Статьи
16 прочтений · 2 дня назад
Команда ЦПИ РГО приняла участие в Майском водолазном форуме, который прошёл в Петербурге! Руководитель подводно-технических работ Михаил Краморенко и врач водолазной медицины Андрей Ярков представили доклад на тему «Отечественная водолазная техника и технологии. Применение дыхательных водолазных аппаратов с замкнутой схемой дыхания [ВДА с ЗСД (ребризеров)] для решения задач». Речь шла о внедрении методов технодайвинга при работе на глубине. Полагаясь на огромный опыт — проведено более 300 экспериментальных водолазных спусков — наши специалисты пришли к выводам: — дыхание теплым влажным газом повышает комфорт нахождения водолаза в холодной воде; — с применением ВДА с ЗСД появляется возможность использования КАГС, что снижает эффект азотного наркоза (опьянения); — оптимальное и постоянное парциальное давление кислорода, которое поддержаивается автоматически, позволяет увеличить бездекомпрессионное время и уменьшить время декомпрессии. Напомним, что в прошлом году был утвержден ГОСТ Р «Снаряжение водолазное. Аппараты водолазные дыхательные с замкнутой схемой дыхания. Общие технические условия». Разработкой документа занималась команда ЦПИ РГО. Мы уже не раз говорили, что подводные работы с аппаратами замкнутого цикла дыхания в нашей стране были ограничены приказом Министерства труда. Между тем, ВДА с ЗСД для решения задач под водой наиболее эффективны. И самое важное — значительно снижают риски при глубоководных погружениях. В документе перечислены единые требования к водолазному снаряжению и его основные характеристики. И теперь появилась возможность оснащения аппаратами организаций, занимающихся подводными работами.
23 прочтения · 4 дня назад
Загадка судостроителя #угадайка_ЦПИРГО, посвященная типам судов. Знаете, что изображено на фотографии? Тогда оставляйте свои варианты в комментариях.
39 прочтений · 2 недели назад
В День Великой Победы вспомним о крупнейшей победе надводных сил Краснознаменного Балтийского флота в ходе Великой Отечественной войны. Летом 1944 года у острова Нерва советские торпедные катера успешно атаковали вражеский миноносец Т-31. Торпеды разорвали 100-метровый эсминец на две части. «Русские так быстро маневрировали, что не успевали поворачивать орудия», — писали в отчетах немцы. А для наших моряков это был триумф! Собственный документальный фильм Центра подводных исследований РГО «Корабли Победы. Победы кораблей» посвящен тому легендарному бою.
33 прочтения · 1 месяц назад
Фаянсовая дипломатия #историязатонувшихкораблей К северо-востоку от острова Гогланд в промежутке между 1860 и 1880 годами произошла катастрофа. 19-метровый корпус кеча лежит на глубине 60 метров. Причины крушения сейчас сложно установить. Но есть версия, что во время шторма судно бросило якорь, брашпиль выбило и образовалась трещина в правой скуле. Неизвестно и сколько человек погибло. Команда ЦПИ РГО подняла на поверхность более тысячи предметов. Чайники и чашки, блюдца и сахарницы XIX века чудом уцелели при крушении английского кеча. Предметы фабричные и расписанные вручную, разные по стилю, но функциональные и лаконичные. На посуде есть клейма двух небольших английских фирм Davenport и Isaac Wilson & Co.
36 прочтений · 1 месяц назад
В Петербурге прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы промышленной и морской медицины», посвященной 80-летию со дня рождения профессора Виталия Васильевича Довгуши. В рамках секционных заседаний выступили специалисты ЦПИ РГО. Руководитель подводно-технических работ Центра Михаил Краморенко представил доклад «Отечественная водолазная техника и технологии. Стандарты безопасности производственной эксплуатации водолазных дыхательных аппаратов с замкнутой схемой дыхания». Исследование функционального состояния организма водолазов проводилось в период экспериментальных спусков на аппаратах. Выявили ряд преимуществ: использование КАГС снижает эффект азотного наркоза (опьянения), дыхание теплым влажным газом повышает комфорт нахождения водолаза в холодной воде. Кроме того, оптимальное и постоянное парциальное давление кислорода, которое поддерживается автоматически, позволяет увеличить бездекомпрессионное время и уменьшить время декомпрессии. Врач водолазной медицины ЦПИ РГО Андрей Ярков выступил с докладом на тему «Газы и газовые смеси для водолазов». Он представил требования к газам, которые используются для дыхания при погружениях и отметил, насколько важно обращать внимание на концентрацию опасных веществ в составе газов и газовых смесей. Превышении норм может привести к интоксикации и вызвать отравление. Подробный материал по озвученным вопросам будет опубликован в ближайших номерах первого в России междисциплинарного научного журнала о подводных исследованиях «Гидрокосмос», издаваемого ЦПИ РГО.
48 прочтений · 2 месяца назад
Экспедиции она «Винник» Команда ЦПИ РГО обнаружила 15 новых судов, а также навестила уже ранее знакомые объекты. Один из них заслуживает особого внимания. Это трехмачтовый гальот под рабочим названием «Винник» — его палуба обильно заставлена клетями с закупоренными бутылками вина. Судно следовало с огромным количеством товара на борту. Среди торгового груза выделяются многочисленные футляры с пенсне. Но интерес вызывают и артефакты корабельного быта. Водолазы ЦПИ РГО дважды погружались на объект и заметили следы разрушения судна. Это объясняется тем, что оно ушло под воду на границе действующего фарватера. Затонул «Винник» около Березовых островов, вероятно, более двухсот лет назад и теперь стоит практически на ровном киле на глубине 30 метров. Наша команда ранее обнаружила еще несколько судов, схожих по конструкции с «Винником», но их внутреннее убранство оказалось гораздо скромнее. Тем не менее, все они полностью повторяют чертежи германского трехмачтового гальота «Фридрих-Вильгельм II», построенного в 1789 году. И эти находки в будущем наверняка прольют свет на то, как проходил торговый и культурный обмен между Россией и европейскими странами.
52 прочтения · 2 месяца назад
А у нас для вас отличные новости! С сентября вступит в действие ГОСТ Р 71313-2024 «Снаряжение водолазное. Водолазные компьютеры. Общие технические требования», разработкой которого занималась команда ЦПИ РГО. Документ утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). При проведении глубоководных работ водолазные компьютеры широко используются во всем мире. Однако применение современных технологий в России было осложнено отсутствием национальных стандартов. Между тем, с помощью компьютеров можно максимально уменьшить риски при спусках. Устройство полностью рассчитывает процесс насыщения организма водолаза индифферентными газами, контролирует все параметры погружений и выводит на экран рекомендации. Стандарт позволит создавать высокотехнологичные водолазные компьютеры по единым требованиям и применять отечественные образцы в работе.
46 прочтений · 2 месяца назад
Памятник истории российского флота на дне Финского залива Это судно покорило Дальний Восток, но по возвращении оказалось не нужно действующему флоту и было затоплено в ходе манёвров. Теперь «Джигит» покоится на дне Финского залива.
57 прочтений · 2 месяца назад
Опасное эхо войны 29 августа 1941 года при эвакуации кораблей Балтийского флота из Таллина в результате атаки немецкой авиации затонул танкер Т-12. Вот уже почти 80 лет судно лежит недалеко от острова Мощный на глубине 63 метров и таит в себе экологическую угрозу: в момент гибели его баки были наполнены горючим. Экспертиза проб воды и грунта, которую наши специалисты провели совместно с экологами, показала наличие опасных веществ. Подробнее об истории судна расскажет #ходячаяэнциклопедия ЦПИ РГО Андрей Лукошков.
44 прочтения · 2 месяца назад
И под парусами, и на колесах! Сегодняшний герой рубрики #историязатонувшихкораблей — пароходофрегат «Гремящий». Такое громкое название «Гремящий» носил не зря — на службе перевозил делегации генералов, даже выбился в фавориты Александа II. А погиб «Гремящий» на скалах, недалеко от острова Малый Тютерс, выполняя благородную миссию. О пути судна расскажет #ходячаяэнциклопедия ЦПИ РГО Андрей Лукошков. y
36 прочтений · 2 месяца назад
Сегодня в рубрике «История затонувших кораблей» расскажем о парусно-моторной шхуне «Хийусаар». Объект действительно уникальный. Во-первых, находится он на берегу, в труднодоступной Седьмой бухте острова Гогланд. Во-вторых, идентифицировать его пришлось по останкам — обломкам шпангоутов, паровой машине, элементам рангоута и такелажа, а также артиллерийским снарядам: шхуна была единственным вооруженным деревянным кораблём Балтийского флота. «Хийусаар» — судно-ловушка, оно участвовало в Таллиннском переходе и погибло при бомбежке. «Ходячая энциклопедия» ЦПИ РГО Андрей Лукошков поделился историей объекта и показал находки, которые вполне могут в скором будущем стать музейными экспонатами.
110 прочтений · 4 месяца назад
И снова мы вернулись в объятия родной Невы! Вот уже пять лет мы изучаем дно реки, которая на протяжении столетий была главным водным проспектом Петербурга. Наша цель — найти памятники истории. Мы ищем затонувшие корабли и суда для их дальнейшего обследования и идентификации. С помощью многолучевого эхолота мы «прочесали» более 90 % дельты Невы в пределах города. И засекли почти две сотни гидроакустических аномалий. Многие объекты перспективны для дальнейшего изучения. Среди них — останки деревянных судов. Парусники, баржи, барки, которые везли в Петербург гранит для облицовки набережных. На дне также встречаются речные буксиры, небольшие пароходы и фрагменты разрушенных во время наводнения причалов. В этом году специалисты Центра обнаружили несколько затонувших объектов. Причем в одном месте останки двух судов оказались нагромождены друг на друга. Каждое из них достигает в длину примерно 40 метров. Предназначались они для перевозки леса — вокруг разбросаны бревна. Деревянные баржи конца XIX — начала XX века были привязаны к одному бую. «Это плавучая бочка для швартовки судов — в размерах порядка 1,5 м на 2,5 м, а может даже на 3. Никаких опор или того, на что бы эта бочка опиралась, нет. В принципе, если мы эти суда сейчас разгребем, то бочка всплывет, и за нее можно будет снова швартоваться», — поделился впечатлениями от находки исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. Вероятно, из-за этой бочки — плавучего якоря — суда и пошли ко дну. По мнению директора по научной работе НЦПИ Андрея Лукошкова, они погибли в 1924 году в результате наводнения. Скорее всего, привязанные к бую баржи сильно накренились под натиском стихии, вода стремительно проникла внутрь, и они затонули. Водолазное обследование обнаруженных на дне судов продолжится по погодным условиям. Отметим, что Нева — не самая удобная для проведения поисковых работ акватория. Это довольно оживленная «магистраль»! Летом по ней проходят многочисленные туристические теплоходы и катера, а зимой осложняет спуски нестабильный лед. Медленно, но верно мы движемся к своей цели, пополняя коллекции музеев новыми артефактами. Исследования акватории Невы проводятся при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
Видео