Найти тему
Подключите премиум-подписку на каналПоддерживайте канал и смотрите закрытые публикации без рекламы
Статьи
146 прочтений · 6 часов назад
Наземный транспорт Тбилиси. Чудо-трамваи 1960-х и наведение порядка в наши дни
Начать рассказ о транспорте Тбилиси можно с "Метромани" - стильной транспортной карты, которую покупаешь за 2 лари и в течение месяца можешь за них же сдать, но приятнее - оставить на память. Метро перешло на неё ещё в 2010 году, а с 2022 карту принимает (по 1 лари, то есть 30-40 рублей за поездку) любой транспорт с бесплатными пересадками в течение 90 минут. И эти даты - в общем-то красноречивы. Не знаю, был ли в Тбилиси когда-то газельный ад, что встретил меня в Ереване, но в том же 2019 году наземный транспорт грузинской столицы держался на жёлтых украинских "Богданах"...
238 прочтений · 16 часов назад
Хива. Как отличить настоящее хорезмское искусство от ширпотреба?
Как и в Бухаре и Самарканде, в Хиве немалую часть своеобразия создают неповторимые ремёсла: Впрочем, кто разбирается ремёслах Бухары - наверное, заметили, что сюзане на кадре выше сплощшь бухарские, равно как и ковёр. Если Бухара впечатляет обилием подлинных и явно сделанных руками вещей среди обычных сувениров, то в Хиве всё куда провинциальнее, и на развалах тут в основном или интернациональный ширпотреб, или всё те же бухарские вещи. Расписные шкатулки, миниатюры с караванами, сюзане с красными розетками, индийские шелка, риштанские тарелки - словно и не уезжал из Бухары...
8,4K прочтений · 1 день назад
3-е по возрасту, последнее по комфорту. Какое оно - Тбилисское метро?
Не секрет, что с тех времён, когда Союзом правил человек по фамилии Джугашвили, к Грузии у советских властей отношение было особенным. Страна и теперь полна примет былого процветания, но самое, пожалуй, наглядное из них - метро. Судите сами: к 1960 году, когда его строительство в Тбилиси шло полным ходом, подземками во всём СССР обладали лишь три крупнейших города - Москва, Ленинград и, "с иголочки", Киев. В 4-м по величине Баку несколько километров начатой было в 1951 году стройки так и упёрлись в недофинансирование и плывуны...
44 прочтения · 2 дня назад
Отведать хорезмской кухни в Узбекистане оказалось не так-то просто, в хоть сколько-нибудь приличных местах всё надо заказывать заранее, а то, что есть "здесь и сейчас" - обычно банальные плов-самса-шашлык-лагман. В Каракалпакии, помню, всё облизывался на вывески "балык-куырдак" (то есть жареная с овощами амударьинская рыба), но там, само собой, заказать заранее у меня не было времени. А вот в Хиве "зелёный лагман" шют-аш (по-моему, с обычным лагманом у него общего немного) и тухум-береки - вареники с яйцом внутри, неожиданно вкусные. Хорезмский плов заранее заказывать обычно не надо, но в противоположность бухарскому он считается самым простым - рис, лук и мясо, да и то не всегда: здесь плов - еда, а не действо. В целом же, как мне показалось, кухня в Хорезме скуднее, а готовят тут в среднем хуже, чем в Центральном Узбекистане - пустыня... Отдельным впечатлением можно назвать хорезмский чай - попробовав его впервые, я подумал, что его заваривают на минералке, но в Хорезме просто такая вода.
81 прочтение · 2 дня назад
Восточная сказка, историю которой интереснее не знать. Любуемся Хивой с минаретов
У древней земли Хорезма было много столиц: Топрак-Кала, от которой осталось глиняное городище в пустыне; Кят, который смыла Амударья; Старый Ургенч, запертый от посторонних границей Туркмении; нынешний Ургенч - ухоженный, но скучный областной центр. А между двумя Ургенчами хорезмской столицей была Хива, ныне небольшой город (50 тыс. жителей) в полусотне километров от Ургенча, прошедшая в ХХ веке уникальный путь от столицы до райцентра. Она была центром Хорезма в годы его упадка, когда во внешнем мире и не Хорезмом эту страну называли, а просто Хивинским ханством...
70 прочтений · 3 дня назад
Миф о том, что Тбилиси - армянский город возник от того, что 95% его жителей на момент присоединения к России были армяне. Но - то не было нормой: для грузин роль единственной столицы Тбилиси терял лишь вынужденно во всяческих оккупациях. А вот в 1795 году шах-скопец Ага-Мухаммед Каджар сжёг и вырезал буквально весь город, пощадив (хотя и далеко не всех - тогда погиб, например, поэт Саят-Нова) лишь армян, более комплиментарных к Ирану. В руинах город пролежал десятилетия, а грузины, лишь в 1920-х годах став большинством, селились тут как чужаки. И даже национальная интеллигенция вроде "отца отечества" Ильи Чавчавадзе происходила из поместий. Ещё на прошлом рубеже веков Тифлис по размеру и богатству армянской общины (47 тыс. чел.) уступал лишь Стамбулу, вжившись в роль культурной столицы Восточной Армении. Даже знаменитая партия армянских националистов "Дашнакцутюн" начала путь в 1890 году отсюда. В тепершней Армении тбилисские выходцы встречались мне немногим реже бакинских, выделяясь интеллигентностью, надменностью и безупречным знанием русского языка. Более того, уехали они тогда же: достигнутый к 1959 году пик общины в 150 тыс. человек. держался вплоть до распада Союза. Сейчас в армян Тбилиси полсотни тысяч, 5% населения, но на глаз нетрудно дать все 20: армянскими остались многие старые районы. Внешне, впрочем, я не отличу армянина от грузина, а армянская активность в Тбилиси еле видна.
38 прочтений · 4 дня назад
У весеннего путешествия было две сюжетные линии. Одна - о русском наследии Маньчжурии, а вторая - про саму Маньчжурию, её природу, историю и колорит. За этим всем из Муданьцзяна мы отправились медленным (даже по российским меркам) дизелем в посёлок Дунцзинчен, а оттуда взяли такси за 20 юаней в соседнее село Бохайжень. Ну а Бохай - это царство (698-926) со знатью из кочевников-мохэ (предки маньчжур), корейскими крестьянами и ремесленниками, колониями японских купцов на побережье и неуклонно поглощавшей всё это своеобразие культурой китайской династии Тан. В составе Бохая было и Приморье, ну а мы приехали на городище одной из 5 его столиц, Восточной столицы Лунцюаньфу. У входа - касса: музеи в Китае бывают либо бесплатные, либо дорогущие, и тут с нас попросили 30 юаней за вход. Позже мы убедились, что у городища нет никаких оград, и просто пройдя метров 200 вдоль автодороги, мы могли бы пройти сюда бесплатно. Городище - и есть городище: фундаменты и макеты дворцов да кусок стены 17 века, когда военачальник Шахрода восстановил эту крепость как базу речного флота против казаков на Амуре. На выходе мы расспросили симпатичную сотрудницу-кореянку о том, куда тут ещё пойти, и она рассказала про музей (за 50 юаней) и храм Синлун (за 20 юаней). Три километра до них мы шли всё теми же китайскими сёлами, где мало ухоженность и футуризма, но очень много труда. По пути обнаружилась, внезапно, дунганская мечеть, не отличимая внешне от китайского храма. Музей оказался уже закрыт, а вот в храм мы успели за 10 минут до закрытия. На входе встретил человек с неприятным лицом, в котором мои друзья сразу опознали чекиста - такие в Китае прилагаются к действующим храмам, а Синлун - действующий. Причём, как и большинство сельских храмов Китая - синкретичный сразу для всех традиционных религий Китая. В его глубине нашёлся базальтовый фонарь - один из трёх полностью уцелевших предметов Бохая, сохранившихся до наших дней. Пётр сразу узнал в нём какие-то японские атрибуты, а я вспомнил, что это не Япония повлияла на Бохай, а наоборот - из Бохая пришла немалая часть культуры Японии. Вернувшись на попутке, крошечном электромобиле, просевшем от нашего веса, в Дунцзинчен, мы уехали в Муданьцзян тем же неспешным дизелем.
68 прочтений · 4 дня назад
Помимо недавних переселенцев, в Тбилиси есть и русские старожилы. Они не заметны... но это не значит, что их нет. Русская община уменьшалась весь ХХ века: 28% в 1897, 18% в 1959-м (125 тыс. - пик абсолютной численности), 10% накануне распада СССР, и 1% ныне. Фотоаппарат взамен сломавшегося я покупал у русского жителя дальней окраины, но понял это лишь с его слов: манерой общения с проходившими мимо грузинами и даже внешностью он не выделялся, да и звали его Георгий. Больше - следов: вот например пельменная, очень дешёвая и заметно злачная - не в туристическом центре, а на задворках Исани.
62 прочтения · 5 дней назад
Думаю, не меня одного на карте Китая забавляло название Муданьцзян. Ну а вот теперь для меня это уже не просто точка на карте. Впрочем, ничего более интересного, чем название, тут нет: миллионный город даже по мнению моих немало в Китае повидавших спутников удивительно безлик и однообразен. Из примечательного тут огромный новый вокзал под модерн, странное здание наподобие сталинки да памятник 8 партизанкам, которые утопились в реке, чтобы не попасть в плен к японцам. Между - одинаковые кварталы одинаковых домов, среди которых лишь Улица Корейского Колорита выделяется дубляжом иероглифов корейскими буквами на вывесках кафе. Что же до названия, то его городу дала река Мудань - в переводе с китайского Пионовая, а с исконного для этих мест маньчжурского - Извилистая.
4,3K прочтений · 5 дней назад
"Раньше мы были из Санкт-Петербурга"... О соотечественниках в Тбилиси
В пёстрой толпе улиц Тбилиси есть один совершенно особый типаж. Молодые, очень красивые и ухоженные парочки с надменной осанкой, но при этом - тяжёлым взглядом, устремлённым то ли в землю, то ли вглубь себя. На их лицах - застывшая принципиальность "я совестью не торгую" и налёт презрения к вам как праздному туристу в неуместное для радостей время. Ещё - стихи и романы о Белой эмиграции и уроки о жёнах декабристов в Сибири: заряд "мы вместе, и не важно в каком" ощутим в их взглядах друг на друга и синхронных движениях...
58 прочтений · 6 дней назад
От Суйфэньхэ до Муданьцзяна - самый сложный для осмотра участок КВЖД: дело в том, что в 2015 году линию тут фактически построили заново, по новой спрямлённой трассе, а на старых станциях осталось лишь движение грузовых поездов. Но осмотреть их хотелось... И вот рано утром доехав электричкой до станции Мулин с колоссальным вокзалом среди полей, мы взяли за 15 юаней такси до старой станции Илинь с очень красивым вокзалом 1920-х годов. Путь к нему, правда, преграждал товарняк, через который китайцы строго запретили перелазить - дескать, скоро пойдёт, хотя перелезть - 5 секунд, а ждать отхода нам пришлось минут 10. Назад шли пешком сквозь трудовую китайскую глубинку, грунтовками да бетонками среди кирпичных халуп эпохи Мао. И всюду - трактора, мотыги, мелкие заводики, едущие куда-то драндулеты с вторчерметом и жмыхом и долгие-долгие взгляды на тех, кто ни по какой логике китайца не мог идти по этим деревням. Разумеется, те китайцы, что отвечали за безопасность - не исключение, а потому от входа в вокзал до посадки на поезд мы прошли штук 5 различных проверок паспортов.
29,8K прочтений · 6 дней назад
Тбилиси. Что за люди его населяют?
На фото - базар в дореволюционном Тифлисе, где было никого не удивить чохой (черкеской) с газырями, папахой и даже кинжалом на поясе. Современные тбилисцы не носят чоху и кинжал, но даже молча едущий куда-то по своим делам грузин ярок и артистичен. Вот люди в метро, про которых Наташа заметила, что каждый одним лишь своим видом рассказывает всю свою жизнь на фоне безумной недавней истории Грузии: Со всей своей обветшалой инфраструктурой Тбилиси не беден, по зарплатам (1,5-2 тыс. лари, то есть 50-70 тыс...
Видео