возвращению индивидуальных средств защиты. А также дополнительных средств. Первая мировая война стала настоящим катализатором развития средств индивидуальной защиты. Вернулись те вещи, которые, казалось, исчезли безвозвратно. Высокий процент поражения пехоты в голову привел к возвращению шлемов, а штурмовые подразделения стали получать кирасы. Наконец, большое развитие получили пехотные щитки. Они могли быть самыми разными, от индивидуальных, которые носили сами бойцы, до довольно крупных конструкций на колёсах. Отдельно стоит упомянуть то, что иногда называют "ползучими танками". Несмотря на некоторую несуразность конструкции, она стала одной из ступеней к созданию танкетки. По поводу того, что соорудили французские инженеры, есть разные мнения, в основном сводящиеся к разным шуткам. Между тем, военным всего мира было совсем не до смеха. Если стрелковый щиток можно было таскать на себе, то в бой с ним особо не побежишь. Нет, часть таких щитков позволяла установить их во время движения по полю боя, но шанс выжить, особенно при пулеметном огне, не так много. Поэтому и появлялись самые разные конструкции, более крупные, чем обычный стрелковый щиток. Такие конструкции и строили, и патентовали, общее у них то, что бронёй закрывали бойца как спереди, так и сбоку. Как правило, такие стрелковые щитки имели колесный ход. Главная проблема подавляющего большинства подобных конструкций заключалась в том, что они получались слишком тяжелыми. Помимо того, что это вызывало массу неудобств непосредственно при эксплуатации, такой щиток на стероидах было неудобно перевозить в походном положении. Посему идея отчасти обесценивалась. В этом смысл мобильный стрелковый щиток, созданный во Франции, начинает играть новыми красками. При его создании предусматривалась не только возможность индивидуальной защиты стрелка, но и мобильность с точки зрения возки. Тащило его 4 человека: двое тащило непосредственно сам щиток, плюс по одному человеку тащило на спине колеса. Собирался/разбирался щиток очень быстро. В этом его большое преимущество над подобными конструкциями. Очень часто в случае с данными аппаратами упоминается полковник Жан Батист Эжен Эстьен. В принципе, вполне справедливо. Будущий отец французских танков считал, что такие штуковины могут помочь в ходе наступления. Впрочем, недостатков у данной конструкции хватало с избытком. Начиная с того, что использовать ее было не особо удобно. Больше всего шуток подвижному щитку обычно достается за то, как его толкали вперед. Впрочем, позже появилось прозвище "ползучий танк", оно оказалось связанным со способом передвижения. Плохой, хороший, мобильный стрелковый щиток оказался лучшим из того, что было создано в то время. Применяли его не только французы, но и англичане, а также канадцы. Более того, уже после окончания Первой мировой войны щиток пытались дорабатывать. Впрочем, в начале 20-х годов активность по ним стала затихать. Всё же минусов оказалось больше. Ныне единичные экземпляры данных щитков есть в музеях. Один из них находится в военно-техническом музее Кобленц. Как можно заметить, конструкция данного щитка могла отличаться, всё зависело от производителя. Появление данного щитка спровоцировало дальнейшие работы, которые привели к созданию танкеток. Исходно это, по сути, моторизованный бронещиток. По иронии судьбы, потом танкетка превратилась в маленький танк, а дальше всё росла, росла... В результате во время Второй мировой войны пошла новая волна изобретений ровно того же, что было придумано в начале Первой мировой войны.
534 прочтения · 1 неделю назад
Летние маневры и трамбования моторов войны Хороший технический музей - это тот, который живой. То есть где экспонаты не просто стоят памятниками самим себе, а способны двигаться. Ничуть не менее важным моментом является то, чтобы это самое движение увидели посетители, а не 5-10 человек. Посему подобные активности лучше лишний раз анонсировать, благо было кому кому на них посмотреть. Одним из мест, где старую технику времен Второй мировой войны можно видеть в движении с завидной регулярностью, является выставка "Моторы Войны". Каждую субботу, в 12 часов дня, здесь проходят либо динамические показы, либо интерактив. Впрочем, на минувших выходных был смысл придти в воскресенье. Назрела реэкспозиция, так что на время ожили те машины, которые обычно очень редко двигаются. Вообще "Моторы Войны", с точки зрения текучки экспонатов, очень живая выставка. Число машин и других образцов военной техники, которые тут появились за последние года полтора, идет на несколько десятков. Это еще у выставки три павильона, а не пять, так-то можно было бы привезти еще больше. Какие-то машины уезжают, какие-то приезжают, такая концепция выставки была еще со времен, когда она находилась в парке "Патриот". Между тем, уже назрели некоторые перестановки, которые потребовали более существенных действий. Особенно это касается экспозиции, посвященной немецкому гужевому транспорту, а также третьему залу, где находится техника 1942-45 годов. За последнее время на выставке добавилась бронетанковая техника, а также гусеничные тягачи. Они, как правило, не отличаются крошечными размерами, посему приходится постепенно уплотняться. А следующая новинка, которая вскоре ожидается на выставке, скромными габаритами не отличается. Речь идет о самоходной артиллерийской установке СУ-85, которая восстановлена мастерской военно-исторического клуба "Капонир". На советской зоне экспозиции для нее места уже нет, посему надо искать еще место. Результатом стало то, что пришлось запускать машину, которая не двигалась с осени 2021 года. Речь идет о танковом эвакуаторе Scammell Pioneer S2/SV, на текущий момент это самая большая колесная машина в экспозиции. Она ездит, но габариты у машины такие, что динамические показы с ней не проводились. Нужны они, к слову, не просто так. Желательно машину минимум раз в год заводить, иначе много чего пересыхает, а еще бензин имеет особенность за год-два превратиться в жутковатую субстанцию. В случае со Scammell Pioneer несколько лет покоя закончились подтекающим радиатором. Спустя пару часов, кстати, он стал течь намного меньше. Запускать английский эвакуатор пришлось по той причине, что в зале произошла рокировка. Сначала машина освободила спуск, где есть достаточно места для танка. Дальше пришел в движение Medium Tank M3A3. Танк выехал на улицу, развернулся, после чего заехал обратно кормой вперед. Заодно зрители могли наблюдать, почему современная техника на парадах ездит с резиновыми подушками. Хорошо нагретый асфальт американский танк пропахал весьма усердно, за что получил прозвище "Лендгрыз". Еще одна игра в "пятнашки" была в случае с экспозицией немецкого гужевого транспорта. На выставку прибыла немецкая пехотная повозка Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), известная также под прозвищем "убийца лошадей". Это потому, что при массе почти 2800 кг ее штатно тащит пара лошадей. О Hf.7/11 будет подробнее позже, а сейчас повозка уже заняла своё место на экспозиции. Так что теперь на "Моторах Войны" сформировалась полная линейка немецких пехотных телег. Позже появится Hf.2, но случится это нескоро. К тому же Hf. 7/11 как раз создавалась для замены Hf.2, так что ее вполне хватит. Особенно с точки зрения демонстрации, до чего иногда доходил сумрачный немецкий гений. Следует отметить, что за лето-осень этого года выставка будет весьма так пополняться. Часть новинок появится на слёте "Моторы Войны", который традиционно проходит каждую вторую неделю августа. А дальше их можно будет увидеть на выставке.
916 прочтений · 1 неделю назад
Первый отечественный броневик с несущим корпусом
Рассказ о плавающем бронеавтомобиле ПБ-4, последний образец которого сохранился в Техническом центре парка "Патриот" Так сложилось, что отечественные бронемашины развивались во многом независимо от остального мира. Случилось это потому, что с бронемашинами у остального мира дела обстояли не очень. Кроме того, в отличие от танков, у бронемашин имелся дополнительный фактор, который ограничивал разработку. Речь идет о возможностях автомобильной промышленности. Неслучайно первым отечественным серийный бронеавтомобилем был БА-27, который базировался на шасси грузовика АМО-Ф-15...
Ролики