Статьи
436 прочтений · 3 года назад
Иероним Босх. Действительно ли возвращается блудный сын?..
Иероним Босх (1450-1516) –нидерландский художник эпохи Северного Возрождения. Известен благодаря своим глубоко символичным картинам, в которых смешалось прекрасное и безобразное, духовное и мирское... Одна из подобных картин – "Блудный сын". Она является частью несохранившегося триптиха "Пилигримаж по земной жизни" и во многом повторяет ту, что Босх изобразил на внешних створках другого своего триптиха, "Воз сена".  И здесь, и там мы видим бредущего по дороге путника. Он одет в лохмотья, несет за спиной короб, в руке держит посох, которым отбивается от зло оскалившейся собаки...
1,8K прочтений · 4 года назад
Виктор Васнецов. Спящая царевна
В картине Виктора Васнецова "Спящая царевна" нашли отражение сразу две сказки – "Спящая красавица" Шарля Перро и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина. История девушки, уколовшей себе палец веретеном и уснувшей на сто лет, безусловно, восходит к сказке французской. Однако истинно русское убранство терема, наряды царевны и её челяди навевают думы о "пушкинском" её варианте. Перед нами – прекрасное и очень образное полотно. На переднем плане, на узорчатом деревянном ложе, спит царевна...
327 прочтений · 4 года назад
Эжен Делакруа: "Изображение цветов – борьба со временем"
Чтобы закончить писать букет до того, как он завянет, приходилось писать очень быстро... Настолько быстро, что Эжен Делакруа – ведущий живописец французской романтической школы – на время уподоблялся импрессионисту... Именно импрессионист мог творить в лёгкой, непринужденной манере... Быстрыми, но в то же время четкими мазками добиваясь совершенства. Вы только взгляните на цветы, написанные Делакруа... Вот, к примеру, эти циннии. Бутоны цветов художник изобразил ярко освещенными солнцем, а их листья и стебли оставил в тени...
785 прочтений · 4 года назад
Виктор Васнецов. Художник и его "путь к свету"
В 1885 году Виктор Васнецов предложил свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Он создал несколько композиций и фресок, однако не остановился на этом. В том же году, после путешествия по Европе и, в частности, по Италии, где художник наконец познакомился с искусством художников Возрождения, он приступил к созданию эскизов для монументального триптиха, посвящённого радости людей, вступающих в Царствие Божие. Левая и правая части триптиха носят название – "В преддверии рая", центральная часть – "Торжество ангелов"...
201 прочтение · 4 года назад
Василий Пукирев. Неравный брак
В дореволюционной России девушек, у которых не было приданого, нередко выдавали замуж по расчету – за мужчин состоятельных, но уже немолодых. В выигрыше оказывались все: и родственники выгодно просватанной невесты, и новоявленный жених. Все, кроме...самой девушки. На картине Василия Пукирева мы видим обряд венчания. В церкви собрались родственники и друзья вступающих в брак... Мужчины, пришедшие со стороны жениха, с интересом наблюдают за тем, как священник одевает на палец невесте обручальное кольцо...
97 прочтений · 4 года назад
Виктор Васнецов. Скука за карточным столом
Прежде, чем обратиться к былинно-историческому направлению, Виктор Васнецов написал несколько картин на социальные темы. И одной из таких можно считать "Преферанс". Что это – преферанс?.. Итак... Перед нами комната в старом дворянском доме и компания людей разных возрастов, собравшихся за карточным столом. Все они во фраках, кроме хозяина, сидящего во главе стола. На нем шелковый халат. Чтобы не томиться одному долгим летним вечером, он позвал гостей... Тихо в доме. Неспешно идут часы. На улице – тёплый вечер...
330 прочтений · 4 года назад
Николай Рерих. Светящаяся нить любви
Есть древняя христианская легенда, которую церковь давно признала недостоверной, апокрифической. Легенда эта – о Богоматери, спасающей человеческие души от мук ада. Николай Рерих так рассказывает ее сюжет: "Обеспокоился апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: "Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю". И сказал Господь: "Пойдем, Петр, ночным дозором". Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души...
225 прочтений · 4 года назад
Иван Айвазовский. Маринист, писавший зиму
Иван Айвазовский переехал в Петербург в 16 лет. Тогда же – шёл 1833 год – он поступил в Академию Художеств, где его сразу же определили в пейзажный класс Максима Воробьева. Учёба в холодном, продуваемом северными ветрами Петербурге, тяжело давалось уроженцу солнечной Феодосии. Иван часто болел... Как же рад он был вернуться в родной Крым, после того, как учёба была наконец завершена! И не просто завершена, а на два года раньше предполагаемого срока. Живописные успехи Ивана намного превзошли ожидания его наставников...
232 прочтения · 4 года назад
Василий Поленов. Москва дворянская, Москва старинная
В 1877 году Василий Поленов, потомственный дворянин и уроженец Санкт-Петербурга, переехал в Москву. Он был поражен патриархальным укладом города, так отличавшимся от петербургского, а также его размерами, архитектурой и... простором. Если в Санкт-Петербурге дома закрывали собой половину неба, в Москве его пронзительная синева сливалась с зеленью садов... Ничто не мешало взгляду устремляться ввысь. Ничто не мешало свободно обозревать окрестности. Такой и предстала Москва художнику – безграничной...