Всероссийский музей декоративного искусства
5,7K подписчиков

О кукле из собрания А.В. Щусева

Особый интерес в собрании А.В. Щусева представляет небольшая, высотой 30 см, тряпичная кукла конца XVIII века в традиционном женском костюме, точно повторяющем вплоть до мелких деталей характерный наряд костромской купчихи или зажиточной крестьянки того времени. На кукле длинный сарафан из узорного шёлка, шёлковая епанечка – короткая распашная одежда без рукавов на лямках, светлая рубаха с пышными полупрозрачными рукавами с золотной вышивкой, высокий ажурный кокошник, шитый мелким речным жемчугом. Мастерство и тщательность исполнения поражает: воспроизведены браслеты на ручках, кольца на тонких пальчиках, а на ногах - крохотные парчовые туфельки на каблучках.

Эта кукла, помещённая в костяной ларец с изящной резьбой, была приобретена у наследников А.В. Щусева в 2005 году в составе коллекции художественного текстиля и совершенно определённо происходит из знаменитого собрания Натальи Леонидовны Шабельской (1841 – 1904). Об этом свидетельствует приложенное письмо, в котором говорится:

«Многоуважаемый Алексей Викторовичъ.

Посылаемъ Вамъ одну изъ нашихъ милыхъ тряпичныхъ куколокъ, прожившую у насъ четверть вѣка. Надѣемся, что у Васъ она проживётъ и цѣлый вѣкъ.

Посылаемъ ее въ костяномъ ларчикѣ,  въ которомъ она была прiобрѣтена въ Ярославлѣ у извѣстной Е.П. Масленниковой, по словам которой она принадлежала Ярославскимъ купцамъ Соболевымъ. …

Искренно уважающая Васъ
Кн. В.Сидамон-Эристова.
25 февраля
1917 г.».

Подписавшая письмо княгиня Варвара Петровна Сидамон-Эристова (в девичестве Шабельская) была младшей дочерью Натальи Леонидовны Шабельской и вместе со своей сестрой Натальей Петровной Шабельской всю свою жизнь посвятила продолжению дела своей матери, сохраняя и популяризируя «собрание русской старины Н.Л. Шабельской».

К экспонированию на выставке «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» кукла была подготовлена художником - реставратором Н.В. Ануфриевой.

Костяной ларец конца XVIII – начала XIX вв., характерной для своего времени формы, обклеенный внутри бумагой конца XVIII века с записями хозяйственного назначения, служил своего рода подарочной упаковкой для куклы. Интересно, что при реставрации ларца (реставраторы И. А. Левашёва, Я.В. Горностаев) выяснилось, что когда-то, вероятно, в середине прошлого века, он был переделан и значительно уменьшен в размерах так, что с первого взгляда определить это было невозможно: сохранившиеся подлинные резные костяные пластины, фольга и деревянная основа позволили воспроизвести ларец в уменьшенном виде без потери целостности его восприятия.

Светлана Исраелова,
зав. отделом тканей