Статьи
130 прочтений · 9 месяцев назад
"А что (,) если": поставите запятую?
"Что (,) если в этом году я не буду задавать ученикам домашку?" - задумалась я и уже было приготовилась выписать в два столбика плюсы и минусы такого подхода. Ответ не додумала, поскольку моё внимание отвлекла пунктуация в этой синтаксической конструкции. Поставили бы запятую после " что" в таком предложении? С одной стороны, вроде надо: похоже на союз; с другой, интонационно вроде не хочется. Давайте разбираться! "ЧТО" - СОЮЗ ИЛИ...НЕ СОЮЗ? Он знал, что если протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса...
55 прочтений · 10 месяцев назад
ОШИБКИ-КОЧЕВНИКИ Эти ошибки кочуют из одного сочинения ЕГЭ в другое. Давайте так не будем) РАССУЖДАЯ НАД ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ... Нарушение норм предложного управления - частая ошибка. Глагол "рассуждать" может употребляться только с предлогом О/ОБ, а вот глагол "размышлять" допускает варианты с предлогами О/ОБ и НАД. Правильно: Рассуждая об этой проблеме Размышляя о проблеме/над проблемой ПРИМЕРОМ СЛУЖИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ... Переход к аргументу из литературы должен быть грамотно оформлен. Во-первых, примером чего: доброты, дружбы, самопожертвования и так далее? Во-вторых, всё произведение не может служить примером, в качестве примера может выступать эпизод, отношения персонажей, поведение героя. Правильно: Пример доброты мы находим в произведении... Образцом дружбы могут послужить отношения героев романа... Эту мысль прекрасно иллюстрирует эпизод из произведения... ОБА ПРИМЕРА ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА/ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ Оба примера не могут дополнять друг друга. Один пример может дополнять другой. Оба примера способны дополнить только какой-то третий. То же самое с противопоставлением. Правильно: Эти примеры дополняют друг друга/противопоставлены Примеры, дополняя друг друга, иллюстрируют мысль о...
70 прочтений · 10 месяцев назад
Удваивать будете? Не самый очевидный тест на правописание удвоенных согласных
Удвоенные согласные в русском языке - не редкость. Но встречаются они в основном не в корне, а на стыке морфем, например: В корне исконно русских слов удвоенные согласные встречаются не часто, обычно это удвоения СС и ЖЖ (Россия, дрожжи, ссуда, жжёт). Так что можно сказать, что для русского языка удвоение согласных в корне в принципе не характерно. А вот правописание согласных в заимствованных словах - всегда отдельный квест. И вот почему: недостаточно знать, как пишется то или иное заимствование в языке-источнике...
248 прочтений · 2 года назад
Про язык как систему и несистемный подход к его изучению Из каких уровней состоит наш язык? Пока никто из моих учеников на старте не смог ответить на этот элементарный вопрос. А ведь знают (или по крайней мере догадываются). Вот такой парадокс, если учесть, что занимаюсь я с учениками 9-11 классов. Но я упорная, готовых ответов у меня нет - задаю наводящие вопросы и даю подсказки: "Буквы что помогают нам передать на письме?", "Из каких частей строятся слова?", "Когда мы изучаем отдельные слова (не важно - родного или иностранного языка), мы изучаем ... этого языка", "Если сложить два слова, что получится?" и т.д. Элементарно. Кстати, разбор под цифрами 1,2,3,4 (фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический соответственно) пока никто не отменял, но связь между ними и уровнями языка мало кто реально прослеживает. А на вопрос: "Что такое грамматика?" ответы колеблются в очень широком диапазоне. И где тут системные связи, ау? Так и выходит, что схема есть, а понимания нет: зачем, к чему да почему. Делаем по образцу. Поэтому ловите популярную схему в моём исполнении. Модифицируйте и дополняйте, но дайте. Такая же в ЛЮБОМ исполнении должна висеть в каждом классе - и точка!
126 прочтений · 2 года назад
С Днем знаний! Для многих из нас этот день ассоциируется со школой: звонок, линейка, портфель, уроки, журнал, доска, сменка... Но я безумно рада, что у меня появились и другие ассоциации с 1 сентября. Теперь я уверена, что обучение может быть интересным, образовательная среда - комфортной, формат - разнообразным, занятия - вовлекающими, а учительство лучше и вовсе заменить наставничеством. Учиться - сложно. Тем более учиться сложному. Не буду ссылаться на многочисленные исследования британских учёных, все они свидетельствуют: легких знаний не бывает, лёгкое оказывается непрочным. Так что запаситесь терпением. Обучение - это трудное, но увлекательное путешествие. И прокладывать свой маршрут порой приходится без карт и навигатора. Желаю, чтобы любое обучение было эффективным и помогало двигаться по жизни. А на смену традиционному представлению об образовании пришла концепция live-long learning.
88 прочтений · 1 год назад
В Петербурге появится памятник Александру Блоку
В Петербурге до конца года установят памятник Александру Блоку, сообщает пресс-служба Смольного. Монумент должен появиться на ул. Декабристов, напротив дома 57, где поэт жил с 1912 по 1921 годы. Сейчас по этому адресу располагается музей-квартира Блока. Надеюсь, памятник будет выглядеть так же, как на фото. По-моему, очень символично: тот самый дом на набережной реки Пряжки, из окон которого видны «ночь, улица, фонарь, аптека…». Фигура в длинном пальто с идеально прямой спиной, идущая наперерез встречному ветру, сквозь темноту и метель...
279 прочтений · 2 года назад
ЕГЭ по русскому могут разделить на базу и профиль. Рособрнадзор рассмотрит предложение о разделении ЕГЭ по русскому на два уровня. Об этом сообщает пресс-служба ведомства. Такое заявление было сделано на основании анализа предложений по совершенствованию ЕГЭ, поступивших по итогу экзаменационной кампании 2022 от учеников, учителей и их родителей. То есть запрос исходит от самих респондентов. Сбор таких предложений происходит ежегодно после завершения основного этапа экзаменов. По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, подобная практика "позволяет увидеть, что волнует участников экзамена и педагогов. Все предложения внимательно рассматриваются и анализируются специалистами, и после обсуждения с экспертным сообществом многие из них уже были внедрены в практику в предыдущие годы". По аналогии с математикой экзамен по русскому языку могут разделить на базовый и профильный уровни. Сейчас профиль сдают только те абитуриенты, кому математика требуется для поступления в вуз. Как относитесь к подобной инициативе? И как думаете, какие типы заданий могут быть отнесены к профильному уровню?
88 прочтений · 2 года назад
Множественный выбор – не всегда благо. Можете провести эксперимент: предложите ученикам решить задачу, не задавая ограничений, или ограничив поле для принятия решений определённым количеством вариантов. Самый простой пример: а) написать сочинение на свободную тему; б) написать сочинение, темы на выбор; в) написать сочинение на заданную тему по конкретному произведению. Как думаете, какой вариант предпочтёт большинство учеников? Важно задать ограничения хотя бы для того, чтобы работы учеников попадали в критерии оценивания, сугубо формальные. А ещё я считаю, что для успешного решения задачи всем нужны понятные алгоритмы и четко обозначенная последовательность действий, так что ограничения – не всегда зло. Скоро расскажу, как я использую ограничения при подготовке к итоговому сочинению, чтобы ребятам было проще сориентироваться в ситуации множественного выбора. Р.s. Есть и другие сценарии, когда ученикам, наоборот, нужно предложить если не выбор, то хотя бы иллюзию выбора. Но о них в другой раз.
74 прочтения · 2 года назад
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022/2023: важные изменения Важная информация об итоговом сочинении 2022: https://edu.gov.ru/press/5600/komplekty-tem-itogovogo-sochineniya-s-2022-23-uchebnogo-goda-budut-formirovatsya-po-novomu/?ysclid=l6ph23xe7z514720225 ❗️Что надо знать: ✔️Тематические направления на каждый год публиковаться больше не будут. ✔️Учащимся будут предложены темы из закрытого банка тем. ✔️Закрытый банк формируется на основе тем прошлых лет и уже сейчас насчитывает более 1500 формулировок. В дальнейшем он будет пополняться. ✔️С 2022/23 года расширятся возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. ✔️Сама процедура экзамена и критерии оценивания не изменятся. Посмотреть, как будет выглядеть обновлённый экзамен, можно на сайте ФИПИ: ✅Структура закрытого банка тем ИС: http://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/01_struktura_banka_tem_sochineniy.pdf ✅Комментарии к разделам: http://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/02_Kommentarii_k_razdelam_banka_tem_sochineniy.pdf ✅Образец комплекта тем: http://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/03_Obrazec_komplekta_tem_2022_23.pdf
129 прочтений · 1 год назад
Сценарий урока: прилагательные vs причастия
Что делают преподаватели летом? Сценарии для будущих уроков!  Интерактив на занятии – дело, требующее подготовки, чтобы совместная работа не превратилась в неконтролируемый хаос.  Делюсь сценарием урока для 7 класса по одной из самых ошибкоопасных тем: как отличать причастия от прилагательных. Сценарий актуален для очного занятия в группе 8-10 человек. Но можно сыграть и одному или адаптировать его для дистанционной работы😉 Начинаем! Формируем две команды: «Прилагательные» и «Причастия». Преподаватель называет признак, например, «значение», «вопрос», «синтаксическая функция» и т...
81 прочтение · 2 года назад
"Богический": дивный неологизм Попалось на глаза словечко "богический" в значении "бесподобный, чудесный". "Что ж, - подумала я, - нетривиально". Сама знаю, какая мука выдумывать "свежие и небанальные" заголовки для женских изданий. И тут же задумалась, какое слово послужило прототипом. Если посмотреть на морфемный состав, неологизм образован по аналогии со словом "бомбический", которое в жаргонном употреблении приобрело значение "вызывающий сильный отклик, взрывной интерес" - изначально так. А потом что только ни называли "бомбическим": маникюр, десерт, рецепт, танец... Словечко и правда затерлость. Но ведь "богически" по смыслу - то же, что "божественный", еще один облюбованный глянцем эпитет со значением "прекрасный, дивный". По-моему, удачная замена: тут тебе и вау-эффект и райское наслаждение. А как вам словечко?
Видео