Статьи
7 прочтений · 1 год назад
Первое весеннее отчетно-выборное собрание Челябинских христиан В конце 2-й седмицы Великого поста в Челябинске прошло собрание старообрядцев приемлющих Белокриницкую иерархию. После воскресного богослужения, верующие провели итоговое обсуждение деятельности общины за последние полгода. 1. За это время старообрядцам удалось начать переписку с администрацией города по вопросу выделения земельного участка под строительство храма. 2. Челябинским христианам удалось выбрать будущий земельный участок, впереди предстоит работа с территориально-проектировочной документацией. 3. Благодаря стараниям священников отца Владимира Гошкодеря и отца Алексея Антюшина, община получила архитектурный проект церкви. Однако, далее необходимо провести проектировочные изыскания, по привязке проекта церкви к конкретному земельному участку. Из намеченных целей, челябинские христиане определили, необходимость открытия расчетного счета, для сбора финансовых средств, на нужды архитектурных изысканий в отношении проекта церкви, а также, подготовки территориально-проектировочной документации земельного участка. Община благодарит за помощь и консультацию краеведа Юрия Владимировича Латышева и девелопера Дениса Владимировича Ни. Особую благодарность община старообрядцев выражает священникам отцу Владимиру Гошкодеря и отцу Алексею Антюшину, за помощь в получении проекта храма. Спаси Христос!
8 прочтений · 1 год назад
Донос на священника 15 ноября 1936 года житель города Катав-Ивановск Челябинской области Михаил Васильевич Кучин добровольно подал заявление в НКВД, сообщив, что в городе существует контрреволюционная организация сектантов старообрядцев, возглавляемая Балашовым Федором Ивановичем. Затем, 19 ноября того же года, он явился к начальнику Катавского РО НКВД лейтенанту Государственной Безопасности Н. С. Захваткину. В доверительной беседе со следователем гражданин М. В. Кучин сообщил органам следствия, что в 1934 году был втянут своей матерью в старообрядческую "секту", которой руководил отец Федор Балашов. В качестве контрреволюционной деятельности, М. В. Кучин обвинил старообрядцев в антисоветской пропаганде, которою систематически распространяли на своих молитвенных собраниях верующие. Но, самым тяжким аспектом деятельности группы верующих, были листовки, призывающие молиться обывателей Катав-Ивановска. По версии доносчика М. В. Кучина, отец Федор и активные члены общины Катав-Ивановска распространяли среди друг друга пораженческую агитацию и негативное отношение к колхозам, стахановскому движению, к проекту Сталинской Конституции и лично к В. И. Ленину, И. В. Сталину, социализму и коммунистической идеи. В проповедях отец Федор прямо называл советскую власть антихристовой. Кроме того, члены старообрядческой общины собирали денежные средства для священника города Миасса отца Романа Топоркова, который на тот момент был уже схвачен органами НКВД и отбывал наказание по суду. На очной ставке отец Федор Балашов конкретизировал статус гражданина Кучина в общине староверов. По словам священника, Кучина он знает, как человека, вновь принятого в старообрядческую общину, которому он сделал оглашение в марте 1934 года. В доме доносчика священник был по делам общины - "со святой водицею". Ссор, разумеется, у отца Федора с Кучиным не было. Вот и выходит, что доносчик был даже не крещенным в старой вере. Согласно показаниям матери Кучина, он вообще был на богослужении два раза, а потом работа не позволяла ему посещать молитвенные собрания. Но этих немногочисленных посещений хватило, чтобы написать донос и отправить в места не столь отдаленные ни в чем не повинных людей. Из анкеты гражданина М. В. Кучина мы узнаем, что он был ранее судим по 107 статье УК РСФСР на три года высылки, но в том же 1928 году был освобожден. Согласно редакции Уголовного кодекса РСФСР от 1926 года, статья 107. Злостное повышение цен на товары путем скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок –лишение свободы на срок до одного года с конфискацией всего или части имущества или без таковой. Те же действия при установлении наличия сговора торговцев –лишение свободы на срок до трех лет с конфискацией всего имущества. Выходит, что гражданин Кучин был спекулянтом и действовал, исходя из срока, который ему дали, группой лиц по предварительному сговору. В настоящий момент, гражданин Кучин трудится шорником (изготовляет из кожи шоры, сбрую, ремни, чемоданы, дорожные мешки и тому подобные вещи) на Катавском заводе. Примечательна общественная жизнь доносчика - профсоюзный организатор с 1935 года по 1936. Беспартийный. Женат, имеет двоих сыновей, 14 и 10 лет. Предприимчивый и сознательный гражданин страны советов. Семьянин и доносчик. _________________________________________________________________________________ В следующей публикации мы расскажем, как никонианский священник принял участие в судилище над южноуральскими старообрядцами, а потом переехал в другую область.
3 прочтения · 1 год назад
Жизнь и терновый венец старообрядческого священника Я Балашов Федор Иванович родился в 1877 или в 1878, ладом не помню. Родился в Артинском заводе Красноуфимского округа, Свердловской области. После школьнаго учения приходской школы, 4 года, прошел год, сотсом жгли лес на уголь 5 лет. Затем (неразборчиво) работали хлебопашеством приблизительно диктар по 8. Потом мать у меня умерла. Я ушел от отса врось. Занимался сплавом леса по уфимке реке до Уфы города. 12 раз сплавал. Потом сдумал в Златоуст работы искать и попал в Айлину. Тут была церковь нашей религии, я в ней появляться стал. Потом меня выбрали в попы. Я было отказывался, что я ничего не умею, не знаю, они говорят, ладно сколь знаш. И в 1916 году меня сделали попом. Я занимал поповское дело и занимался хлебопашеством, потому что у меня приход был мал, и ездил в лес, откель на заработки. Потом церковь у нас отобрали. Я уехал на станцию Бердяуш. Там работал в лесу и в карьере до сих пор. ______________________________________________ Эту автобиографию отец Федор написал в тюрьме Златоуста между декабрем 1936 и 1937 годом. Его и вместе с ним 6 старообрядцев, суд Совдепа осудил по доносу. В следующих публикациях вы узнаете детали уголовного дела, в чём обвиняли и нашли виновными священника, несколько уставщиков и активных прихожан. Кто был доносчик. А ещё, мы расскажем вам, откуда в селе Айлино Саткинского района Челябинской области появились сторонники Белокриницкой иерархии.
4 прочтения · 1 год назад
Старообрядцы и историческая наука В научном журнале "Вестник ЮУрГУ" вышла очередная статья челябинского старообрядца А. М. Шестакова в соавторстве с доцентом кафедры «Отечественная и зарубежная история» ЮУрГУ Николаем Александровичем Антипиным. В новой статье челябинского историка-старовера на основе рукописей Лаборатории археографических исследований УрФУ исследуется феномен власти у челябинских беспоповцев поморского согласия. Анализируются полномочия участия в богослужении уставщиков и поморских наставников, представленные в сочинениях челябинских староверов-поморцев второй половины XX века. Посредством анализа вероучительных, соборных документов и сочинений старообрядцев сформулированы этапы эволюции бессвященной власти устароверов-поморцев Челябинска. В результате исследования были сформулированы такие этапы трансформации бессвященной власти, как: 1) период наставников-мирян, 2) период власти уставщиков, 3) период женского наставничества. Современное состояние челябинской поморской общины характеризуется возвращением властной институции наставников-мирян. Поэтому исследование этого вопроса не только имеет научную актуальность, но и будет иметь прикладное значение в контексте современного возрождения церковной жизни старообрядцев Челябинска. Христианская благодарность за помощь в научной деятельности соавтору статьи Николаю Александровичу Антипину, Челябинской поморской общине и ее настоятелю Сергею Николаевичу Вахтомову, а также сотрудникам Лаборатории археографических исследований УрФУ и в частности, Анне Михеевой! Полный текст статьи можно найти на сайте журнала по ссылке vestnik.susu.ru/...801
2 прочтения · 1 год назад
Страдальцы Христа ради на Южном Урале Много говорят и пишут о великих страдальцах за древнюю веру отцов, и имена этих подвижников, на крови которых укрепилась древняя православная Церковь, известны и дороги каждому старообрядцу. На ряду с этими проповедниками дела Христова есть и в недавнем прошлом люди, пострадавшие за свою веру и много принесшие пользы Церкви старообрядческой. Деяния и имена этих страдальцев и деятелей достойны того, чтобы о них узнал весь старообрядческий мир. В 1886 году, старообрядческий священник г. Златоуста, Уфимской губернии, о. Тимофей Вотинов присоединил к старообрядческой Церкви одну женщину. О присоединении узнали власти и о. Тимофей был вызван к допросу, после которого был скован и посажен в тюрьму. Сюда часто приходили его "увещевать" присоединиться к господствующей церкви или единоверию. О. Тимофей просидел в тюрьме 2.5 года и на все "увещания" остался непреклонен. За подобное "упрямство" его сослали на Кавказ, в Елизаветполь. Перед отправкой на место ссылки о. Тимофей подвергся разным оскорблениям: ему обрили полголовы, как уголовному преступнику, и отправили в путь вместе с прочими арестантами. О. Тимофей не доехал до конца пути и скончался в Эривани. О нем жалели не одни старообрядцы, но последователи господствующей церкви и единоверцы, помня прекрасные душевные качества изгнанника, вспоминали о нем с глубоким сожалением. После ссылки о. Тимофея осталась его семья, состоявшая из 7 детей и жены. Эта семья, после ссылки своего отца и мужа, жила именем Христа. Журнал Церковь, 1909, №19. с.625.
3 прочтения · 1 год назад
Из истории старообрядчества на Южном Урале В Миасском заводе 12 мая состоялось торжественное молебствие на могиле подвижницы, матери Веры. Молебствие это совершается ежегодно. К этому времени в завод съезжается масса богомольцев из окрестных селений, и в день торжества все они собираются на дорогой могиле, находящейся в нескольких верстах от завода, на острове озера Тургояк. Мать Вера некогда жила в Шарташском монастыре (близ Екатеринбурга), но после разорения этого скита поселилась вместе с матер. Таисией в поселке Погорельском, Челябинскаго уезда. Здесь также не дали им жить и мать Таисия ушла в другую местность, а м. Вера в 1835 году поселилась на острове озера Тургояк. Как самое озеро, так и окрестности его представляют живописнейший уголок Урала. Обычно на могилу подвижницы богомольцы отправляются на лодках. Близ могилы до настоящаго времени храниться келия-пещера печальницы древляго благочестия. Журнал Уральский старообрядец, 1915 г. №4-5. С.41.
4 прочтения · 1 год назад
Разноверие и разнообрядие церквей— греческой и русской (Часть 2)
Переходя от таинств к прочим богослужениям, приходится также замечать многое, чего у нас совсем нет. Особенно эти разницы бросаются в глаза, большею частью, не бывает никакого богослужения, и оно начинается лишь с Великаго четверга. За утренней во время чтения Евангелий, несмотря на указание нашего устава, с возженными свечами не стоят. Между пятым и шестым Евангелием, при пении "Днесь висит на древе"..., выносят большой крест с распятием, ставят его прследине церкви и совершают поклонение кресту, возжигая пред ним большия, высокие свечи, а затем продолжают чтение Евангелий...
4 прочтения · 1 год назад
Челябинская община в лицах (часть 1) Вот уже 9 лет челябинских христиан любезно принимает на молитву у себя дома Ульяна Романовна Дёмина. Кроме этого, Ульяна Романовна долгое время была уставщицей нашей общины. Для каждого молитвенного собрания она составляла службу, делила чтение между собравшимися на молитву христианами. Ульяна Романовна родилась в 1940 году в деревне Куйтун Тарбагатайского района в Бурятии. Когда ее отец ушел на фронт, мать переехала вместе с детьми в деревню Бичура в том же регионе. После школы она поступила в Улан-Удэ учиться на технолога и через 5 лет приехала работать по распределению в Челябинск. Уже работая в Челябинске Ульяна Романовна сблизилась со своей коллегой и узнала от нее, что та - тоже старообрядка. Благодаря ей стало известно, что в Миассе есть храм и священник. Вместе с другими старообрядцами из Челябинска Ульяна Романовна начала ездить молиться в Миасс. Даже в те советские времена в Челябинске старообрядцы белокриницкого согласия не прекращали молитву. Они собирались на квартирах друг у друга. Эта традиция жива и по сей день, благодаря стараниям Ульяны Романовны и других челябинских христиан. ____________________________________________________________________________ Продолжение рассказа о жизни Ульяны Романовны Дёминой читайте в Пасхальном номере газеты "Община".
Жизнь по-христіански
„Святе Николае! По имени твоему тако и житіе твое“ (Стих, по 50 пс.). Читая или слушая житіе святителя и чудотворца Николы, не знаешь, брате, чему и удивляться въ немъ болѣе. Нѣть, кажется, ни одной добродѣтели, которой бы не имѣлъ онъ. Такъ ему принадлежитъ имя святого по всей строгой справедливости. И мы, братіе, зовемся христіанами. И мы носимъ имя, которое бы должны оправдывать своею жизнію. По имени нашему таково же, т.-е. христіанское, и житіе наше должно быть. Мы должны и думать по-христіански, и говорить по- христіански, и жить по-христіански...
2 прочтения · 1 год назад
Разновѣріе и разнообрядіе церквей— греческой и русской (часть 1)
Вь духовном журналѣ «Странникъ» помѣщена весьма интересная статья протоіерея Н. Писаревскаго объ «обрядово-богослужебной практикѣ въ греческой и русской церкви». Отецъ Писаревекій рядомъ примѣровъ показывает въ чемъ эти церкви расходятся между собой. Онѣ такъ далеко отошли другъ отъ друга и питаются столь враждебными одинъ къ другому чувствами, что греки считают русскихъ раскольниками. a русскіе священники обзываютъ грековъ атеистами. Изъ статьи о. Писаревскаго, однако, видно, что греческая церковь...
5 прочтений · 1 год назад
116 лет со дня регистрации Челябинской старообрядческой общины приемлющей священство Белокриницкой иерархии! 17 октября 1906 г. последовало Высочайшее утверждение правил об образовании старообрядческих общин. С тех пор протекло еще только 17 месяцев и несмотря на столь короткий срок и на то, что у нас население почти совсем не знает о существовании новых законов, старообрядцы успели уже зарегистрировать до семисот общин. Если же к этому прибавить несовершенство означенных правил, веками привитую к старообрядцам осторожность и недоверие к разным узаконениям, раздробленность старообрядчества на разныя вероучения и согласия и многое другое, что так или иначе препятствует учреждению общин, то мы поразимся той огромной силой и жизненностью, которыя проявило старообрядчество в деле образования общин. Когда же правила об общинах выйдут из Государственной Думы значительно исправленными и дополненными в духе старообрядчества, тогда несомненно рост старообрядческих общин пойдет еще быстрее и свободнее. Вместе с сим создадутся более легкия и удобныя пути к объединения всего российскаго старообрядчества в одну родную и единоверную церковную семью. 26 января 1907 года оренбургским губернским правлением - челябинская, Оренбургской губ., старообрядческая община приемлющих священство Белокриницкой иерархии с распространением деятельности ея на города Челябинск, Троицк и их уезды. Ранее, в ноябре прошлого года, свою 116 летнюю годовщину со дня регистрации отметила Миасская старообрядческая община приемлющая священство Белокриницкой иерархии . 27 ноября 1906 года оренбургских губернским правлением - миасская, Оренбургской губ., Троицкаго у., община, приемлющая священство Белокриницкой митрополии с распространением деятельности ея на Миасский завод, весь Троицкий уезд и Верхнеуральский. Журнал Церковь, 1908 г., №12, с. 418. Фото - Священство и община миасского храма, 1913 год.
3 прочтения · 1 год назад
Кто уклонился? В №5 Церковных Вед. между разными измышлениями по адресу старообрядцев брошена фраза, которую можно было бы оставить без внимания, если бы она не была ходячей. Церковн. Вед. утверждают, что "старообрядчество представляет из себя уклонение от православия" и что поэтому оно не может разсматриваться, как самостоятельная церковная община. Кто же уклонился? Мы отвечаем на этот вопрос наглядным рисунком "Уклон", уклонение - это изменение прямой линии. Уклоняется тот, кто сходит в сторону от прямого пути. На прилагаемом рисунке сверху до низу проведена прямая черта. На вершине ея - Исус Христос - Глава Церкви и от Него Церковь Христова, преемственно идущая по прямому пути к своему Первоисточнику. По прямой линии - кружочками и черточками помещены важнейшия события русской Церкви, начинания от крещения Руси. До патриарха Никона в древле-русской Церкви не было никаких уклонений или изменений в сторону. Никон, модвин родом, чужой русскому народу и чуждый понимания национальнаго значения русской Церкви, нарушил церковные предания и обычаи, заповеданные великими святителями, печальниками земли русской Александром Невским, митрополитом Алексием, св. Филиппом, Гермогеном и др. Он "уклонился" от них в сторону, проклял тех, кто им следует, и пошел новой своей дорогой. Его дело продолжал Феофан Прокопович, тоже не русский родом, иезуит, променявший несколько вер. Но однако - неужели заветы первосвятителей русских потерпели полное крушение и прямой путь Церкви Христовой пресекся Никоном? Нет, его довели до наших дней старообрядцы, сохранившие заветы национальной русской Церкви в полной целости, не уклонившиеся с прямого пути Церкви даже под страхом мучений и берегущие в неизменном виде заповедь, что единым Главой Церкви - был, и будет Христос. Только часть малодушных людей из старообрядчества под именем единоверцев уклонилась к синоду, и это печальное событие помечено на нашем рисунке особой чертой. Но это было тоже уклонение, как была уклонением с прямого пути и вся затея Никона. Пусть теперь решат Церк. Вед., кого нужно считать уклонившимся. Журнал Церковь, 1908 г., №7. с.234. Рисунок из журнала Церковь