Найти тему
Статьи
1 час назад
Киношный Sd.Kfz.7 на советских агрегатах Техника, которая создается для кино, часто отличается, скажем так, весьма своеобразной конструкцией. Дело в том, что аутентичность, чаще всего, является вещью второстепенной. Главное, чтобы такие машины хоть как-то символизировали необходимые аппараты, и не более того. Конечно, за последние десятилетия уровень аутентичности вырос, тем не менее, сильно обольщаться не стоит. У киношников свой взгляд на мир, немного так отличающийся от мира "заклепочников". Поэтому на киносъемочных площадках нередко появляются странные штуковины. Одной из главных проблем с точки зрения реквизита для кинокартин на военную тематику является немецкая техника. Ее очень мало сохранилось, еще меньше способно двигаться. Ну а поскольку "немцы" нужны позарез, приходится идти на самые разные ухищрения. В том числе и строить макеты, которые чем-то похожи на немецкую технику. Получается по-всякому, иногда очень неплохо, иногда жутковато, а иногда странно. Одним из таких аппаратов является полугусеничная машина, которая символизирует немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Полугусеничные машины являлись одними из самых узнаваем аппаратов, которые служили в немецкой армии. Изначально речь шла о тягачах для тяжелой артиллерии, первым таким массовым тягачом являлся Sd.Kfz.7. В дальнейшем появились самые разные модели, а с 1939 года начался выпуск полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.251. Что тягачи, что бронетранспортеры стали визитными карточками немецкой армии, их можно очень часто встретить на фотоснимках и кадрах кинохроники. Одним словом, вещь антуражная и необходимая в фильмах. В случае с бронетранспортерами вопрос решается относительно просто. После войны в Чехословакии выпускались бронетранспортеры OT-810. Они, конечно, имеют ряд отличий, но для не особо искушенного зрителя это не принципиально. Так что OT-810 очень часто "играют" немецкие БТР-ы. А вот с тягачами всё гораздо сложнее. Они ни на что не похожи, и сделать такой тягач совсем непросто. При этом в России таких тягачей всего несколько штук, особенно если мы говорим про ходовые машины. На съемки они обычно не ездят, поэтому каждый выкручивается, как может. Поскольку спрос есть, появляется и предложение. В том числе и вот такое. При создании данного аппарата объектом вдохновения явно выступил Sd.Kfz.7, самый массовый и востребованный немецкий полугусеничный тягач. Он использовался как тягач орудий массой 5-8 тонн, например, 88-мм зениток FLak 18, также в него впрягали тяжелую противотанковую артиллерию и 149-мм гаубицы. Проблема в том, что в России таких тягачей всего несколько штук, ходовой один, и на съемках он вряд ли появится. Так что было решено делать макет, с использованием отечественных агрегатов. Выглядит данная штуковина, конечно... специфически. Хотя, если посмотреть на вопрос с другой стороны, это гораздо лучше, чем просто загримированный грузовик. Вот что реально удивило, так это способной данного аппарата ездить. Передвигается он довольно шустро, для реплики это весьма важный показатель. И особенно для машины, которая снимается в кино. Как показали недавние съемки, по надежности аппарат как минимум не уступает OT-810. Ну и то, что послужило прототипом, угадывается безошибочно. Технически это сборная солянка. Мотор ЗИЛ-овский, агрегатная база является сборной солянкой. Катки большого диаметра узнаются хорошо, взяты они от тягача АТ-Л. Конечно, в идеале было бы получить шахматное расположение катков, как на Sd.Kfz.7. Но для сельской местности пойдет. Как и у прототипа, внутри находятся места для размещения расчета. Сделано с некоторыми условностями, но прототип узнается. Самое главное, что с полной загрузкой машина вполне едет. Понятное дело, что настоящий полугусеничный тягач был бы гораздо более полезной вещью. Но, как уже говорилось выше, за неимением иных вариантов, тоже неплохо. Для кино и реконструкций вполне потянет. То, что в кинореквизите появляются полугусеничные тягачи, уже хороший знак. Авось и настоящие Sd.Kfz.7 появятся. Тут уже надежда на частных коллекционеров, тем более они постепенно втягиваются в кинобизнес.
1K прочтений · 1 день назад
Трофей Войны Судного дня американского происхождения
Рассказ об израильском основном танке Магах-6 Алеф (M60A1 Patton), ныне находящего в Техническом центре парка "Патриот" Ни для кого не является секретом тот факт, что в ряде военно-технических музеев, особенно танковых, коллекции зарубежной техники пополнялись за счет трофеев. Причем это касается далеко не одного только периода Второй мировой войны. Уже вскоре после ее окончания случилась война в Корее, которая раскидала по миру целый ряд трофейных образцов, включая танки и другую гусеничную бронетехнику...
464 прочтения · 2 дня назад
Французский складной велосипед для русских самокатчиков
Рассказ о "самокате Жерара", складном военном велосипеде Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard Велосипеды, как устройство для использования в военных целях, не так давно отпраздновали 150-летие. Пионерами использования их в таком качестве стали французы, они же оставались на лидирующих позициях и дальше. Так исторически сложилось, что в России такая техника находилась обычно в положении догоняющих. Поэтому не стоит удивляться, что в истории отечественных самокатных частей (так тогда именовались военные велосипедисты) есть французский след, причем очень хорошо видный...
214 прочтений · 3 дня назад
Чудеса с башнями, или особенности реставрации Grant II по-австралийски Такой вопрос, как реставрация бронетанковой техники, совсем не простой. Основная масса тех, кто берется за подобные работы, естественно, имеет другое мнение по данному поводу. От страны, где происходит подобная активность, это вообще не зависит. Принцип "вот так, вот сяк, и в продакшен" работает по всему миру, а дальше всё зависит от приёмщика, ценника и прочих факторов. Поскольку приемка обычно не особо закручивает гайки (в виду достаточного уровня знаний), то порой появляются весьма странные машины. Причем некоторые из них вполне узнаются по почерку. Американских танков семейства Medium Tank M3 в нашей стране немного, еще меньше ездящих. Тем не менее, есть в России и довольно редкие версии, включая Grant II. Один такой танк оказался в Музее Техники Вадима Задорожного. Машина внешне неплохая, но не без нюансов. В том числе и со странным сочетанием башенки вместо люка. Как выяснило дальнейшее изучение машины, это своеобразный общий привет от реставраторов из Австралии. Так сложилось, что дольше всего танки семейства Medium Tank M3 эксплуатировала австралийская армия. В Австралию отправились практически все Grant II и Lee V (Medium Tank M3A5) по английскому заказу (232 танка из 234 изготовленных). Также а Австралию добралось 266 Grant I и 239 Lee I (Medium Tank M3). Ещё 20 машин оказалось потеряно в пути. Благодаря этим поставкам австралийская армия насытилась настолько, что отказалась от программы Australian Cruiser. Ирония судьбы в том, что австралийские Lee/Grant так и не повоевали, они просидели в резерве. Австралийские Lee I/Lee V достаточно легко определяются. Немного помучившись с зенитными башенками, австралийские военные поняли их бесполезность. В результате было принято решение от башенок отказаться, поставив вместо них люки как на башнях Grant. Данный признак довольно четко позволяет определить, откуда пришли танки в те или иные коллекции. Так исторически сложилось, что больше всего сохранилось, в том или ином виде, австралийских Lee/Grant. Далее они начали расползаться по всему миру. В этом смысле несколько удивительно, что новые владельцы вообще никак не смотрят на то, что там творится с башенками. Посему в США, Англии и ряде мест можно видеть танки, которые четко имеют австралийские корни. Тут что реставраторы не парились, что владельцы. Такой танк, кстати, есть в Верхней Пышме. Значительная часть австралийских танков отправилась из коллекции Рона Фрая, который также занимался их реставрацией. Поскольку часть танков попало к нему в виде бывших "колхозных" машин (то есть из народного хозяйства), пришлось воссоздавать башни. Вот и Grant II, о котором идет речь, также из его коллекции. Танк с серийным номером T-343 был изготовлен Baldwin Locomotove Work в мае 1942 года. Машина имела английский регистрационный номер T-23846, вероятнее всего, после войны была тягачом. В ходе реставрации австралийцы совершенно не утруждали себя в вопросе изготовления аутентичного интерьера, причем они так поступают в большинстве случаев. Главное, что танк ездит. Видимо, на этом танке рука мастера устала, либо он торопился. Так или иначе, но вместо люка от башни Grant на данный танк взгромоздили башенку от Lee. Как это удалось, остается загадкой, но факт остается фактом. Причем музей в данной коллизии не виноват ни разу. Машина, кстати, перед тем, как попала в Россию, несколько раз меняла владельца. И никому как-то не пришло в голову, что у танка не та "шляпка". Что делать? Наиболее правильный вариант - ничего не делать. Будем честными, такую проблему видит полтора заклепочника. Нет, конечно, лучше поменять, но на фоне того, что танк ходовой, другая башенке уходит на второй план. Впрочем, можно договориться с Верхней Пышмой, так сказать, махнуть не глядя. Тамошний танк получит полагающуюся башенку, а машина В Музее Техники Вадима Задорожного обретет правильный люк.
372 прочтения · 3 дня назад
Относительно легкий гусеничный беспилотник из Кургана
Рассказ о роботизированном шасси легкого класса "Каракал" от Курганмашзавода, новинке форума "Армия-2024" Дистанционно управляемые гусеничные машины появились в нашей стране в 30-е годы. На этой ниве Красная Армия достигла едва ли не наибольших успехов, по крайней мере, к началу Великой Отечественной войны у нас опробовали основные типы подобных машин. Дальше от них отказались, поскольку выяснилось, что недостатков у них больше, чем достоинств. Особенно что касается стоимости и эффективности управления...
1,5K прочтений · 4 дня назад
"Сотка" для КВ-85
История установки 100-мм танковой пушки С-34 в башне танка КВ-85 В советском танкостроении складывалась довольно щекотливая ситуация. В случае со средними и тяжелыми танками так получалось, что у них было одинаковое вооружение. Надо сказать, что и в других армиях мира нередко получалась аналогичная ситуация. У нас с этим пытались бороться, но так получалось, что КВ и Т-34 имели одинаковое вооружением. Лишь в 1943 году тяжелым танкам удалось вырваться вперед. Во многом это получилось благодаря появлению 122-мм орудию Д-25Т, которое в средний танк банально не влезло бы...
1,6K прочтений · 5 дней назад
Зенитная пулеметная спарка в немецком исполнении
Спаренная зенитная пулеметная установка Zwillingsockel 36, которая массово использовалась на немецкой технике Вопросы защиты своих войск от огня с неба являлись (и являются) актуальными для всех армий мира. Особенно это стало актуально в ходе Первой мировой войны, когда авиация перешла от разведки к активной борьбе с наземными целями. Надо сказать, что средства борьбы с авиацией (включая аэростаты) появились еще до Первой мировой войны. Но боевые действия заставили более активно заниматься данными вопросами...
490 прочтений · 6 дней назад
Большая пушка для среднего американского электротанка
История Medium Tank T25, дальнейшего развития американского среднего танка T23 Одна из важнейших задач при проектировании танков - это сделать так, чтобы к моменту начала выпуска ваша боевая машина не устарела. Во времена бурного развития бронетанковой техники это оказалось совсем непросто, особенно во время Второй мировой войны. Поэтому не стоит удивляться тому, что еще не принятую на вооружение боевую машину начинали дорабатывать, особенно это касалось броневой защиты и вооружения. Порой подобные...
206 прочтений · 1 неделю назад
Празднование Дня Танкиста в Техническом центре парка "Патриот", 8 сентября 2024 года В нашей стране у каждого рода войск есть свой профессиональный праздник. У кого-то празднование проходит довольно скромно, кто-то проводит его ярко. В некоторых случаях ярко праздновать как-то немного боязно (особенно в случае с РВСН и РХБЗ), но обычно профессиональные праздники проходят интересно. Особенно это касается тех родов войск, которые связаны с техникой. Интересно становится не только тем, кто празднует, но и окружающим. Каждое второе воскресенье сентября в России празднуют День Танкиста. Праздник, изначально именовавшийся как День Танкистов, появился вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Он стал данью уважения советским танкистам, сыгравшим одну из ключевых ролей в подавляющем большинстве боевых операций. Впервые танкисты отпраздновали свой профессиональный праздник 8 сентября 1946 года. Так в этом году получилось, что День Танкиста также пришелся на 8 сентября. По традиции, центральным местом проведения праздника стал Технический центр парка "Патриот", он же бывший танковый музей в Кубинке. Как обычно, посетителей ждала обширная программа, кто приехал вряд ли пожалел. Вашему вниманию предлагается репортаж с празднования Дня Танкиста в Кубинке. Надо сказать, что обновленная территория Технического Центра (реконструкция проводилась в 2020-2021 годах) с каждым разом предлагает всё более разнообразную программу. Лет эдак 20 назад всё сводилось к походу по ангарам, а потом просмотру покатушек. Ныне программа более разнообразная, особенно после реконструкции территории. Если раньше показательные выступления проводились либо на поле возле отстойника (ныне там парковка), либо на поле сбоку от павильонов, то теперь есть специальная площадка для динамических показов. Она, кстати, забивается под завязку, хоть еще пару-тройку рядов делай. Может и есть смысл, тогда будет лучше видно. Вместе с тем, одними только танками сыт не будешь. В этом плане Техническому центру было что предложить посетителям. Помимо уже имеющегося "Танкодрома", работала довольно большая экспозиция, посвященная стрелковому оружию. Она получилась по-настоящему обширной, есть, на что посмотреть. Здесь были представлены не только известные образцы оружия, но и довольно редкие. Важный момент заключался в том, что о каждом из образцов шел подробный рассказ. Кроме того, проводились показательные выступления, включая и демонстрация работы кинологов со своими подопечными. Естественно, главным событием стал динамический показ, который проводился с 13:00 на специально отведенной для этого зоне. За счет того, что музейная мастерская привела в рабочее состояние довольно приличный объем экспонатов, у парка есть возможность варьировать список машин-участников. Есть постоянные "примы", например, Т-34-85, а есть те танки, которые появляются изредка. На сей раз основной список состоял из Т-34-85, традиционно открывающего показ, Т-44С, а также Т-55А. Каждая машина откатала обязательную программу, с обязательной стрельбой (естественно, холостой выстрел). Главным действующим лицом стал тяжелый танк ИС-7 (Объект 260). Это самый тяжелый советский танк из построенных, ныне известен всего один экземпляр. Поскольку представленный экземпляр является опытной машиной, он изначально был непростым с точки зрения ремонта. Тем не менее, сам факт его появления стал настоящим событием. При этом его выход можно назвать "ИС-7 с брелком". Вместе с самым тяжелым советским танком выехал Т-38, часть людей на него отвелклись и пропустили момент, когда ИС-7 произвел выстрел. Идея с "брелком", конечно, шикарная, многие ее оценили. Кстати, на показе присутствовала Надежда Жозефовна Котина, дочь знаменитого советского конструктора Жозефа Яковлевича Котина. Он являлся руководителем разработки многих тяжелых танков, включая ИС-7. В этом году было чуть меньше людей, чем обычно, но праздник прошел на высоте. Куда идти в следующем году во второе воскресенье сентября, очевидно. Автор выражает большую признательность пресс-службе и руководству парка "Патриот" за помощь в съемках.
811 прочтений · 1 неделю назад
Легкий японец времен Второй мировой войны из Черноголовки
Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го из коллекции Военно-Технического Музея Славы Бронетанковая техника Японии в период с конца 20-х годов и до конца Второй мировой войны, что называется, варилась в собственном соку. Связано это оказалось как с успехами собственного танкостроения, так и пониманием - заграница ничем помочь не могла. Ни английские, ни французские танки не могли удовлетворить полностью требования японского военного командования. Это привело к появлению самобытных танков, которые сложно с чем-то еще перепутать...
747 прочтений · 1 неделю назад
Мотороллер для американских парашютистов
Рассказ о десантном мотороллере Airborne Motor Scooter Cushman Model 53, один из образцов которого находится в военном музее Оверлон, Нидерланды Американская промышленность в годы Второй мировой войны показала себя на самом высоком уровне. Особенно это касается колесной техники. "Лежит, лежит, друг как побежит" - это как раз про нее. Судите сами: к началу Второй мировой войны американская армия обладала относительно скромным набором колесной техники. К концу 1941 года, когда США вступили в войну, американская армия уже имела полный спектр необходимой техники...
244 прочтения · 1 неделю назад
Английские танкостроители, оставшиеся без мировой известности История - это довольно своеобразная штука. В том числе это касается и личностей в ней. В полной мере можно говорить и о личностях в истории танкостроения. Танки просто так не появляются, их создают люди, у которых, в свою очередь, своя история, точнее, биография. И она может быть ничуть не менее бурной, чем у изделия, которое они создали. Главное, чтобы эта самая биография была достоянием общественности, а такое бывает далеко не всегда. Советским танкостроителям сложно жаловаться на забвение. Основная их масса вполне известна, причем это касается не только главных конструкторов, но и ведущих инженеров, то есть тех, кто стоит непосредственно за разработкой бронетанковой техники. А вот в случае с англичанами ситуация совсем не такая радужная. Как это странно не прозвучит, но список персоналий по английскому танкостроению очень скудный, причем зачастую о них неизвестны даже ключевые временные точки вроде дня рождения. С этим странным явлением я лично столкнулся довольно давно. Как это не нелепо прозвучит, но мы знаем, кто создал Т-34, но вот кто является создателем Infantry Tank Mk.II, он же Matilda, скрыто завесой тайны. Ровно такая же ситуация наблюдается в случае с таким танком, как Churchill, и многими другими. Практически "имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен". Англичане тут не одиноки, ровно такая же ситуация наблюдается с теми, кто разработал, например, немецкий средний танк Pz.Kpfw.III. Но в случае с англичанами всё совсем запущено. Хорошо известны те, кто создали танк - Уильям Триттон и Уолтер Вильсон. На слуху имена Джона Кардена и Вивиана Лойда, основателей Carden-Loyd, которые также создали несколько удачных танков, таких, например, как Vickers Mk.E. А дальше всё, кое-как некоторые личности всплывают, но не более того. В этом смысле, можно сказать, повезло Лесли Литтлу. Он остался отчасти в тени Кардена и Лойда, но на самом деле достиг больших успехов. Фактически все танки, которые были созданы Vickers в период с 1935 по вторую половину 40-х годов, являлись детищем Литтла, занимавшего должность главного конструктора Vickers по танкостроению. Но повезло ему лишь отчасти. На самом деле Лесли Литтл был разносторонней личностью, которая еще в 20-е годы отметилась на ниве автомобилестроения. Чем он занимался, помимо танков, большой знак вопроса, по крайней мере, пока английские исследователи за него не взялись. Доходит до смешного. Если вы попробуете поискать даты его рождения и смерти, не найдете ровно ничего. В этом отношении гораздо больше повезло Сиднею Хорстманну. Танки он не разрабатывал, но именно ему принадлежит идея подвески, которая использовалась на десятках образцах бронетанковой техники, от 4-тонных танков-разведчиков 30-х годов и заканчивая Centurion. При этом известен Хостманн, прежде всего, как автомобилестроитель. Уровень запущенности ситуации с английскими танкостроителями отлично показывает сравнение соответствующих разделов экспозиций в Кубинке и Бовингтоне. У нас не то, что конструкторы известны, а изготовлены бюсты. В Бовингтоне же часть танкостроителей вообще не англичане (нашлось место даже Кошкину). А вот собственным создателям танков уделена всего половина стенда, где дана минимальная информация. По иным нет даже фотографий. Согласитесь, как-то даже странно видеть такое в стране, которая по праву считает себя родиной танков. Почему так получилось? Ответ на этот вопрос не столь однозначен. Если вы начнете проводить анализ по известным личностям, то обнаружите, что большинство из них, так или иначе, относятся к коммерческим структурам. Те же Триттон и Вильсон своё право называться отцами танков оформили. А вот когда боевые машины создавались под надзором военных (Matilda появился именно так), имени ведущего человека по теме, как правило, не появлялось. Нет, найти можно, но придется рыть заседания и документацию, в надежде докопаться до истины. У американцев, кстати, похожая ситуация. Там танкостроение было под военными, и не всегда можно дорыться до истины. Но там, хотя бы, можно найти людей вроде Гарри Нокса и Джозефа Колби.
Видео
Ролики