Статьи
Школа выбора
Как-то пришел я к учредителю утверждать учебный план. Посмотрел он на перечень предметов и расчасовку и резонно спросил: «Мы создаем школу предпринимательских компетенций. Базовый навык любого предпринимателя – умение делать выбор. А что, как и – главное – когда наши ученики в таких жестких рамках могут выбирать?» и отправил меня все переделывать. Чтобы справиться с этой задачей, нам пришлось сначала завершить проектирование модели персонализированного обучения, о чем я и хотел бы рассказать. Навык свободного и осознанного выбора – один из главных, которые должен освоить ребенок в школе...
А зачем нам это надо?
Однажды, посещая уроки коллег, я зашел на русский язык в 4 классе. Повторяли склонение существительных. В глазах детей тоска зеленая и вопрос: а зачем нам это надо? Не утерпел и спросил у них, зачем надо изучать склонения. Получил ответы в диапазоне от «чтобы знать» до «чтобы сдать ЕГЭ». Задумался: а что если каждую тему начинать с вопроса «А зачем нам это надо?» и показывать ученикам, как то, что они изучают на уроках, может пригодиться в реальной жизни? Так начались мои занятия под названием «А зачем нам это надо?»...
Технологии для умной школы: критериальное оценивание
В фильме моего детства "Приключения Электроника" есть эпизод, в котором учительница рисования дает детям свободное задание: "рисуйте все кто что хочет", а в конце урока неожиданно начинает оценивать работу главного героя и ставит ему 4 со словами "настоящий художник должен быть правдив". Ситуация нелепая: задание толком не сформулировано, а критерии оценки придумываются на ходу. Недаром потом Сережа Сыроежкин громко высмеивает всю эту историю. Для того чтобы сделать процесс оценивания прозрачным, а саму оценку инструментом развития, имеет смысл ввести в школе критериальную систему оценивания...
Педагогическая релокация: руководство к действию
Учителя - люди оседлые и консервативные. Тем не менее есть среди них те, кто готов не только школу поменять, но и город, а порой и страну. Сейчас такую трудовую миграцию называют релокацией. Если раньше она носила точечный характер, то в последние годы все больше и больше педагогов рассматривают возможность переезда. Такой тренд обусловлен прежде всего значительной разницей в заработной плате и качестве жизни в регионах и городах-миллионниках, а также появлением больших государственных и частных...
Все уроки открытые, или зачем учителям ходить на занятия друг к другу
Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. А. Конан Дойл. «Скандал в Богемии» Что лучше: когда учителя ходят друг к другу на уроки или нет? Ответ, по-моему, очевиден. Если взаимопосещение педагогами уроков – это благо, то надо ответить по крайней мере еще на три вопроса: - что нужно сделать, чтобы учителя ходили друг к другу на уроки? - зачем это им? - что со всем этим делать? Мы в Школе имени А.М. Горчакова...
Учитель как предприниматель: «не дай себе засохнуть»
«Тебе больше всех надо?» Современная массовая школа как институт противоречива по своей природе. С одной стороны, она требует высочайшего профессионализма от педагогов в психологическом и методическом планах, поскольку мы занимаемся развитием личности ребенка. С другой – учитель по большому счету не обязан быть глубоким специалистом в своей области: его знания могут ограничиваться пределами «школьной программы», что подтверждается многочисленными акциями сдачи учителями ЕГЭ. Сдал экзамен – профпригоден,...
Технологии для умной школы: "феноменальные" проекты
Детей окружает множество явлений, которые вызывают у них живой интерес. Написал это, и сразу вспомнились вопросы из "русских книг для чтения" Л.Н. Толстого: Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Отчего бывает ветер? Для чего ветер?.. Работаем ли мы осознанно с познавательным интересом ребенка? Если да, то как? Среди великого разнообразия школьных проектов есть такие, которые призваны ответить на многочисленные вопросы детей. Я их называю феноменальными, потому что реализуются они в логике феномено-ориентированного обучения...
Технологии для умной школы: образовательное событие
Мероприятие и событие: в чем отличие? В школьной практике слово "мероприятие" почему-то используется гораздо чаще, чем "событие". Дословно мероприятие - принятие мер, направленных на осуществление каких-то целей. Эти меры - способы действия - придумываются кем-то свыше и спускаются на исполнителей. Полная иерархия и отсутствие свободы. В Словаре русской ментальности В.В. Колесова мероприятие определяется как "совокупность конкретных действий с целью любым путем обеспечить осуществление заранее составленной программы, с общей установкой на поддержание существующей власти" (Колесов В...
Сообщество родителей: утопия или попробуем?
Возможно ли создать сообщество родителей учеников школы? Вопрос не праздный. Семьи учащихся - мощнейший ресурс для школы, прежде всего в плане "лишних" глаз и рук и идей. Главное - правильно его использовать и взращивать. Но как объединить семьи, каждая из которых в принципе преследует личную цель - дать качественное образование своему ребенку? Попробуем ответить на этот вопрос. Кто дочитает до конца получит подарок :) Сообщество - это организованная группа людей, объединенных общим делом, разделяющих...
Роль семьи в умной и здоровой школе
Разговор о "новой школе", начатый в предыдущей статье хочу продолжить размышлениями о роли родителей. Кто главный в школе? Тот же, кто и дома: родители. Они выбирают школу, они решают, оставить ребенка в этой школе или перевести в другую. Родители не хотят признаваться себе в том, что главные они, потому что быть главным = нести ответственность, а не предъявлять претензии. Согласно Конституции, Закону об образовании и просто с точки зрения здравого смысла, ответственность за образование и воспитание ребенка несут родители...
Молодой учитель и современные дети: как быть авторитетом и не стать авторитарным?
Молодой специалист может оказаться в школе в разных ипостасях: учителем, воспитателем, тьютором, психологом, логопедом, педагогом-организатором, даже заместителем директора, а может, и самим директором. Каждая роль предполагает свою модель поведения и общения с детьми. А есть ли какой-то инвариант – продуктивный и безопасный? Попробуем его найти. В процессе написания статьи я попросил школьников 13-17 лет и молодых учителей ответить на несколько вопросов, чтобы понять, чего они ожидают от общения друг с другом...
Какая она - "новая школа"?
На днях участвовал в онлайн беседе на Петербургском образовательном форуме. Тема встречи была "новая школа": что нового в содержании, технологиях, управлении, отношениях? Поделюсь некоторыми соображениями. Прежде чем расскажу о своем видении "новой школы" - две ремарки. Во-первых, новое - хорошо забытое старое. В случае со школой это справедливое высказывание. Школа - консервативный институт, она строится на предшествующих традициях, создается людьми с каким-то бэкграундом из прошлого и не может кардинально обновиться по щелчку пальцев...