Статьи
117 прочтений · 2 дня назад
Франц Алексеевич Рубо 1856-1928 Горцы, 1890 Холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург В 1885-1895 годах Рубо создал большую серию живописных полотен на темы истории Кавказской войны. Помимо батальных композиций в неё входили картины жанрово-этнографического характера. Рубо в этих картинах показывал подлинную жизнь кавказцев, их быт и будни. В картине "Горцы" изображен движущийся по горной тропе караван. В крытых арбах и верхом - женщины и дети. Их сопровождают горские вооруженные всадники. Рубо тщательно пишет предметы быта, домашнюю утварь, средства передвижения, одежду. Как всегда у художника, с большим знанием натуры, мастерски исполнены изображения домашних животных (ГРМ).
86 прочтений · 3 дня назад
Варианты картины "Суд Пугачёва" Василия Григорьевича Перова
В 1872 году Перов написал по заказу Павла Михайловича Третьякова портрет В. И. Даля – автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Иванович Даль (1801–1872) - писатель, лексикограф, этнограф. Портрет был написан в последний год жизни Даля. Сухой старик, сидящий в «вольтеровском» кресле, спокойно сложив руки на коленях, будто созерцает глубину прожитых лет. Весь опыт его достойной, прошедшей в неустанных трудах жизни сконцентрирован в портрете. В облике Даля просвечивают образы старцев Древней Руси...
4,2K прочтений · 1 неделю назад
Крестьянские дети в картинах художников XIX века
В XIX веке в период утверждения реалистических принципов изображения действительности русские художники подробно описывали интерьеры крестьянских домов. В избе не было места «изящным мелочам», а каждый бытовой предмет представлял собой жизненно необходимую вещь повседневного обихода. Горшки, кадушки, туеса, сундуки, лавки и многие другие детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме пореформенной поры в изображениях «внутренних интерьеров» Владимира Маковского, Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Николая Чернова...
336 прочтений · 1 неделю назад
Удивительные по красоте и свежести колорита маленькие пейзажи Ивана Павловича Похитонова
Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - прекрасный мастер русского камерного пейзажа второй половины XIX века. Его ювелирные по законченности и удивительные по красоте и свежести колорита маленькие пейзажи занимают своеобразное место в русской пейзажной живописи. Биографических сведений о нем сохранилось очень мало. Известно, что Иван Павлович родился в 1850 году в Херсонской губернии. Никакого специального образования он не получал. В марте 1876 года Похитонов уже в Париже, где он выставляется в Салоне на Елисейских полях...
684 прочтения · 1 неделю назад
Современный художник-маринист Марек Ружик
Польский художник Марек Ружик (Marek Rużyk, 1965) - один из самых заметных маринистов в современном искусстве. Вдохновленный красотой моря и изображениями кораблей, сражающихся с сильными волнами - часто на фоне драматического неба - он продолжает традиции морской живописи эпохи романтизма XIX века. Марек Ружик пишет картины, используя технику маслом на холсте. В то время как марины художника отдают дань уважения битве кораблей, сделанных человеческими руками, с морской стихией, люди на картинах практически отсутствуют ...
749 прочтений · 2 недели назад
Утонченный гедонизм в картинах Жана-Оноре Фрагонара
Жан-Оноре Фрагонар (родился 5 апреля 1732, Грасс, Франция — умер 22 августа 1806, Париж) - французский художник эпохи рококо, чьи наиболее известные работы отличаются утонченным гедонизмом. Работы Фрагонара являются символом 18-го века и уникальны тем, что превращают популярные жанровые сцены в размышления о французском обществе благодаря тщательному использованию символов и щедрому мазку кисти. Репутация художника основана на любовных сценах, которые обладают огромной смысловой насыщенностью, на...
328 прочтений · 3 недели назад
Илларион Михайлович Прянишников 1840-1894 У тихой пристани, 1893 Русский музей, Санкт-Петербург "Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». На XXI Передвижную выставку Прянишников дал картину «У тихой пристани». Изображена комната, погруженная в полумрак, кровать за ширмами, в углу едва различим большой киот, а рядом с ним венский стул с принадлежностями дамского туалета — поверх пышных юбок брошен светло-серый корсет. Старый муж, мучимый бессонницей, читает в постели газету. Мягкий свет керосиновой лампы освещает лысую голову, впалую грудь и сухие старческие руки. Полная, темноволосая, еще не старая женщина стоит лицом к свету, опустив с одного плеча ночную рубашку. Как мастерски передана сухая старческая кожа лица и рук лежащего в постели, крепкое тело женщины, просвечивающее сквозь рубашку, сама ткань рубашки — мягкая, тонкая, ношенная, лампа под зеленым абажуром и льющиеся от нее тепло и свет! Картина имела успех у публики и дважды была повторена Прянишниковым. Ист : Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022; Т.Н. Горина. «Илларион Михайлович Прянишников».
2,1K прочтений · 3 недели назад
Исключительная одаренность художника-колориста Архипа Ивановича Куинджи
В 1870-х годах внимание посетителей академических, а затем и передвижных выставок стали привлекать к себе пейзажи, подписанные именем Куинджи. Каждое новое произведение обнаруживало стремительное развитие мощного оригинального таланта художника, каждое становилось событием, вызывающим шумные толки, восторги одних, критику других. Казалось настоящим чудом, что в картинах поразительное верно был передан то лунный, то солнечный свет, сверкали багровые тона заката, как живые, вставали рельефные деревья...
232 прочтения · 3 недели назад
Ефим Чепцов Соседки (сплетницы), 1913 Ефим Чепцов (1874-1950) был родом из Курской губернии и до поступления в Академию художеств успел поучиться в рисовальной школе княгини Марии Тенишевой. В конце 1911 года Ефим Чепцов успешно выпускается из жанровой мастерской Владимира Маковского в Академии художеств, получает звание художника и удостаивается поездки за границу. Чепцов едет в Париж, затем в Италию. В 1912 отчитывается перед советом Академии итальянскими работами. На Капри молодой художник вливается в русскую диаспору - круг друзей Максима Горького. Вернувшись из Европы, Чепцов часто бывает у себя на родине, в селе Медвенки. Здесь художник наблюдает за жизнью односельчан, словно следуя заветам Ильи Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию".
1,7K прочтений · 3 недели назад
Живопись Помпео Батони совершенна, изящна и гармонична
Помпео Джироламо Батони (родился 25 января 1708, Лукка, Тоскана [Италия] — умер 4 февраля 1787, Рим) - итальянский живописец и рисовальщик академического направления римской школы. Один из самых успешных и востребованных итальянских живописцев XVIII века. Вероятно, его портреты более известны, поскольку он изобрел тип портрета “великого туриста”, очень популярный среди англичан, на котором натурщик изображен в непринужденной обстановке среди руин античности. Батони прославился как художник, создающий витиеватые и сложные мифологические аллегории...
1,6K прочтений · 4 недели назад
Личная жизнь женщин в картинах Мэри Кассат
Мэри Кассат (родилась 22 мая 1844 года, Аллегейни—Сити (ныне часть Питтсбурга), Пенсильвания, США - умерла 14 июня 1926 года, Шато-де-Бофрен, недалеко от Парижа, Франция) - американская художница и гравер, входившая в группу французских импрессионистов. В качестве сюжетов своих картин она использовала личную жизнь современных женщин, особенно в роли мам-воспитательниц своих детей. Кассат обучалась искусству в частном порядке в Филадельфии и посещала Пенсильванскую академию изящных искусств в 1861-1865...
1,2K прочтений · 4 недели назад
Голландский художник Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем (родился в 1606 году в Утрехте, Нидерланды — умер 26 апреля 1684 года в Антверпене) был одним из величайших голландских художников-натюрмортистов эпохи барокко. Представитель утрехтской школы голландской живописи XVII века и один из крупнейших европейских специалистов по натюрмортам, с исключительной точностью изображавший цветы, фрукты, омаров, бабочек, камни и металлы, Ян Давидс де Хем часто придавал своим работам моральный символизм и религиозный подтекст. Он известен своими натюрмортами "ванитас"...