Найти в Дзене
Мысли вслух

Мысли вслух

Иногда хочется поделиться результатами жизненных наблюдений.
подборка · 6 материалов
2 месяца назад
Антиномия №4: субъективность vs объективность
Этот текст - о формировании линии жизни. В любом моменте времени, несмотря на его продолжительность, стремящуюся к нулю, можно предположить внутреннюю структуру: до центра его симметрии располагается интегральная причина, а после центра – интегральная цель. То есть мировая линия чего бы то ни было, представляющая собой последовательность моментов времени его существования – это непрерывная трансформация причин в цели. Линию жизни (в физике - мировую линию) можно уподобить движению санок по очень длинному склону с переменной крутизной и с разными препятствиями по ходу движения. А этими санками может в какой-то степени управлять это самое "что бы то ни было", назовём его "рулевой"...
По склону Фудзи
Вместо предисловия «Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот!» – это хокку Кобаяси Исса, сына крестьянина, было взято братьями Стругацкими в качестве эпиграфа к фантастической повести «Улитка на склоне». В повести две части: «Лес» и «Биостанция» – и два героя – филолог и исследователь, пытающихся разобраться в смысле существования, каждый в своём из этих двух образований. Противостояние Общества Природе, выраженное в повести симметрией отношений Биостанции и Леса, выглядит архетипичным, проявляющимся в каждом из нас в виде наличия Разума, противопоставляемого Бессознательному...
"Раб Божий"
Надо бы разобраться, откуда этот "раб" у Бога взялся. Дело в том, что в др.-русск. робя – это 'ребёнок', мн. робята, а робъ – это 'раб'. Слова явно родственны, но какова смысловая связь между ними? Есть ли у одного из них приоритет по отношению к другому? Писали, что раб и ребёнок – оба подневольны, то есть акцент обычно делается на зависимости раба/ребёнка от более сильных в этом мире. Однако слово со значением 'ребёнок' имеет значительно большую древность, нежели слово со значением 'раб', поскольку рабовладение возникло много позже, чем потребность в обобщённом наименовании не взрослых людей, независимо от пола...
Справедливость, свобода, смысл, судьба
Справедливость Недавно в приватном разговоре мне был задан вопрос о сути справедливости. Причина вопроса понятна: за справедливость всё время и повсеместно надо бороться, а где адекватный образ этого ускользающего приза? Часто мы исходим из детского ощущения, что всё, что не нравится мне, то и несправедливо. Ну или из взрослого: мол, делаю то, что считается хорошим, а воздаяние меньше, чем ожидал. А другие делают плохое, но их не наказывают, как надо бы. Вот и борюсь за справедливость. Но ведь тот, кто борется за справедливость со мной, думает так же про себя. И шумят, не в силах договориться друг с другом, члены всяческих законодательных собраний...
Антиномия №2: гармония vs энтропия
Этот текст – о границах жизни. Не о временнЫх – от рождения до смерти, и не о пространственных – кожа какая-никакая или еще что-то аналогичное. Границы, о которых я хочу поговорить, - качественные. Есть такое понятие – самоорганизующиеся системы. Очень интересная штуковина, между прочим. Вот подогревают слой жидкости аккуратно, постепенно наращивают мощность нагревателя, и вдруг при некоторой мощности в этом слое появляются аккуратные кольцевые вихри. Огромное количество хаотически мечущихся молекул вдруг начинают стройное взаимосогласованное движение. Если переусердствовать с нагревателем, то вихри рассыплются – и вновь в жидкости все придет в хаос...
2 года назад
Антиномия №6: слова vs смыслы
Этот текст – о трудностях понимания. И писать его чертовски трудно, потому что не понятно, как. А впереди ведь ещё тексты о других антиномиях. С ранних лет нас учат говорить. Вроде бы, для того, чтобы мы понимали других людей, а другие люди понимали нас. Нам показывают на нечто и говорят: "собачка". Потом на другое, чем-то похожее, нечто и опять говорят: "собачка". В конце концов, сопоставляя такие нечты, мы начинаем почти безошибочно называть представителей класса этих нечт собачками. Постепенно бОльшая часть явлений, для нас важных, получают словесные обозначения. Мы научились говорить. Казалось...