Найти в Дзене
Советская мозаика в Самаре и области

Советская мозаика в Самаре и области

Советская мозаика в Самаре и области. Витражи.
подборка · 7 материалов
Советская мозаика на улице Осипенко в Самаре
Когда спускаешься к Волге от улицы Ново-Садовая по улице Осипенко на не возможно не обратить внимание на яркие мозаичные панно на торцах девятиэтажных домов. Эту мозаику хорошо видно и с проспекта Ленина. Три панно на Осипенко В 1968 году в Куйбышеве начали строить 4-й микрорайон. Через год на улице Осипенко возвели три девятиэтажных дома, торцы которых украсили мозаикой. Автором мозаичных панно стал художник Анатолий Завьялов, который создал их в едином стиле. В работе мастер использовал псевдоантичные образы...
Цветовое звучание: стеклянные образы Герасимова для филармонии
Здание Самарской филармонии было открыто в 1988 году после реконструкции на месте бывшего театра-цирка «Олимп» (1907 года постройки). Новое здание внешне напоминает своего предшественника в стиле модерн, но значительно больше и имеет современное оснащение, включая Хрустальное фойе и Концертный зал амфитеатром.  Самарская филармония удивляет не только своей архитектурой, но и внутренним интерьером. Красивые фойе, лестницы, музейное пространство, великолепные люстры. Отдельно хочу выделить витражи на окнах и объемную композицию...
🔷Мозаичное панно у железнодорожного вокзала Самары. 🔶Советская мозаика. 🔹Мозаичное панно у железнодорожного вокзала Самары расположено на фасаде здания, в котором ранее размещалась редакция газеты «Куйбышевский железнодорожник» (адрес — Спортивная улица, 3а). 🔸Панно видно с подходов к вокзалу и традиционно воспринимается как одно из первых образов города, с которыми сталкиваются прибывающие железнодорожным транспортом. 🔹Автор мозаики — московский художник Пётр Васильев (Пётр Иванович, 1942–2009). Васильев работал в республиканском комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР и оставил в Самаре несколько монументальных работ (включая панно на здании управления метрополитена и оформление фонтана «Парус», который позднее был утрачен). Его творческая практика вписывается в советскую традицию крупноформатной монументальной мозаики 1960–1980-х годов. 🔸История создания и смысловой контекст Панно было выполнено в контексте подготовки к 400-летнему юбилею города (1986) и отражает идею представления Самары как исторического и одновременно индустриально-культурного центра. Работа связана с городскими программами оформления фасадов и общественных пространств, принятыми в советский период: мозаика здесь не только декоративный приём, но и элемент городского имиджа. 🔹Композиция и изображение Композиция панно собрана как «карта памяти» города: в рельефной мозаичной поверхности читаются башни старой (утраченной) крепости Самара 1586 года, силуэт Монумента Славы, здание филармонии, экспериментальные элеваторные башни и костёл, где в 1980-е годы находился областной краеведческий музей. Такое сочетание исторических и современных ориентиров подчёркивает преемственность — от истоков до современной городской инфраструктуры. 🔸Техника и текущее состояние Панно выполнено в технике монументальной мозаики (смальта/керамические модули на рельефной поверхности). Как и многие советские мозаики, оно испытывало на себе воздействие времени и реставрационных вмешательств в разных объектах города; часть работ того времени (например, облицовка фонтанов) позднее утрачена или менялась. Информационные источники отмечают важность сохранения таких произведений как части художественно-исторического облика Самары. 🔹Культурное значение Панно у вокзала — пример того, как монументальная мозаика использовалась для формирования городского образа и передачи локальной истории пассажирам и гостям города. Оно выполняет функцию «визитной карточки» городской площади у железнодорожного вокзала и входит в более широкий корпус монументальных декоративных работ Самары 1950–1990-х годов.
«Революция и социалистическое строительство»Мозаичное панно Вячеслава Герасимова в Самаре
Одна из самых запоминающихся мозаик в нашем городе украшает фасад Дома профсоюзов. Композицию отличает плакатная выразительность, динамика, яркий цвет, запоминающиеся образы. В мозаике отражены революционные события, первые годы советской власти и коммунистические лозунги. Над этой мозаикой трудилась целая бригада художников во главе с Вячеславом Герасимовым. Дата постройки: 1971-1972 годы Адрес постройки: Волжский проспект,19 Архитектор: Е.М.Смоликов Здание скомпоновано из трех объемов-параллелепипедов и встроено в береговой склон...
Мозаичное панно на здании рыбного магазина в Рождествено. В селе Рождествено есть сохранившаяся мозаика советского периода на здании советского времени - бывшем рыбном магазине. На Берегу Воложки стоят здания бывшего рыбного колхоза, который занимался переработкой местной и океанической рыбы. Когда-то в его цехах коптили рыбу и тут же её продавали в рыбном магазине. На фасаде магазина располагаются два мозаичных панно, созданные художниками в начале 1970-х. Мозаика олицетворяет развитие промышленности и изображает труд рабочих. Сейчас вместо магазина в здании работает кафе.
28.10.2025 «История самарских мозаик» Сегодня была на на арт-лекции «История самарских мозаик» в Самарской областной универсальной научной библиотеке. Выступал историк архитектуры, журналист и градозащитник Армен Арутюнов – автор книги «Мозаика модернизма. Куйбышев – Самара. 1958–1996». Областная библиотека проводит такие лекции в рамках культурно-просветительского цикла «Самара. Люди. Искусство», приуроченного к 175-летию Самарской губернии». 🔸Анонс мероприятия 1950–1990-е годы – это время торжества монументального искусства в Куйбышеве. Именно в эти десятилетия улицы нашего города украсили многочисленные мозаики, витражи, живописные панно, рельефы и другие произведения искусства, над которыми работали местные и столичные художники. Многие из них сохранились до сих пор, напоминая нам о том, чем жили люди старших поколений. «Борцы революции» на Волжском проспекте, «Монумент Славы» у железнодорожного вокзала, «Болгарские розы» на Стара-Загоре – в этих и других панно воспеваются подвиги предков, труд рабочих, достижения советского государства. В 2021 году Самарское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) при поддержке Фонда президентских грантов выпустило книгу-альбом «Мозаика модернизма. Куйбышев – Самара. 1958–1996». Это первое в истории региона издание, в котором собрана информация почти обо всех мозаиках областного центра. В альбом включены ныне существующие мозаики, а также ранее утраченные или некогда задуманные, но, увы, так никогда и не воплощённые в жизнь. Работе над этим изданием и будет посвящена лекция Армена Арутюнова. Лектор также расскажет и о том, почему советские мозаики сохраняют свою историческую и художественную ценность спустя много лет», — говорится в анонсе. 🔸 Армен Арутюнов всегда интересно проводит лекции, увлеченно рассказывает, если есть возможность стараюсь его послушать. Лекция сегодня понравилась. Мне казалось, что я знаю обо всех советских мозаииках в городе, оказалось далеко не так. Некоторые уже утеряны навсегда, их просто уничтожили. Часть есть надежда увидеть, так как они закрыты гипсокартоном или каким то другим материалом. А у некоторых счастливая участь, они взяты под охрану как исторические объекты. Делюсь с вами фото с лекции.