Статьи
87 прочтений · 3 дня назад
Язык не уголовный кодекс!
«Меня бесит, когда кто-то говорит неправильно!». Подобных реплик и дискуссий «стенка на стенку» в соцсетях достаточно. К культуре речи это не имеет никакого отношения. Культура – это прежде всего взаимоуважение и терпимость к другому мнению. Речь каждого человека имеет свои особенности. Все мы по-разному говорим, и если это не мешает коммуникации, то всё нормально. Недавно в комментариях к одному из наших постов развилась дискуссия, как правильно говорить – «еду во́ Мгу» или «еду в Мгу» (населённый пункт неподалеку от Санкт-Петербурга)...
100 прочтений · 1 неделю назад
Коррекция дисграфии – это не изучение грамматики!
«Невозможно грамотно писать, не выучив грамматику, правила, исключения!». Так иной раз реагируют люди, лично незнакомые с методикой Натальи Романовой. От того, что мы обучаем без правил по алгоритмам, у них, как говорится, «рвёт шаблон». Если это граждане, далёкие от проблем преподавания, то они просто повторяют общепринятые штампы. После того, как они решаются пройти наш курс, их мнение резко меняется. Куда хуже, когда такую точку зрения распространяют «грамматические гики», люди, увлечённые темой русского языка, многие из которых занимаются репетиторством...
69 прочтений · 2 недели назад
Учить родной язык – это абсурд
«Ваши курсы идут всего 10 дней! Разве можно за такое время выучить русский язык?». Мы часто слышим такой вопрос. В нём содержится двойной абсурд. Во-первых, речь всегда идёт о носителе языка. Как правило, это школьник. Он всю свою жизнь не только говорит и пишет, но и думает по-русски. Изучать русский язык, как иностранцу, ему не надо. Во-вторых, даже по отношению к иностранному языку запрос «я хочу выучить … язык» не имеет смысла. Преподаватель должен спросить вас о ваших целях и задачах: зачем, какого уровня вам нужно достичь, в какие сроки...
247 прочтений · 3 недели назад
Грамотность без правил. "Фишечки" смешные, а курс серьёзный!
Вот что мы услышали на консультации пару дней назад: – Моему ребёнку ваш курс подходит. Мне сказали, что у вас детки обучаются по фишечкам, и им становится понятным русский язык. – Откуда такая информация? – Коллега говорит, что её сын к вам ходил с удовольствием, очень легко всё было. – Спасибо, что обратились, но давайте же договоримся не называть подростка 14 лет «ребёнком», а учащихся «детками». Прежде всего потому, что это лишает молодых людей субъектности и принуждает их занимать зависимую или паразитарную позицию...
136 прочтений · 1 месяц назад
Слитно или нет? Вопрос "а вдруг" твой враг, а не друг!
Анатолий Жуев, 40 лет, менеджер среднего звена, пишет с ошибками. Он перестраховщик. Любит задавать вопросы, которые начинаются словами «а если» и «а вдруг». – Вот вы, Анатолий, в одном документе на несколько строк сделали 13 ошибок: «не смотря на занятость», «не взирая на договоренность», «сотрудники, а так же управляющие», «пол квартала и пол срока», «не срочные заказы», «не малые усилия», «средства потрачены в пустую», «работа в холостую», «на лицо не выполнение заказа во время», «по тому и пришлось обратиться к партнёрам» и т...
461 прочтение · 1 месяц назад
Почему многие ошибаются в словах типа "в течение"?
"В течение" – это такой предлог. Предлог не "в", а целиком слово "в течение". И слова "в завершение", "в заключение", "в отличие" – тоже предлоги. Но остановимся на первом: спал в течение дня, учился в течение каникул. Артикулируйте чётко, говорите правильно: "в течениЕ суток". Не съедайте конец слова, не надо произносить его как "и". Отбросьте сомнения типа "а я могу сказать и так, и так". Можно и вместо "мама" сказать "муму". Хочешь писать грамотно –следи за речью и работай над ней. Чтобы усвоить...
1,1K прочтений · 1 месяц назад
Не "пробелы в знаниях", а мозговая дисфункция!
АлкОши, вурдОлаки, не постЕжимо, с сигОретой – и всё это в одной жалобе на 7 строк. Внимание: речь идёт не о безграмотности автора этой жалобы, а об особом типе ошибок. Это "кваги" – квазиграмматизмы, то есть ложные грамматизмы: упорные О вместо А (упрОжнение) и Е вместо И (правЕльный). Учителя сочтут, что это проблемы с безударными гласными и словарными словами. Но мы исследуем ошибки с другой позиции. Любые нарушения письма нам интересны с точки зрения центральных речевых механизмов. У учащихся от 12 лет и у взрослых это ошибки диагностические...
157 прочтений · 1 месяц назад
Пушкин учился без правил!
Недавно на встрече со взрослыми читателями разговор зашел об учебниках. И один молодой отец спросил: – Зачем нужны эти современные учебники? Из-за них все безграмотные. Почему бы не переиздать учебник русского языка, по которому учился Пушкин? – Да! – это предложение дружно поддержали мамы и бабушки – Действительно! Почему не издают пушкинский учебник? Ведь по нему училась такая плеяда гениев! Пусть бы и сейчас дети учились по нему! – Да, вот это было образование! Это вам не ЕГЭ – подхватили остальные...
459 прочтений · 1 месяц назад
Ошибки на "Тотальном диктанте". Наши ученики таких не сделают!
Наталья Романова, автор книг «Идеальная грамотность» и «Пиши без правил», руководитель Школы грамотности Романовых, делится своими впечатлениями от проверки «Тотального диктанта–2024». «Первый раз за много лет я его не писала, потому что мне впервые пришлось его диктовать. Вдали от дома, в городе Братске Иркутской области, где мы проводим выездной курс нашей Школы. Моя работа – это исследование ошибок. Этим я занимаюсь масштабно: много десятилетий и на больших числах. И вот мы проверили диктанты (их было не очень много, около 20)...
178 прочтений · 2 месяца назад
Что такое "дырявое письмо"?
Прекрасно, когда вы уверены в своей грамотности и в любой ситуации чувствуете себя на коне. Но довольно много людей по тем или иным причинам делают ошибки. И ничего, живут. А если настала ситуация, когда это демонстрировать крайне нежелательно, ну просто никак нельзя? Как не ударить в грязь лицом? Что сразу бросается в глаза, когда посторонний читает ваш текст? Ошибки на границах слов (слитно или раздельно). Именно это является вашей «визитной карточкой». Не Н или НН, не запятые, а пробелы –дыры в словах, которыми зияет письмо каждого малообразованного субъекта...
354 прочтения · 2 месяца назад
Где дефис, а где тире? Путаться уже харе́!
Аберрации – это ложные умозаключения, ошибочные мнения. Они являются причиной массовых ошибок. Предыдущий пост был про неправильное понимание орфографии. Теперь о том же, только в пунктуации. Вот типичные заблуждения и ошибочные суждения: 1. "Кое-кто" и "чёрно-белый" пишутся через тире". Не называйте дефис словом тире! Тире – это знак препинания, как запятая. Тире бывает в предложениях, а дефис в словах. Ошибка на тире пунктуационная, а на дефис –орфографическая. 2. "Перед И запятую ставить нельзя"...
225 прочтений · 2 месяца назад
Тяжкое наследие школьных правил
Наталья Романова, автор курса "Без правил", длительное время изучает ошибки и заблуждения. У взрослых людей от школьной грамматики остаётся множество аберраций. Это ложные умозаключения, искаженные воспоминания, неверные мнения. Они являются причиной массовых типичных ошибок. 1. "Слово «(не)внимательный" надо писать раздельно, потому что можно вставить слово и проверить: не очень внимательный. Так в школе учили». Это ложное воспоминание. В школе не учат писать с ошибками. Так проверять не учили никого...