Найти в Дзене
Прошлое

Прошлое

Исторические статьи о железных дорогах
подборка · 136 материалов
Куйбышевская магистраль — всё для фронта
Одной из магистралей, которая во время Великой Отечественной связывала тыл с фронтом, была Куйбышевская железная дорога. По ней за военные годы перевезли 19 млн вагонов с грузами, а на деньги, собранные её сотрудниками, построили 80 санитарных и 10 бронепоездов. Железнодорожники трудились изо всех сил. Особенно тяжело было в начале войны: несколько южных и западных магистралей оказались отрезанными, весь грузопоток пошёл по дорогам Поволжья, Урала и Си­бири. На восток увозили тысячи предприятий...
Легенда на БАМе: как Дин Рид оказался на великой стройке
Одним из самых знаменитых культурных событий Всесоюзной стройки стал приезд и концерт американца Дина Рида. Музыкант восхищался подвигом бамовцев и приехал их поддержать. Он не только дал несколько концертов, но также сочинил посвящённую БАМу песню и снял документальный фильм. Американец прибыл в аэропорт Тынды летом 1979 года. Встречали "Красного Элвиса" все — от партийного руководства и строителей до журналистов и обычных горожан. Он был в СССР и раньше: Дину Риду не была близка политика США, родина отвечала ему тем же...
Забайкальская магистраль и Великая Отечественная война
В годы войны для достижения Победы трудилась вся страна. Каждый делал что мог и порой даже больше. Неслучайно именно в военное время на железных дорогах широко стали применять лунинский метод. Машинист Николай Лунин предложил новый метод эксплуатации локомотива. Идея состояла в том, чтобы локомотивная бригада сама ремонтировала паровоз, не доводя его до серьёзных поломок. Это экономило время и позволяло добиться максимального пробега без ремонта. Поддержали начинание Лунина и на Забайкальской магистрали...
Уральские магистрали в военное время
Южно-Уральская железная дорога была довольно далеко от фронта, а потому избежала ужасов внезапных бомбёжек. Но с первых же дней войны она приняла на себя огромную нагрузку, гораздо выше той, на которую были рассчитаны мощности и подвижной состав. Именно на Урал отправляли многие производства и людей. Сюда эвакуировали больше 660 предприятий. В первые два года войны общий объём перевозок составил около 1,5 миллиона вагонов. Железнодорожники работали на износ, достигая порой показателей до 500% от нормы...
Северная магистраль — дорога к Победе
В годы Великой Отечественной войны значение Ярославской и Северной магистралей, которые позже объединились в Северную железную дорогу, выросло во много раз. Особенно это проявилось во время битвы за Москву и ленинградской блокады. Но и в остальное время магистраль активно участвовала в эвакуации людей и производств в тыл, а также в доставке воинских частей и военных грузов на фронт. Например, именно по этим дорогам везли грузы от союзников по антигитлеровской коалиции, приезжавшие морем в Архангельск...
Уральские железнодорожники на защите родины
В годы Великой Отечественной Свердловская магистраль играла центральную роль: в область эвакуировали сотни предприятий и культурные ценности. Уже через две недели после начала войны сюда перевезли часть коллекции Эрмитажа. Проходили через дорогу и эшелоны с союзнической помощью: половину ленд-лизовских грузов получали на Дальнем Востоке и отправляли на запад по Транссибу. Для достижения лучших результатов по транспортировке людей и грузов на дороге применяли новаторские решения. Например, ввели...