Статьи
1 прочтение · 10 месяцев назад
❓Квир-археология — а это как? Квир-археология — это особый подход к археологии как науке, который использует различные элементы из квир-теории для критики гетеронормативных взглядов на историю. Задача квир-археологии не состоит в том, чтобы искать в истории примеры гомосексуальности или альтернативных гендерных идентичностей. Такой взгляд на археологию создан, чтобы поддержать критическую точку зрения квир-теории и уйти от гетеронормативных и бинарных рассуждений, которые преобладают в археологическом дискурсе. В данном случае квир-археология совпадает с феминистской археологией — она бросает вызов сексистским ценностям в археологических интерпретациях. Пример достижения квир-археологии: Во время раскопок в Помпеях археологи нашли пару "обнявших женщин", которая в результате анализа ДНК, оказалась мужчинами. Гетеронормативный взгляд сразу предложил гипотезу о двух братьях или об отце и сыне. Но после детального анализа стали известны другие подробности — кровными родственниками они не были. И тогда квир-археология предлагает новую гипозету: "Возможно, они состояли в любовных отношениях!". И это подтверждается знаниями о римской педерастии и однополых отношениях. Мы точно не знаем были ли эти двое несчастных любовниками или нет, но, по крайней мере, наука теперь рассматривает, а не отвергает такие гипотезы. И это достижение квир-теории и квир-археологии. Есть несколько неплохих статей, чтобы познакомиться с достаточно новым направлением в науке: 1⃣Dowson, T. A. (2000). Why queer archaeology? An introduction. World Archaeology, 32(2), 161-165. 2⃣Cobb, H. (2005). Straight down the line? A queer consideration of hunter-gatherer studies in north-west Europe. World Archaeology, 37(4), 630-636. 3⃣Rutecki, Dawn and Chelsea Blackmore. 2016 Towards an Inclusive Queer Archaeology: An Overview and Introduction. The SAA Archaeological Record 16(1):9-11.
100 прочтений · 10 месяцев назад
Любовь и стихи древнегреческой поэтессы Сапфо
В честь острова, на котором она жила, стали называть женскую однополую любовь, а ее произведениями до сих пор восторгается весь мир. Что мы знаем о девушке, которая пошла против андроцентризма, открыв свое учебное заведение для девочек? К сожалению, немного. То, что дошло до наших дней о поэтессе Сапфо из Лесбоса — это лишь несколько абзацев о ее жизни и три-четыре десятка страниц ее стихотворений. Многие из них настолько фрагментарны, что занимают всего несколько строк или даже пару слов. Тем не менее,...
2 прочтения · 11 месяцев назад
Зевс и Ганимед Самый главный и известный миф, который воспроизводился художниками и скульпторами на протяжении тысячелетий — Зевс и Ганимед. И это, пожалуй, наиболее часто изображаемая в Греции гомосексуальная сцена. Ганимед был «прекраснейшим из смертных мужчин, поэтому Зевс превратился в орла, украл его и унес на Олимп, чтобы тот стал его виночерпием. Его красота так очаровала богов, что те сделали его бессмертным». Так пишет Гомер в «Илиаде». Сцена, когда Зевс спускается с Олимпа, чтобы похитить Ганимеда, теперь известна в европейском искусстве как «Похищение Ганимеда». Как указывает Платон, Зевс был настолько влюблен в Ганимеда, что он стал единственным из любовников, которому верховный бог даровал бессмертие. Отмечу, что Платон использует этот миф, чтобы объяснить свое отношение к ученикам из его школы. История Зевса и Ганимеда увековечена не только в искусстве, но и в астрономии: Ганимед — один из спутников Юпитера (римское имя Зевса). Сразу бросается в глаза неравенство любовников в социальной иерархии: Зевс — бог, Ганимед — смертный юноша, сын Троса. Помимо этого, есть разница в возрасте. Конечно, все это отсылает к институту педерастии, где эраст мог украсть мальчика и заниматься его воспитанием, стать его материальной подпоркой и заодно любовником.
5 прочтений · 11 месяцев назад
Вазы, амфоры, гидрии: почему искусство Античности — это интересно и как найти в нем квир-культуру. Мы точно знаем, что у греков были краски (до нас дошли остатки красочного порошка на скульптурах и осколки фресок), но мы понятия не имеем как выглядела греческая живопись и были ли она. Композиционные основы и вариации сюжетов историки и культурологи считывают с вазописи, некоторые сосуды дошли до нас практически в идеальном состоянии. Что там находят исследователи? Помимо бытовых и мифологических сюжетов, есть истории на социальные темы, например на брак и педерастию. Последний крайне популярен и встречается вне зависимости от древнегреческого региона. Зачастую сюжеты на таких вазах можно поделить на несколько категорий: 1. Оргии или эротические сцены. На них могут изображать взрослого мужчину (эраста) и эфеба (эромена), которые занимаются сексом или касаются пенисов друг друга. На оргиях чаще всего изображают мужчин и юношей с эрегированными пенисами. 2. Подарки и юноши с животными. Петушки, гепарды, гребни, кошельки с монетами, олени, зайцы и обручи - все это подарки, которые делал эраст своему спутнику. Фраза "подари мне гепарда" теперь однозначно может трактоваться как часть отношений в рамках института педерастии. 3. Симпозиумы. Они же пиры в русском переводе. Кушетки, на которых лежат мужчины, а рядом стоят два мальчика с ойнохоями (кувшинами). Один одет в хитон, другой — в гиматий, у всех повязки на волосах: красные и белые. Мальчики обнажены, на них нет предметов одежды, кроме повязок. Обычно такие пиры заканчивались оргиями, куда и здесь без квира. ▪️Важный аспект - педерастию можно считать частью квир-культуры, но с существенными ограничениями. А еще педерастия не равно педофилия. В Античной Греции сексуальность не была связана с ориентацией, а зачастую с социальным статусом и положением. Всегда был активный, доминирующий партнер и пассивный, подчиняющийся. Греки никогда не воспринимали секс как общий опыт, разделяемый обоими партнерами, как это делаем мы сегодня. Они рассматривали секс как одностороннюю деятельность. Эта концепция доминирующего и подчиняющегося укладывается в рамки педерастии, поскольку пожилой мужчина был активным партнером, а юноша — пассивным. Для греков односторонним был даже акт любви: если вы юноша, то вас можно было желать и любить, а вы должны были подчиниться этому, даже если у вас был собственный объект любви и желаний (который обществом, кстати, отрицался).
22 прочтения · 10 месяцев назад
«The Pink Triangle»: от символа ненависти и позора к гордости для ЛГБТ-сообщества (18+)
Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников концентрационных лагерей. Этот день приурочен к освобождению заключенных одного из крупнейших концентрационных лагерей Германии — Бухенвальда. Прежде всего, этот лагерь известен тем, что на его воротах была написана глумливая фраза — Jedem das Seine («Каждому своё»). Когда мы говорим о заключенных немецкого лагеря, чаще всего мы вспоминаем еврейское население, иногда советских военнопленных, реже — синти и рома. В западных работах...