Статьи
26 прочтений · 2 часа назад
[New`s] Могами, 1 Месяц назад мы отметили «пример преемственности поколений», которую демонстрируют (уже давно) Морские силы самообороны Японии, когда вспоминали авианесущие корабли с названием "Кага", входящие в состав флота этой страны. И тут еще один хороший пример (девятый по счету, между прочим) - на это раз в ход пошло название "Могами". Кто же не знает этот легендарный легкий/тяжелый крейсер японского флота периода Второй мировой. Было бы странным, если бы его забыли в Японии, и там его не забыли, и это еще слабо сказано. 14 ноября 2023 года в городе Тамано (о.Хонсю) спустили на воду восьмой японский фрегат типа «Могами» - FFM8 «Юбецу». А на днях, в конце июня 2024 года, в Нагасаки прошла церемония спуска на воду девятого ФР типа «Могами», который получил название "Натори" (FFM9). Если вы помните, в годы Второй мировой в состав японского Императорского флота входило четыре корабля типа «Могами»: «Могами», «Микума», «Кумано» и «Судзуя». Из них особо эффектно «выступил» в 1942 году у Мидуэя КР «Микума», но и всем остальным тоже досталось – никто войну не пережил. И вот японцы взялись за возрождение данной серии кораблей, но в качестве многоцелевых фрегатов, так сказать поддержать традиции и «освежить» народную память. А чтобы эта «поддержка» оказалась весомой решили построить не четыре, а 12 кораблей. Нет, ранее были планы на 22 корабля, но потом количество уменьшили (правда – не надолго). И вот мы видим уже 9 боевых единиц, названия которых хорошо знакомы любителям ВМ истории: «Могами», «Кумано», «Носиро», «Микума», «Яхаги», «Агано», «Нийодо», «Юбецу» и "Натори». Из них только название «Юбецу» не ассоциируется с японским КР Второй Мировой (проект нереализованного легкого КР ПВО – не в счет). Дань памяти или случайность в том, что корабли получили названия? Не думаю. Уверен, что в том, как японцы называют свои новые корабли в честь кораблей японского Императорского флота, есть скрытый сакральный смысл. По традиции японские КР получали названия японских рек, и по некоторым данным – в Японии, имеется около 35 000 различных рек, так что если бы хотели – нашли бы имена для кораблей. Но решили обратиться к памяти прошлого. По сути такая «политика» ведет к тому, что надо готовиться к появлению в германском флоте нового «Тирпица» или «Бисмарка». Эксперты характеризуют новые японские ФР, а их уже строят лет пять (головной FFM1 «Могами» вошел в строй в 2019 году), как многофункциональные корабли, которые могут стать основой Морских сил самообороны Японии (JMSDF) и имеют возможность выполнять различные миссии. Как пишут специалисты «Военного обозрения»: «Это весьма передовые корабли, оснащенные широким спектром боевых возможностей. Фрегаты имеют футуристический внешний вид, учитывая их четкие геометрические профили, выполненные в соответствии с технологиями малозаметности». Заключенный с MHI Maritime Systems контракт предполагает поставку 12 ФР до конца 2027 года. Осталось не много до этого срока. В итоге ФР типа «Могами» заменят более старые эсминцы типа «Асагири» и эскортные ЭМ типа «Абукума», вводимые в эксплуатацию с 1988 года. ФР типа «Могами» имеют стандартное водоизмещение около 3900 т (полное - 5500 т). Для сравнения, у ЭМ типа «Асагири» водоизмещение: 3500 т стандартное и 5200 т полное; ЭМ типа «Акидзуки»: 5000 и 6800 т соответственно, а вот ЭМ типа «Майя» (название ничего не напоминает?) с системой «Иджис», имеют водоизмещение 8200 т (10250 т). Фрегаты «Могами» XXI века оснащены газовой турбиной Rolls-Royce MT30 и двумя дизелями, которые обеспечивают скорость более 30 узлов. Что касается вооружения, то это в первую очередь, 1х1 -127-мм корабельная артсистема Mk 45 и два 12,7-мм боевых модуля с ДУ. Но основную ударную мощь ФР составляют УВП на 16 ячеек Mk 41 Lockheed Martin для запуска УР «земля-воздух» Type 03 Chu-SAM MHI, ПКР MHI Type 12 корабельного базирования и система SeaRAM Raytheon – для  обороны от ПКР и небольших катеров. На радиоэлектронике и вертолете японцы тоже не стали экономить. В целом, наследники у «старичка» «Могами» получились достойные, а главное многочисленными. Еще вернемся к нему.
687 прочтений · 23 часа назад
Авария субмарины/92. Где настоящий предел глубины?
Наверное изначально, самой большой опасностью для подводного судна (погружающегося под воду) была опасность потерять возможность всплыть и быть раздавленной толщей воды. Ну это как у самолета - опасность упасть на землю после взлета, )). Да, со временем, такая опасность все же уменьшалась, по мере развития технологий и совершенствования конструкции подводных кораблей, однако она так никуда и не делась, даже для современных подводных атомоходов. Правда, со временем увеличился этот предел, за которым...
178 прочтений · 1 день назад
Смотр в Транзунде в 1866 году не ответил на все вопросы, но зафиксировал взгляды и первый опыт
Итак, продолжаем (вернее заканчиваем) обзор смотра практической броненосной эскадры Балтийского флота, которая была проведена в Транзунде морским министром по окончании кампании 1866 года. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ. Напомним, что из боевых кораблей в составе эскадры находились: броненосный фрегат «Севастополь», броне­носная батарея «Не тронь меня», двухбашенная лодка «Смерч», мониторы (башенные броненосные лодки) «Стрелец», «Едино­рог» и «Лава», винтовая канонерская лодка «Толчея». И что хотелось...
160 прочтений · 2 дня назад
[Quiz, 24/2024, итоги] Начало нашей мини-викторины было несколько сдвинуто по времени, хотя и в пределах планируемого дня, вот и подведение итогов чуть сдвинули - вдруг кто-то не успел высказать свое мнение и поделиться знаниями. Надо сказать, что повторить прошлый результат не удалось, но "два из трех" - тоже хорошо! Странно, что остался не решенным вопрос который был почти очевидным, даже фотография на это намекала, )). Чуть-чуть. Но что есть то и есть! Итак, необходимо подвести итоги и зафиксировать результаты. Что мы и делаем. Вопрос 1: 3 июня 1916 года из Блайта (Нортумберленд) в море вышла подводная лодка G-10. Полученная от Джеллико задача была необычной, следовало: "... найти и потопить торпедой, артиллерией или подрывным зарядом обломок линейного крейсера "Инвинсибл", находящийся в определенной точке...., если он еще остался над водой, чтобы исключить риск попадания секретных документов в руки противника". По прибытии в точку гибели "Инвинсибла" подводная лодка не нашла обломка крейсера, видимо он затонул во время шторма. Кстати, на фотографии № 1 викторины - подводная лодка G-4, однотипная с G-10. Вопрос 2: Граф Рудольф Монтекукколи дели Эрри - австро-венгерский военно-морской деятель, командующий Императорским и Королевским Военно-морским флотом Австро-Венгрии в 1904-1913 годах, адмирал. Итальянский легкий крейсер «Раймондо Монтекукколи» - назван в честь известного генералиссимуса Римской империи итальянского происхождения. Отличия у этого адмирала и этого корабля - в имени человека при одинаковой фамилии Вопрос 3: Речь идет о капитане 1 ранга Николае Викторовиче Юнге и капитан-лейтенанте Цунэакиро Номото (Иван Иванович Номото), который был японским военно-морским агентом в России до 1896 года. "Встретились" эти два человека после Цусимского боя, когда командир эскадренного броненосца "Орел" Н.В.Юнг был смертельно ранен и, в таком положении попав в плен, оказался в лазарете на броненосце "Асахи", которым командовал Ц.Номото. Н.В.Юнг умер от ран 16 мая 1905 года и был погребен в море, церемонию проводил Номото. Три корабля - пароход "Славянка", где до войны встречались офицеры, эскадренные броненосцы "Орел", "Асахи". Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно! Фотографии: № 1 - Граф Рудольф Монтекукколи № 2 - похороны Н.В.Юнга
109 прочтений · 3 дня назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 22 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-18.От Цусимы до Рагузы. Козырь И.В. - СПб.: ИПК "Гангут", 2011. Очередная книга серии "Помни войну", на этот раз - о судьбе мичмана А.Д.Бубнова. Особенность книги в том, что здесь мы имеем не дневник молодого офицера, пережившего Цусиму (на тот момент молодой), а библиографический очерк о судьбе Александра Дмитриевича Бубнова. Он, вахтенный начальник, командовал кормовой правой шестидюймовой башней броненосца "Орел", прошел цусимский бой, был дважды ранен, попал в плен вместе с экипажем броненосца. Сразу надо сказать, что книга охватывает не только цусимско- японский период жизни офицера, но его последующую деятельность. Дослужил до звания контр-адмирал, в годы Первой мировой занимал должность Военно-морского управления в штабе Верховного главнокомандующего, а после революции эмигрировал и принял участие в создании ВМС Югославии. Так что этот очерк достаточно подробно охватывает жизнь и деятельность русского офицера. В книге есть несколько приложений, из которых наибольшую ценность представляет текст диссертации А.Д.Бубнова, которую он написал в период, когда был штатным преподавателем Морской Академии в России перед ПМВ. 2-15. Морские сражения русско-японской войны 1904-1905. Балакин.С.- Спецвыпуск № 2/2004. приложение к журналу "Моделист конструктор". Перед нами иллюстрированный очерк по истории русско-японской войны на море, судя по всему - выпуск посвящался 100 летию начала войны, вполне обоснованно. Известный автор взял на себя не простой труд в кратком формате с большим количеством фотографий и иллюстраций лаконично представить наиболее яркие страницы этой трагичной войны. Затронув и подготовительный период, и внезапное нападение, и боевые действия миноносцев, и гибель "Петропавловска", и бой у Шантунга и т.д. Представленный текстовый материал подчеркнут разнообразным "фоторядом". Следует добавить, что схемы кораблей, которые включены в книгу принадлежат и автору текста - Сергей Балакин не просто писатель, но и отличный чертежник! Да, специалиста по истории РЯВ книга не удивит, но она чертовски привлекательная для знакомства с этим периодом. Я двадцать лет назад не устоял - купил, )) И не жалею. 3-16.Эскадренный броненосец "Сисой Великий". Богданов М.А. - СПб.: ЛеКо, 2004, "Стапель"-№1/2004. Первый выпуск серии, которая также была начата 20 лет назад, в 2004 году - Серия "Стапель". По сути книги этой серии стали определенным "противовесом" книгам серии БКМ. Как мне кажется издатели, решили потеснить БКМ на книжном рынке и предложили читателям книги примерно той же концепции, но в другом оформлении - более качественном, на мелованной (или просто белой и плотной) бумаге, с обилием фотографий и главное схем. Можно подчеркнуть, что по количеству именно схем данная серия обошла БКМ. Может и название серии - "Стапель", указывает на определенную категорию читателей - моделистов. Не знаю. Конкретно эта книга посвящена броненосцу, который не часто вспоминают наши исследователи, историки и эксперты. Возможно все дело в его качестве постройки, которая вызывала серьезные нарекания у специалистов и моряков. В тоже время, концептуально очень перспективный корабль, "русский стандартный броненосец", причем без башен с 152-мм орудиями. Еще один тип корабля, по моему скромному мнению, который следовало стоить крупной серией для БФ и ЧФ, и конечно для Дальнего Востока. Возможно, за счет серийности и качество работ подняли бы выше, чтобы не было стыдно перед "союзниками". Но даже со всеми недостатками, пережив взрыв в кормовой башне ГК это броненосец активно участвовал в походах и маневрах. Дошел до Цусимского пролива и там принял свой последний бой, после которого был затоплен не далеко от о.Цусима. Структурно мы видим книгу, построенную по схеме: проектирование - постройка - служба, посвященную судьбе одного корабля.
801 прочтение · 3 дня назад
Ютланд: Когда адмиралу виднее, чем уоррент-офицеру/Часть 3. "Использование опасных методов обращения с кордитом было быстро забыто"
Готовясь к генеральному сражению с немецким флотом британский Королевский флот, во-первых, постарался увеличить количество снарядов и зарядов, которые могли быть загружены в боевые погреба своих линкоров и линейны крейсеров, а во-вторых, увеличить скорость стрельбы ордуий главного калибра до максимального темпа. Но как показали последующие события - до хорошего такие "инновации" не довели британцев. Именно об этом в своем исследовании рассказал Николас А.Ламберт на страницах журнала "The Journal of Military History" в 1998 году, читать ЗДЕСЬ, и ТУТ ВОТ...
176 прочтений · 4 дня назад
[Memory] РПКСН ТК-208 "Дмитрий Донской" Сразу хочу предупредить никто никого не заставляет, и ничего не требует, и если что то не нравится - просто пройдите мимо. Примерно полгода назад группа товарищей озаботилась вопросом сохранения в качестве музея корпуса ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской", одного из ракетоносцев проекта 941 "Акула". Петиция в поддержку этого предложения была размещена на сайте Change.org. Все желающие ее могут найти там и сейчас. Все недостатки такого подхода мне известны, сразу хочу это уточнить - но это не моя инициатива, я по мере сил и возможностей просто информирую и освещаю события данного процесса. Мне самому стало интересен весь ход этой борьбы, правда сам я не имею возможностью заниматься этой проблемой на "первых ролях". Да это и не требуется - такие люди уже есть и я им просто помогаю. Они даже озаботились проведением музейной экспертизы, оказывается и такая нужна, (. Последний раз вы поднимали данный вопрос в свете возможности презентации данного проекта на Петербургском международном экономическом форуме и финансирования мероприятий по сохранению подводной лодки на условиях краундфандинга. Последняя новость, которая была 20 июня 2024 года, сообщение интернет-ресурсов о том, что РПКСН «Дмитрий Донской» могут переоборудовать в современный интерактивный музейный центр. Отмечается, что: "...музей на базе крейсера станет первый проектом такого огромного масштаба. Предполагается, что выставлять будут современные типы вооружения. Крейсер станет и памятником героизму российского флота, и точкой притяжения туристов....". Не знаю насколько эта информация достоверна, но надежда лучше чем ничего. Даже добавить нечего, с одной стороны, с другой - это пример того, как новость распространяется по блогосфере. Надеемся это не просто хайп для привлечения подписчиков к ресурсам и "телегам". Пока еще ракетоносец находится в Северодвинске и критичных действий относительно его судьбы не проводилось. В свою очередь автор инициативы подготовил и отправил письмо в адрес нового Министра обороны, Белоусова А.Р., с кратким проектом и сопроводительным письмом. Повторюсь - ситуация в стране не простая, что показывает и события в Севастополе, и в Дагестане, и на внешнеполитическом фронте, и события в самом обществе. Но сравнивая объемы хищений, которые удавались отдельным личностям, начинаешь задумываться, что сумма в несколько миллиардов рублей, которая требуется для сохранение ракетоносца в качестве музея не такая уж и запредельная для отдельных должностных лиц из Министерства обороны. Приношу извинения за "политоту" Просто очень хочется сохранить уникальный корабль. P.S. И да, если кто-то раньше не видел этой информации и хочет поучаствовать в подписании петиции - ее легко найти на указанном сайте по запросу "Дмитрий Донской". И если не будет сложно - укажите в комментах под каким номеров прошла ваша подпись. Это не для контроля, это не для раскрытия вашего "инкогнито" - просто для понимания нашей с вами активности. С уважением. Спасибо.
191 прочтение · 5 дней назад
[Memory] 16 декабря 1914 года эскадра крейсеров адмирала Хиппера ("Зейдлиц", "Мольтке", Фон дер Танн, "Дерфлингер", Блюхер") обстреляли британские прибрежные города - Скарборо, Хартлпул, Уитби. По официальной версии, общие потери британцев составили 106 убитых и более 524 человек раненых, среди убитых - 15 детей. И после этой операции германские линейный крейсера в Англии получили кличку "детоубийцы". Думаю, вполне справедливо, но .... А как же другое? -Британский флот с 2 по 5 сентября 1807 года осуществил жестокий артиллерийский обстрел Копенгагена - столицы нейтрального государства, причем ночью (видимо чтобы лучше видеть цель и "не нанести вреда гражданской инфраструктуре", (( ): 5000 залпов в первую ночь, 2000 залпов во вторую ночь и 7000 - в третью. В городе вспыхнули пожары, при этом погибло не менее 2000 гражданских жителей, было разрушено каждое третье здание. Однако никакого позорного прозвища британский флот не получил - приняли как должное!? -За два месяца до окончания Второй мировой войны, 13-15 февраля 1945 года англо-американская авиация провела серию бомбардировок города Дрезден - около четверти промышленных предприятий города и около половины остальных зданий (городская инфраструктура и жилые дома) было уничтожено или серьёзно повреждено. По современным немецким данным общее количество погибших от 18 до 25 тысяч человек. -10 марта 1945 года американские ВВС провели авианалёт (334 стратегических бомбардировщика В-29) на японский Токио. Каждый из бомбардировщиков сбросил несколько тонн зажигательных бомб и напалма. В результате сплошных пожаров в жилых кварталах, застроенных деревянными зданиями, образовался огненный шторм, что привёло к массовой гибели людей. Эта бомбардировка под кодовым названием «Операция Дом собраний» считалась самой смертоносной неядерной бомбардировке в истории человечества. По открытым данным - 41 кв.км центра Токио были разрушены, четверть города сгорела дотла, погибли около 100 000 мирных жителей погибли (не менее 80000 - по большинству источников) Почему в первом случае - кто-то "детоубийцы", а во всех остальных - национальные герои уж точно и "воины добра и света" в перспективе? 23 июня 2024 года, в день Святой Троицы, одна из пяти американских управляемых ракет с кассетной боевой частью разорвалась на пляже Севастополя! Среди погибших - дети, количество пострадавших - более полутора сотен, в том числе около тридцати детей. Вполне цивилизованно, по европейски? Никто не будет кричать про "Детоубийц"? Нет, ? Не правильно все это Скорбим, сочувствуем, переживаем Вечная память Проверим, как отреагирует Дзен, ( 1-Картина "Пожар в Копенгагене" 2-Разрушенный Дрезден. Фото из немецких архивов, 1945 год 3-Токио 10 марта 1945 года
692 прочтения · 5 дней назад
«Акаста» и «Ардент» – что такое долг эсминца /Часть 1. Когда надо торпеды держать до последнего?
Не так давно, мы делали краткую заметку в годовщину тяжелых потерь, которые понес британский флот исключительно по причине человеческого фактора (по одной из версий) и отсутствия "правильных коммуникаций", как сейчас бы сказали. Предлагаем более подробное изложение событий. Для каждого боевого корабля судьба отмеряет свой определённый срок и жизненный путь: кого-то ждёт долгая и славная боевая судьба с участием в сражениях и исторических событиях; кому-то уготована «тихая и спокойная» повседневная, монотонная, но не менее важная боевая служба...
134 прочтения · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №154
Продолжаем рубрику, которая практически завершена. Цель рубрики - уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны и изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) - подводные лодки, которые после подписания перемирия в войне передавались странам -победительницам (и не только). В основе - справочник Шишова А.А.(1996 г), потери в корабельном составе кайзеровского флота представлены в хронологическом порядке...
129 прочтений · 6 дней назад
[Quiz, 24/2024] Да, летнее время очень напряженное в плане различных задач, но традиции есть традиции - и "матч должен состояться в любую погоду" - и викторина все равно будет, пусть и начнется чуть позже, )). Приношу извинения за задержку у постоянных участников. Выходной день - день мини-викторины!, ))) Вопросы не сложные, но думаю, что интересные. Вопрос 1: В ходе истории подводных войн подводные лодки противоборствующих сторон получали самые разные по сложности и необычности боевые задачи. Но уверен, что вы согласитесь, что британская подводная лодка, которая вышла в боевой поход в первых числах июня 1916 года действительно получила боевую задачу, которую до нее никто никогда не получал. Забегая вперед отметим - выполнить боевую задачу ей не удалось. Вопрос - в чем заключалась эта необычная боевая задача и почему она оказалась не выполненной. Вопрос 2: Так случилось, что флот этой страны в ХХ веке возглавил адмирал, который приложил максимум усилий для того чтобы подготовить свои ВМС к противостоянию с флотом своего давнего "заклятого" соседа. В тоже время через десяток лет в той самой стране, к войне к которой готовил свой флот адмирал, появляется современный боевой корабль, носящий имя "почти" того самого адмирала. Именно так могло бы показаться человеку, который не глубоко разбирается в военно-морской истории. Так в чем суть такой коллизии? Что этот за таинственный адмирал и что это за корабль с "похожим наименованием"? Вопрос 3. Так сложилось, что эти два морских офицера были дружны, и один из них даже частенько навещал своего друга на его судне. Но волей судьбы им пришлось вступить в жестокий бой. Правда "встретиться" им все же довелось, после боя. Но уже в трагической обстановке, когда один из них оказался смертельно раненным и в плену, а второму пришлось похоронить своего старого знакомого в море со всеми почестями. Назовите этих двух друзей и корабли, три корабля, которые их связали. Такие вот вопросы, думаю они не простые, но я уверен в наших читателях. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду (скорее всего - в четверг).
88 прочтений · 6 дней назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 21 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-17.На крейсере "Россия". Г.Колоколов - СПб.: Цитадель, 1997 г. Необычная по формату и содержанию книга, причем, так сказать - "из первой войны" изданий про русско-японскую войну постсоветского периода. Издана в 1997 году в издательстве "Цитадель" - "Малая серия" (думаю так назвали из-за небольшого формата). Здесь малый не только формат, но и объем - но по сути книжка довольно насыщенная событиями. Перед нами не сколько книга, с развернутыми описаниями, пояснениями и дополнениями как дневниковые записи вахтенного офицера лейтенанта Г.Колоколова. В начале так и написано - "На крейсере "Россия" (Из дневника). По сути - это очерк, длинный рассказ, потому что охватывает события почти за полгода, которые произошли с авторов, но если первые дни имеют короткое описание, то последующие - все увеличивающиеся в объеме. И кульминация - бой 1 августа в Корейском проливе и возвращение крейсеров во Владивосток. Здесь можно найти и описание будней в годы войны, и первые походы и действия на коммуникациях у берегов Японии. И конечно бой Владивостокского отряда с японскими крейсерами и гибель "Рюрика". Но что следует подчеркнуть - описание практически не выходит за рамки того, что видел человек сам, тем более находящийся в том бою в батарее скорострельных орудий. Складывается впечатление, что перед нами описание как бы "из глаз" (помните, как в компьютерной игре, от "первого лица"). Что вижу - о том и пишу. Поэтому в книге нет описания действий эскадр, кораблей, замыслов - есть то, что мог увидеть офицер со своей вахты или боевого поста. Интересны результаты крейсерства кораблей, подробности захвата кораблей. Есть и огрехи - например "Такасаго" назван "броненосцем 3-го класса"? Но читать интересно, эмоционально, много впечатлений и чувств человека. 2-14.Оборона Порт-Артура. Подземное противоборство. Виниченко М. - ООО "Экспринт", 2006. Еще одна книга из небольшой серии книг под названием "Серия "Фонд военного искусства". Недолго серия издавалась, в начале XXI века, есть подобная про оборону Севастополя в Крымскую войну, кстати того же автора. Видимо автор решил продолжить и осветил данный вопрос применительно к Порт-Артуру. По сути краткий очерк обороны крепости с акцентом на подземную (минную) войну. При этом частично рассматриваются вопросы инженерного оборудования позиций русских войск и осадные действия японцев. Достаточно интересно, так как аспекты минной войны затрагивал еще Степанов в своем "Порт-Артуре", а здесь как раз дается более - менее подробный обзор происходящего. В целом - прочитать и изучить лишним не будет. Всего 40 страниц, но на них разместились и планы/чертежи некоторых укреплений, и фотографии не самые известные прикладываются. 3-15. Крейсер "Аскольд". В.Крестьянинов, С.Молодцов -Морская коллекция - 1(7)/1996. Крейсер "Аскольд" мы уже представляли, причем как раз монографию этих двух авторов. Но там все же были издания 1993 и 2003 годов, а здесь что то - промежуточное. Так сказать - журнальный вариант, судя по всему, из книжки 1993 года сделали мини-версию для "Морской коллекции". Кстати, книга 1993 года этих же авторов есть в списке библиографии к этому выпуску. По существу - все что необходимо знать про этот крейсер в этом варианте есть. Кратко, лаконично, по существу представлен процесс проектирования, постройки, устройства и боевой службы. Как раз достаточно чтобы заинтересовать читателя. И можно поблагодарить издателей МК, что они не забыли легендарный крейсер, когда выбирали темы для своих выпусков- про "Варяг" они тоже написали, но значительно позже. Так что, если кто-то имеет хотя бы одно из рассмотренных изданий - две книги и один журнал, про крейсер "Аскольд", то можно считать, что он точно обладает минимум знаний по этому кораблю. Ну а дальше - другие издания, правда уже там придется "выбирать" из описания событий то, что касается этого пятитрубного красавца.
Видео