Статьи
69 прочтений · 3 недели назад
Часто художники вкладывают частичку души в свои работы. А как насчёт своей души как арт-объекта? Легко. Энди Уорхол продал свою душу за ноль долларов российским художникам Меламиду и Комару, а те передали товар (среди душ проституток, бомжей и американской богемы) на московский аукцион. Там расписку с правом владения душой Уорхола выкупила Алёна Кирцова за 36 рублей, причем купила по недосмотру организаторов – те хотели придержать душевный купон, но Алёна отказалась. Более того, спустя года она отказалась продавать душу и за 5000 долларов. Потому что душа – бесценна. Да ещё по такой низкой цене. Теперь можно смело говорить, что душа Энди Уорхола – в России!
89 прочтений · 3 недели назад
Бывает у вас такое – увидели неизвестную картину и зацепились взглядом, рассматриваете и возвращаетесь к ней? Поделюсь с вами. Итак, Рокуэлл Кент и «Дом страха, Ньюфаундленд», 1915 год. Есть в ней что-то тревожное. И глубокое. Как будто на краю света тебе грозит опасность. А знаете, примерно так и было у художника. В 1915 году Кент жил на острове Ньюфаундленд (принадлежал Великобритании, сейчас Канада). И местные жители совсем не жаловали художника: большая война в разгаре, а Кент интересовался немецкой культурой и в молодости посещал Германию. В итоге всё кончилось обвинением в шпионаже и изгнанием. Отсюда эти тоска и тяжесть на картине. Одиночество против бескрайнего синего мира. «Это мы на Ньюфаундленде, и наши скрытые, но преобладающие страдания вырываются наружу». В центре главный герой излучает единственный теплый кусочек картины – ярко-жёлтый свет бледнеет и зеленеет уже в двух шагах от нарисованного Кента. Холодный синий окружает центр со всех сторон, бежать некуда. Вполне можно приписать картину Мунку, не думаете? Не знаю, почему меня так задела работа. Может дело в этом причудливом синем цвете?
119 прочтений · 3 недели назад
«Лик Христа» из единой линии. Необычная техника Клода Меллана
Недавно подарил жене раскраску-антистресс: нужно карандашом или фломастером закрашивать линию по спирали, в итоге получается портрет персонажа из Гарри Поттера. Я ещё подумал – ерунда, но забавная. Но гораздо интереснее, если такую картину посмотреть из 17 века. И с другим персонажем. Легко – Клод Меллан готов удивить своими уникальными гравюрами! Хитрый Клод. Благодаря тонкой линии, издали гравюра кажется обычной графикой, простой рисунок. Но подойдёшь ближе и видишь – художник очень даже заморочился...
113 прочтений · 2 месяца назад
Кацусика Хокусай – «Призрак Оивы», 1832 Любите ужастики? Думаю, многие смотрели японский «Звонок» (ну или римейк), так вот героиня картины дальняя родственница того злого духа. Все они называются «онрё» - «обиженный, мстительный дух», мстящий обидчику за оскорбление при жизни. Где мои манеры, героиню зовут Оива. Ее история основана на реальных событиях: Оива была женой ронина, который работает на стрёмной работе для содержания жены и ребенка. Потихоньку муженёк начал злиться на свою жену, так он ещё и до свадьбы убил её отца (тот узнал о тёмных делишках ронина). Ну и понеслась. Далее он травит жену, убивает слугу-свидетеля, позже отрубает голову новой невесте (увидел изуродованное мучениями лицо предыдущей жены), случайно зарубает мечом соседа-соучастника (отгонял духа убитого слуги). Короче дух гоняет мужика всю историю, а в конце превращается в фонарь и загорается. Вот именно этот момент и запечатлен Хокусаем. И что удивительно, Оива тут скорее печальная, чем мстительная и кровавая. Пронзительные глаза, в бессильной злобе открыт беззубый рот – Кацусика передал гораздо больше, чем просто месть.
669 прочтений · 1 месяц назад
Животные-герои на картинах, или как кот и собака спасали детей
Усаживайтесь поудобнее, сейчас я вам расскажу легенду. В 1421 году Нидерланды накрыло с головой наводнение – одно из самых крупнейших за всю историю: больше 72 населённых пунктов затопило полностью, от 2 до 10 тысяч человек погибло, повсюду руины и погибший урожай. В общем, осень не удалась. Легенда начинается тут (наводнение было вполне себе реальное). Когда вода отступила, выжившие вылезли из укрытий и увидели чудовищные разрушения. Деревню почти полностью смыло, а около дамбы нашли колыбель...
104 прочтения · 2 месяца назад
Сегодня полюбуемся картинами одного австрийского художника. Не угадали, это Эгон Шиле. Шиле прославился своими провокационными и порой порнографическими работами, но рассматривать мы будем пейзажи. При случае поговорим про его скандальные портреты, но сегодня просто пара лиричных зарисовок. Удивительно, как в дерзком художнике помещались совсем разные ипостаси: там и нервный хрупкий юноша, и рок-звезда «живи быстро, умри молодым», и сентиментальный поэт, и «венский порнограф». Самые скандальные вещи – самые известные, так зачастую работает популярность в искусстве. «Заходящее солнце» и «Четыре дерева» не скрывают загадок психоанализа, но зато хранят классические приемы Шиле. Картины состоят из неровных линий: нарезанное слоями небо, сложенная стопкой земля, угловатые объекты, и «грязные» цвета, с обилием розового, коричневого и телесного (простите, у меня плохо с названиями цветов). Можно выследить некоторые точки в творческом пути Шиле – во второй картине виднеются золотые цветы, прямое влияние Климта, великого учителя. В итоге – наглядное пособие по австрийскому экспрессионизму и Эгону Шиле. Без обмороков, агрессии и споров. Но и без голых людей, за все приходится платить.
91 прочтение · 2 месяца назад
«Бедствия войны» Франциско Гойи, или честный взгляд на войну
В европейском искусстве было принято идеализировать войну и воспевать героев. Пока Франциско Гойя не распахнул закрытую дверь и не пригласил зрителя посмотреть на военную резню. Готовы заглянуть в бездну человеческой жестокости? Гойя эту бездну увидел собственными глазами – «вдохновили» художника испано-французская война, а после инквизиция и пытки от вернувшегося к власти Фердинанда VII. В результате мастер мрака написал целый цикл офортов (графика через печать на металле) «Бедствия войны» – 82 чёрно-белых гравюр, полных ужаса...
158 прочтений · 3 месяца назад
Соцреализм – отличный инструмент для мудрой коммунистической партии
Товарищи, с первомаем! Скажем сегодня решительное «нет» художникам загнивающего запада – не нужно нам прославление звериного оскала капитализма. Зачем нам эти западные марионетки, когда есть правильное искусство – соцреализм. Мудрая партия одобрила социалистический реализм на партийном съезде в 1934 году, и с тех пор советские художники использовали утверждённый инструмент для прославления партии и государственных идей. Как признать родной соцреализм? Прежде всего, вспомните идеи марксизма-ленинизма...
163 прочтения · 3 месяца назад
Стоит ли отделять искусство от личности его создателя? Гоген, Нольде и Айвазовский – великие художники и сомнительные люди
Стоит ли отделять искусство от личности его создателя? Возьмем конкретные примеры. Последние три художника на канале были сомнительными ребятами в жизни. Расскажу коротко про каждого. Поль Гоген много раз бросал семью выживать своими силами (а это жена и пятеро детей, на секунду), постоянно подначивал и стравливал знакомых между собой, ну а вишенка на торте – отношения с 13-летней таитянкой. И возможно, не только с ней одной. Эмиль Нольде был антисемитом и нацистом. Да, он пострадал в поздние 30-е, попал в список художников «дегенеративного искусства», ему даже запрещали писать картины...
129 прочтений · 3 месяца назад
Сегодня коротко. Давно хотел показать пейзажи и цветы Эмиля Нольде. Как же он чувствует. Обычно цветущие сады и букеты не мое совершенно, но вот Нольде нащупал эту кнопку. Выбор красок, мазки, энергия – все при художнике. Вау. Не забывайте, это Нольде, важнейший экспрессионист, мастер тревожных картин. Повседневная жизнь немцев и солдаты художника состоят из электрических, щемящих, да просто неприятных цветов. Хочется бежать от этих дам, солдафонов и тяжелого мрака Нольде. И тут же он открывается как сильнейший мастер акварели. Безмятежные пейзажи, цветущие сады, море – это фовисты и постимпрессионисты, но никак не предвоенный Берлин. Краски убаюкивают, шепчут про покой. Электричество выключили, только естественный свет. Даже тяжелые мазки и толстые слои краски не портят ощущение легкости. Иррациональный Нольде и прекрасные пейзажи. Хороших выходных!
76 прочтений · 3 месяца назад
«Радуга» Айвазовского, или крушение в полутонах
Сперва хотел рассказать про зимний пейзаж Айвазовского, но потом подумал – нам что, мало было этого холода и снега? Лучше уж море… И вспомнил про другую картину. Называется «Радуга». Художник планировал просто изобразить очередной шторм и кораблекрушение. И успешно их написал: «В бурю» (1872 год) и «Кораблекрушение» (1873). Но золотые руки армянина чувствовали – рядом прячется шедевр, осталось найти недостающее звено. Радугу. На всех трёх картинах бравые матросы спасаются в бушующем море. На...
100 прочтений · 3 месяца назад
«Видение после проповеди» Гогена, или как найти свой язык
Раз уж заговорили про набидов, то как не вспомнить про Гогена. Который Поль, а не Солнцев. Да, эту шутку я буду говорить каждый раз. У меня есть товарищ адвокат. Яркая картина. В прямом смысле. Красная трава, белые чепчики, оранжевые крылья ангела. Изогнутое дерево делит полотно на два сюжета, ровно как в названии – «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)». Да, цвета несуразные. Формы простые. Да и технически картина не особо сложная. Уже слышу классическую фразу – да мой ребенок… Стоп-стоп...