Статьи
16 прочтений · 1 год назад
Гужевой транспорт в рисунках Басина Я.И.
В 1799 году Басин Яков Иванович (1754-1804) издал в Губернской типографии у А.Решетникова книгу «Национальныя изображения промышленников,: Снятыя с натуры в Санктпетербурге Издана Я. Б.». Кроме всего прочего там есть 4 изображения, связанных с гужевым транспортом. Немного о Басине Я...
16 прочтений · 1 год назад
Сани на гравюрах Ормэ
На гравюрах Орме достаточно много изображений саней – транспорта экзотического для Европы. Выезд дворянской пары на санях Сани с высокой спинкой, в санях – пара (мужчина и женщина). Запятник, на котором стоит сопровождающий свидетельствует о том, что это их собственные сани, а не извозчичьи. Отсутствие номера на спине кучера - то, что это их кучер, а не наемный извозчик. Бытовые сценки с извозчичьими санями Извозчичьи сани в...
24 прочтения · 1 год назад
Кибитки на гравюрах Ормэ
Кибитка – достаточно экзотическое транспортное средство для иностранцев, поэтому оно есть на гравюрах издателя Ормэ. Летняя кибитка с курьером Летняя кибитка, запряженная тройкой лошадей. Конструкция кибитки прорисована достаточно хорошо – виден каркас из гнутых тонких досок, внутренняя обшивка. Наружное покрытие кибитки отсутствует. Зимняя кибитка с пассажирами Зимняя кибитка на санном ходу, запряженная тройкой лошадей...
21 прочтение · 1 год назад
Басня К.Пруткова, или немного о помещиках, ездивших на беговых дрожках
В середине XIX века группа авторов под псевдонимом К.Прутков писала юмористические произведения, в числе которых была и баня «Цапля и беговые дрожки». Басня коротка и я приведу её полный текст. На беговых помещик ехал дрожках. Летела цапля; он глядел. «Ах! почему такие ножки И мне Зевес не дал в удел?» А цапля тихо отвечает: «Не знаешь ты, Зевес то знает!» Пусть баснь сию прочтет всяк строгий семьянин: Коль ты татарином рожден, так будь татарин; Коль мещанином — мещанин, А дворянином — дворянин, Но...
15 прочтений · 1 год назад
Кареты в гравюрах Ормэ
Кареты почти не изображены на гравюрах - карета, достаточно редкий транспорт. В Российской Империи были строгие ограничения на кареты - в них имели право ездить только чиновники и служащие с первого по восьмой класс, обер-офицеры, именитые граждане (художники, архитекторы, ученые), купцы 1-й гильдии, иностранные гости и купцы. Все остальные, в том числе и дворяне, вынуждены были ездить в колясках. К примеру А.С.Пушкин большую часть жизни не имел права имел на собственную карету - только на коляску, и только в 1834 году обзавелся шикарной и дорогой двухместной каретой...
19 прочтений · 1 год назад
Дрожки на гравюрах издателя Ормэ
Женщина с ребенком толи на линейке (или нет?): Длинные ступицы колес говорят о деревянных осях без металлических втулок. Чеки не прорисованы, но прорисованы металлические кольца, стягивающие ступицы. Рессоры круглые, маленькие – то ли особенность конструкции, то ли ошибка художника. Имеется подножка с боковыми крыльями. Условность рисунка не позволяет оценить ширину скамьи – если это линейка, то ширина сиденья должна позволять пассажирам сидеть спина к спине с двух сторон экипажа. Двое пассажиров в дрожках Рессор не видно – то ли их нет, то ли условность рисунка...
6 прочтений · 1 год назад
Гужевой транспорт России в гравюрах издателя Орме
В 1815 году в Лондона издателем Эдвардом Орме (Edward Orme; 1775-1848) был издан альбом с 12 видами Санкт-Петребурга и 8 жанровыми сценами. По рисункам Морнея гравюры сделаны граверами Д. Х. Кларком (John Heaviside Clark; 1771–1836) и М. Дюбургом (Matthew Dubourgh 1786-1838). Гравюры раскрашены вручную акварельными красками. Гравюры вторичны и фактически являются перерисовками гравюр Дамам-Демартре, Мишель Франсуа ((Michel-Fransois Damame-Demartrais; 1763-1827). Дематре достаточно...
417 прочтений · 1 год назад
Из чего состоит телега?
Телега состоит из хода и кузова. Кузова у телег, как правило, самые примитивные, и о них будет отдельный разговор. А сегодня рассмотрим, из чего состоит ход кузова: Хода делятся на разводные (когда можно менять расстояние между передними и задними осями телеги) и неразводные. На рисунке – неразводной ход. На рисунке буквами обозначены: А – задний надосник Б – задний ход В - насад Г – передний ход На рисунке цифрами обозначены: 1 – ручница 2 - контрфорс 3 – грядки (альтернативное название – дроги,...
133 прочтения · 1 год назад
«Страдания» одного из персонажей комедии Фонвизина или о том, как матушка Екатерина чиновников скромности учила
Фонвизин Д.И. большинству известен как автор знаменитого «Недоросля». Но он автор еще ряда произведений и комедий. И в его неоконченной комедии «Добрый наставник» имеется один персонаж – Сорванцов, который говорит следующее: Сорванцов. Итак, с полутора тысячью душ принялся я за экономию: вошел в коммерцию. Стал помаленьку продавать людей на службу отечеству, стал заводить в подмосковной псовую охоту, стал покупать бегунов, чтоб сделать себе в Москве некоторую репутацию. Ямской цуг был у меня по Москве...
2 прочтения · 1 год назад
Приветствую Вас, мои немногочисленные читатели. В пятницу, 20 января я закончил серию публикация на тему "гужевой транспорт в рисунках Аткинсона" dzen.ru/...q1o В четверг, 26 января начну новую серию публикация - "гужевой транспорт в гравюрах Орме", а в понедельник, вторник, среду - пилотные статьи в трех новых рубриках на канале - "моя коллекция", "гужевой транспорт в литературе" и "технические вопросы гужевого транспорта". Первая пилотная статья - уже опубликована dzen.ru/...de2
175 прочтений · 1 год назад
Моя коллекция
Мой интерес к гужевому транспорту имеет и еще одну сторону – я занимаюсь изготовлением моделей гужевого транспорта в «автомобильном» масштабе – 1 к 43. Готовых моделей немного, в работе 9в основном «долгострой» - чуть больше. Сегодня представлю свои модели: Телега с дощатым кузовом на «крестьянском» неразводном ходу Крестьянский ход сделан по чертежам, рекомендованным для изготовления ходов силами колхозов – максимально упрощенный. Кузов спроектирован по детским воспоминаниям – днище, два борта и торцевые стенки, вся конструкция держится за счет трения, «никаких гвоздей» - как 3D-пазл...
9 прочтений · 1 год назад
Зимняя жизнь в России начала XIX века по рисункам Аткинсона
Зима в России и зима в Европе - две большие разницы. Аткинсон обращает внимание на моменты зимней жизни, экзотические для Европы – заготовку льда, перевозку воды зимой, зимнюю стрику в проруби, рынок замороженных продуктов, объединение перевозчиков грузов в обозы для массовой перевозки грузов. Грузовые сани Аткинсон пишет, что зимой в России перевозится треть от всех грузов. Стоимость транспортировки 30..35 копеек за пуд за 800 км поездку в Москву или Санк-Петербург. 50-100 лошадей объединяются в один обоз...