Найти тему
Статьи
38 прочтений · 9 часов назад
Что такое Церковь и что означает стать ее членом? Церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю, различение которых очень важно для ее понимания. С внутренней стороны Церковь — это духовный организм — «Тело Христово» (см.: Еф. 1:23), — представляющий собой единство в Духе Святом всех тех верующих во Христа, которые следуют в своей жизни Евангелию и учению святых отцов. Наиболее очевидным признаком, говорящим о том, что «здесь Церковь», является та любовь, которую заповедал людям Христос: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Она свидетельствует о причастности человека к Церкви. А где нет любви, там нет Христа, нет Бога, нет истинной веры — нет и Церкви. С внешней стороны Церковь является обществом, имеющим свою организацию, соответствующую структуру управления, иерархию, преемственно идущую от апостолов. Членами этого общества являются все крестившиеся и не отлученные от Церкви, исповедующие (или не отрицающие) единую веру, одни заповеди, таинства, каноны, независимо от степени убеждения и характера жизни. Поэтому внешняя принадлежность человека к Церкви, какое бы положение он ни занимал в ней, еще не говорит о том, что данный человек действительно является христианином и членом Церкви. _________ Фрагмент книги "Таинство Крещения" htalexey-osipov.ru/...iya
207 прочтений · 4 дня назад
«Сродство между собой как добродетелей, так и пороков». Такова формулировка святителем Игнатием (Брянчаниновым) ещё одного закона духовной жизни. Его в деталях великолепно показывает в своей «Лествице» преподобный Иоанн Синайский, «по полочкам» раскладывая и разбирая все основные добрые и греховные свойства падшего человека. Святитель Игнатий изъясняет этот закон таким образом: «Необходимо знать возлюбленным братиям следующее: все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собой. По причине этого сродства произвольное подчинение одному благому помыслу влечёт за собой естественное подчинение другому благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, по изречениям Отцов, не терпит пребывать бессупружной в сердце». Святитель Игнатий в своей статье «Отношение христианина к страстям его» на основании этого закона делает очень важный вывод: «Некоторые страсти служат началом и причиною для других страстей; таковы: объедение, нега, развлечение, роскошь, сребролюбие, славолюбие, неверие. Последствия их: сладострастие, печаль, гнев, злопамятство, зависть, гордость, забвение Бога, оставление добродетельного жительства. В духовном подвиге следует преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой». Не зная этого закона, человек не обращает внимания на так называемые «мелкие» грехи» и произвольно, то есть без насилия страсти, совершает их. Но оказывается, «пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение», – приводит святитель Игнатий слова преподобного Исаии Отшельника. О том, насколько важно знание и соблюдение этого закона, говорит опытнейший наставник в духовной жизни преподобный Исаак Сирин: «Премудрый Господь благословил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения и мы не умерли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к поиску дочерей прежде обретения матери, то добродетели эти становятся ядовитыми ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, скоро умрёшь». Таково одно из строгих законоположений духовной жизни, открытое подвижническим опытом святых. _______ Фрагмент книги "Бог" https:/alexey-osipov.ru/...bog
199 прочтений · 1 неделю назад
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5, 44) – сказал Христос. Этот закон говорит об очень серьёзной духовной проблеме, прежде всего, христианина: жаждущий похвал, принимающий лесть – теряет, оказывается, веру. Происходит это постепенно, незаметно, но непременно, ибо таков духовный закон. В настоящее время публичные восхваления друг друга, особенно в церковной среде, становятся своего рода нормой. Это антиевангельское явление расползается как рак, ему редко где ставится преграда, хотя, по слову Самого Христа, оно убивает веру. Преподобный Иоанн в своей знаменитой «Лествице» пишет, что только равноангельный может без вреда для себя вынести похвалу человеческую. Ибо принятие её парализует духовную жизнь человека. Его сердце, по слову этого преподобного, впадает в окамененное нечувствие, которое проявляется в охлаждении и рассеянности в молитве, потере интереса к изучению аскетических творений святых отцов, молчании совести при совершении греха, пренебрежении к заповедям Евангелия. Такое состояние, если христианин вовремя не опомнится и не начнёт бороться с липкой патокой человеческой лести, может вообще уничтожить у него веру, оставив лишь одну пустую обрядность и лицемерие. _______ Фрагмент книги "Бог" httalexey-osipov.ru/...bog
230 прочтений · 2 недели назад
Преподобный Иоанн Валаамский: «Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву — «все есть еще бесчувствие», сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и: «Молитва до последней минуты жизни требует борьбы», — сказал авва Агафон. Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру — вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим Промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься — это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего, глубокого смирения — без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и Апостольских посланий, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи».
262 прочтения · 2 недели назад
(Мф. 7: 6) Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Речь идет о необходимости строгой рассудительности в словах, беседах, проповедях, публичных выступлениях, когда говорим о христианстве. Бесполезно, а большей частью вредно и грешно говорить о вере с человеком, не имеющим никакого интереса к исканию истины, а тем более ожесточенно настроенным против Христа. Запрещено святыми отцами вести разговор о Боге или спорить по каким-либо богословским вопросам с человеком, враждебно настроенным, или фанатиком. Апостол Павел объясняет почему: тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим. 6: 4–5). Святые предупреждают: Авва Дорофей: «Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя». Преподобный Марк Подвижник: «Не оказывающего повиновения слову любви, не принуждай с любопрением к повиновению». Преподобный Антоний Великий: «Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе: это — действие нечистейших духов». _________ Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https:alexey-osipov.ru/...iem
266 прочтений · 2 недели назад
Игумен Никон Воробьёв: «Утопающий хватается за соломинку, так и ты в своем душевном неустройстве ищешь поддержки в ближних своих. Мой жизненный опыт привел к тому взгляду, что никто нам не может помочь: ни сам себе, ни другие люди, а только Господь. Твое душевное состояние не только не улучшается, а делается временами невыносимым и потому, что у тебя мало надежды на Бога. Ты смотришь на свои грехи и справедливо считаешь, что за них, по справедливости, должна бы пострадать в будущей жизни и даже здесь пред смертию, и по смерти на мытарствах, и далее. Если так смотреть, то можно придти в полное отчаяние. Разве можно так смотреть христианину? Если бы человек спасался своею праведностью, то зачем было приходить Господу Иисусу Христу и страдать? Никто не вошел в царствие Божие своими только заслугами. Человек должен понять: 1) свою ветхость, испорченность, падение, всякую неправду, полное искажение всей души своей и прочее; 2) убедиться на своем горьком опыте, что сам он своими силами не может исправить себя, хотя и должен постоянно бороться со своей испорченностью и оплакивать это состояние; 3) должен обращаться ко Господу, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк.18:13). Я погибаю, тону в море беззаконий моих, спаси меня, Господи Иисусе Христе, как спасал всех, кто к Тебе обращался: разбойников, мытарей, блудниц и т. п.» 
298 прочтений · 2 недели назад
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12). По этому закону, жаждущий славы, власти, почёта и прочего, хвалящийся своими достоинствами и успехами, видящий себя лучшим, чем другие, непременно будет унижен. Святитель Григорий Палама так выражает эту мысль: «Искатели человеческой славы и всё ради неё делающие получают скорее бесславие, чем славу, потому что всем не угодишь». Происходит то, о чём говорил ещё библейский Иов: Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма (Иов. 30, 26). Поэтому схиигумен Иоанн (Алексеев), валаамский старец, предупреждает: «Всегда так бывает, кто сделает что с тщеславием, жди бесславия». Один из законов, с которым непрерывно соприкасается каждый человек, указан в следующих словах Христа: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Этот закон касается как нашей личной, так и общественной жизни. Духовная жизнь человека слагается из двух основных векторов: это, с одной стороны, борьба с возникающими дурными желаниями, мыслями, чувствами, с другой – усилия, которые направлены на стремление к жизни по совести и разуму. Данный закон указывает на самую серьёзную зависимость духовного и нравственного состояния человека от его отношения к так называемым мелочам – малому – в жизни. Авва Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение». Под этими опасными мелочами обычно подразумеваются недолжные мысли, слова, поступки, прямо не имеющие, как кажется, серьёзного значения, но совершение которых произвольно, без насилия страсти, приводит к разрушительным последствиям во всей духовной и внешней жизни человека. Постоянная, например, нечестность в малом закономерно порождает и нечестность в большом. Такова неумолимая логика нашей человеческой психики. Но этот закон утверждает и другое. Победа над такими малыми влечениями приносит человеку большие внутренние силы. Он, прежде всего, приобретает власть над самим собой, и тогда становится способным к великим духовным достижениям. _______ Фрагмент книги "Бог" httalexey-osipov.ru/...bog
205 прочтений · 2 недели назад
22: 14. ибо много званых, а мало избранных. Избранными, по Евангелию, являются нищие духом, то есть осознавшие свои грехи и с покаянием обратившиеся ко Христу: блудница, омывшая слезами своими ноги Христа, мытарь, молящийся: «Боже, очисти меня грешника», правый разбойник, осознавший, что достойное получил по делам своим, — и все глубоко понявшие, что они недостойны ни Бога, ни рая, но, действительно, только наказания. Ибо избрание к спасению — это не произвол Бога, но Его ответ на искренность души человека, увидевшего себя, по выражению преподобного Сисоя Великого, «ниже всей твари» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. Гл. 33) и припавшего с покаянием к Христу. Такой способен принять Христа в душу свою и спастись. Но слово избрание в Библии употребляется и в другом смысле. Господь избирал царей, фараонов, целые народы и отдельных людей, которые по своему духовному состоянию были способны стать орудиями (благодетельными или, напротив, жестокими) исполнения над народом духовных законов жизни. И это их избранничество оканчивалось после исполнения ими своей миссии. Наглядной иллюстрацией такого избрания является библейская история еврейского народа. Он был избран для сохранения в человечестве откровения о пришествии Спасителя мира. И действительно это сделал, но, отвергнув Его, трагически окончил свою миссию и свое избрание. Христом открылось новое избрание по единству не крови, а духа Христова и веры в Него. Этого избрания удостоились как те евреи, которые пошли и идут за Иисусом Христом ради Царства Небесного, так и множество людей других национальностей, независимо от рода и племени. _________ Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" httpsalexey-osipov.ru/...iem
234 прочтения · 3 недели назад
Преподобный Иоанн Валаамский: «Спасение состоит во многих советах, но не со многими. Священномученик Петр Дамаскин сказал: «В начале подвигов моих много я терпел вреда от неопытных советников». Неопытные — один говорит и думает, что назидает, а слушающий думает, что не дается. Но когда опытом познают, что такое духовная жизнь, тогда только и поймут, что неправильно понимали духовную жизнь. Все как-то остаются на букве, убивающей дух; конечно, обряды и телесные труды нужны, ибо ими воспитывается дух, но если не будет духовных плодов («Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).), то суетен будет таковых труд. Это я пишу не свое мудрование, но богомудрых святых отцов. С упирающимися на букву очень, очень тяжело беседовать, однако спорить и убеждать не надо, ибо бесполезно, свой мир потеряешь, надо потерпеть и умудриться, чтобы его не смущать».
295 прочтений · 3 недели назад
Свт. Игнатий Брянчанинов: «Необходимо, необходимо всем вообще христианам исполнить с точностию завещания Спасителя, Который сказал: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35). «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25). Что значит любить душу свою? Это — любить свое падшее естество, его свойства, оскверненные падением, его лжеименный разум, его пожелания и влечения, его правду. Что значит спасать душу свою в мире сем? Это — развивать свойства падшего естества, последовать своим разумениям и своей воле, созидать свою праведность из мнимых добрых дел падшего естества. Что значит погубить душу свою ради Христа и Евангелия, что значит ненавидеть душу свою? Это — познать и признать падение и расстройство естества грехом, это — возненавидеть состояние, произведенное в нас падением, и умерщвлять его отвержением поведения по своим разумениям, по своей воле, по своим влечениям; это — прививать насильно к естеству своему разум и волю естества, обновленного Христом, и поведение свое располагать по всесвятому Божию учению и по всесвятой воле Божией, открытых нам Самим Богом во Евангелии. Падшее естество наше враждебно Богу, последование разумениям и влечениям падшего естества есть стремление к верной и вечной погибели».
Ролики
Видео