Статьи
225 прочтений · 1 день назад
Сандро Ботичелли и идеал красоты
Сандро Боттичелли (родился в 1445 году, Флоренция [Италия] — умер 17 мая 1510 года, Флоренция) был одним из величайших художников флорентийского Возрождения. Его "Рождение Венеры" и "Весна", как часто говорят, олицетворяют для современного зрителя дух Ренессанса. Его картины представляют собой вершину культурного расцвета Флоренции эпохи Медичи, процветающего общества, которое поощряло прогресс искусства, философии и литературы. На протяжении своей долгой карьеры ему поручали писать множество различных...
167 прочтений · 5 дней назад
Подборка картин из коллекции Тюменского художественного музея
В прошлом году я посетил художественные музеи городов Рыбинска, Череповца, Вологды, Смоленска, Витебска, Минска и представил в этом канале подборки картин русских художников (см. синие ссылки). В 2024 году запланировал посещение музеев нескольких крупных сибирских городов и начал с визита в художественный музей Тюмени, основателем которого считается крупнейший ученый, краевед Иван Яковлевич Словцов (1844—1907). Представленная здесь подборка картин является моим выбором. В 2017 г. было открыто новое современное здание Музейного комплекса им...
3,5K прочтений · 1 неделю назад
Виртуозность живописной техники Мариано Фортуни
Мариано Фортуни, родившийся в Реусе в 1838 году и умерший в Риме в 1874 году, был самым известным на международном уровне испанским художником XIX века. Его раннее открытие в творчестве света и цвета на широких просторах североафриканского ландшафта, в Марокко, побудило его сосредоточиться на работе с натуры, свободной от академических условностей. Эта работа является этюдом и прекрасным примером того, как интерес к искусству Золотого века Испании сочетается в картинах Мариано Фортуни с пристальным изучением предметов, созданных на натуре...
252 прочтения · 2 недели назад
Щипачев Л.С. Жена приехала, 1959 Удивительно трогательная картина из жизни советских людей. Любовь, как она есть. Муж бережно держит на руках любимую, подняв её высоко над над землёй. Значительность происходящего подчеркивает само композиционное решение, построенное на выразительных силуэтах фигур, четко вырисовывающихся на фоне неба с низко опущенным горизонтом. Автор картины в детстве играл Тимура в фильме «Тимур и его команда».
181 прочтение · 2 недели назад
Франц Алексеевич Рубо 1856-1928 Горцы, 1890 Холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург В 1885-1895 годах Рубо создал большую серию живописных полотен на темы истории Кавказской войны. Помимо батальных композиций в неё входили картины жанрово-этнографического характера. Рубо в этих картинах показывал подлинную жизнь кавказцев, их быт и будни. В картине "Горцы" изображен движущийся по горной тропе караван. В крытых арбах и верхом - женщины и дети. Их сопровождают горские вооруженные всадники. Рубо тщательно пишет предметы быта, домашнюю утварь, средства передвижения, одежду. Как всегда у художника, с большим знанием натуры, мастерски исполнены изображения домашних животных (ГРМ).
150 прочтений · 2 недели назад
Варианты картины "Суд Пугачёва" Василия Григорьевича Перова
В 1872 году Перов написал по заказу Павла Михайловича Третьякова портрет В. И. Даля – автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Иванович Даль (1801–1872) - писатель, лексикограф, этнограф. Портрет был написан в последний год жизни Даля. Сухой старик, сидящий в «вольтеровском» кресле, спокойно сложив руки на коленях, будто созерцает глубину прожитых лет. Весь опыт его достойной, прошедшей в неустанных трудах жизни сконцентрирован в портрете. В облике Даля просвечивают образы старцев Древней Руси...
4,7K прочтений · 3 недели назад
Крестьянские дети в картинах художников XIX века
В XIX веке в период утверждения реалистических принципов изображения действительности русские художники подробно описывали интерьеры крестьянских домов. В избе не было места «изящным мелочам», а каждый бытовой предмет представлял собой жизненно необходимую вещь повседневного обихода. Горшки, кадушки, туеса, сундуки, лавки и многие другие детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме пореформенной поры в изображениях «внутренних интерьеров» Владимира Маковского, Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Николая Чернова...
613 прочтений · 3 недели назад
Удивительные по красоте и свежести колорита маленькие пейзажи Ивана Павловича Похитонова
Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - прекрасный мастер русского камерного пейзажа второй половины XIX века. Его ювелирные по законченности и удивительные по красоте и свежести колорита маленькие пейзажи занимают своеобразное место в русской пейзажной живописи. Биографических сведений о нем сохранилось очень мало. Известно, что Иван Павлович родился в 1850 году в Херсонской губернии. Никакого специального образования он не получал. В марте 1876 года Похитонов уже в Париже, где он выставляется в Салоне на Елисейских полях...
898 прочтений · 3 недели назад
Современный художник-маринист Марек Ружик
Польский художник Марек Ружик (Marek Rużyk, 1965) - один из самых заметных маринистов в современном искусстве. Вдохновленный красотой моря и изображениями кораблей, сражающихся с сильными волнами - часто на фоне драматического неба - он продолжает традиции морской живописи эпохи романтизма XIX века. Марек Ружик пишет картины, используя технику маслом на холсте. В то время как марины художника отдают дань уважения битве кораблей, сделанных человеческими руками, с морской стихией, люди на картинах практически отсутствуют ...
853 прочтения · 3 недели назад
Утонченный гедонизм в картинах Жана-Оноре Фрагонара
Жан-Оноре Фрагонар (родился 5 апреля 1732, Грасс, Франция — умер 22 августа 1806, Париж) - французский художник эпохи рококо, чьи наиболее известные работы отличаются утонченным гедонизмом. Работы Фрагонара являются символом 18-го века и уникальны тем, что превращают популярные жанровые сцены в размышления о французском обществе благодаря тщательному использованию символов и щедрому мазку кисти. Репутация художника основана на любовных сценах, которые обладают огромной смысловой насыщенностью, на...
355 прочтений · 1 месяц назад
Илларион Михайлович Прянишников 1840-1894 У тихой пристани, 1893 Русский музей, Санкт-Петербург "Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». На XXI Передвижную выставку Прянишников дал картину «У тихой пристани». Изображена комната, погруженная в полумрак, кровать за ширмами, в углу едва различим большой киот, а рядом с ним венский стул с принадлежностями дамского туалета — поверх пышных юбок брошен светло-серый корсет. Старый муж, мучимый бессонницей, читает в постели газету. Мягкий свет керосиновой лампы освещает лысую голову, впалую грудь и сухие старческие руки. Полная, темноволосая, еще не старая женщина стоит лицом к свету, опустив с одного плеча ночную рубашку. Как мастерски передана сухая старческая кожа лица и рук лежащего в постели, крепкое тело женщины, просвечивающее сквозь рубашку, сама ткань рубашки — мягкая, тонкая, ношенная, лампа под зеленым абажуром и льющиеся от нее тепло и свет! Картина имела успех у публики и дважды была повторена Прянишниковым. Ист : Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022; Т.Н. Горина. «Илларион Михайлович Прянишников».
2,3K прочтений · 1 месяц назад
Исключительная одаренность художника-колориста Архипа Ивановича Куинджи
В 1870-х годах внимание посетителей академических, а затем и передвижных выставок стали привлекать к себе пейзажи, подписанные именем Куинджи. Каждое новое произведение обнаруживало стремительное развитие мощного оригинального таланта художника, каждое становилось событием, вызывающим шумные толки, восторги одних, критику других. Казалось настоящим чудом, что в картинах поразительное верно был передан то лунный, то солнечный свет, сверкали багровые тона заката, как живые, вставали рельефные деревья...