Статьи
96 прочтений · 15 часов назад
[Holiday] Друзья, неделю назад мы праздновали замечательный праздник, поздравляли моряков с Днем ВМФ России! И не только моряков - но и тех, кто увлечен историей флота и всем что с ним связано! Надеюсь каждый из вас смог окунуться в этот праздник, улучшил свое настроение, поздравил друзей, получил поздравления и подарки. Как уже говорилось, мы не имеем возможности подарить подарки всем нашим читателям, но могли отдельно отметить тех, кто играет в игру "Мир кораблей". Поэтому среди этих читателей-игроков мы, как и обещали провели розыгрыш. Причем учитывая, что участников было немного, мы решили вручить подарки всем, кто отметился под нашими праздничными постами на всех трех площадках (Форума, ВКонтакте, ДЗЕН), собрав их в общий список. И устроили не розыгрыш среди игроков-читателей, а розыгрыш среди трех типов призов. Получилось, что каждое поздравление - это один бонус-код на игровое имущество в "Мире кораблей". Поэтому если вы отметились везде, то получите аж 3 бонус-кода. А вот каких - на все воля рандома. Получилось так: 1-15 место в списке: БК на премиум-контейнер "Picardie" 16-33 место в списке: БК на контейнер контрибьютора 34-52 место в списке: БК на камо и бонусы Список участников, они же - победители - ниже, )) С праздником! P.S. Рассылка призов через ЛС на форуме игры, так что не забудьте зайти и забрать подарки. Да, есть вероятность, что если вы выиграете, например, 3 БК на КК, а лимит у них 2 активации, или вы уже активировали БК из этой серии, получив его от другого контрибьютора - в этом случае активировать его на свой аккаунт не получится. Но вы всегда можете поделиться им с другом. Сори за неудобство!
1,1K прочтений · 16 часов назад
Легкий крейсер против броненосца. 2. Огневой контакт: "Ламоттт-Пике"/"Тонбури" - кто кого.
Продолжаем знакомиться (вспоминать) противостояние двух государств на краю мира, причем в тот самый момент, когда на Европейском континенте разгорелся пожар большой мировой войны. А между тем, где -то на Дальнем Востоке возник очаг напряженности и "потушить" его решили корабельными орудиями. Начало - читать ЗДЕСЬ. ....Французская эскадра по главе с легким крейсером "Ламотт-Пике" утром 17 января 1941 года подошли к острову Ко-Чанг с юго-запада в готовности нанести внезапный удар по находящимся в том районе кораблям Таиланда...
78 прочтений · 1 день назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №158
Продолжаем рубрику, цель которой в том, чтобы уточнить потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны и изучить особенностей гибели боевых единиц (и не только ФОМ). В данный период (конец ноября 1918 года) большинство погибших боевых единиц (уже вышедших из состава германского флота) -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам Антанты (и не только). В данной публикации - временные трофеи германского флота. В основе материала - справочник Шишова А.А.(1996 год), немецкие потери представлены в хронологическом порядке, а не по классам или типам...
137 прочтений · 1 день назад
[Quiz, 30/2024] Праздник в честь Дня ВМФ России можно считать что прошел, но мы чуть продлим праздничное настроение и используем это значимое мероприятие за счет проведения тематической викторины. Все вопросы будут касаться истории русского флота и его славных подвигов Надеюсь, что вопросы окажутся не сложными, так как мы уверены в знаниях наших читателей! Итак, попробуем проверить свою память или интеллект - каждому своё. Вопрос 1: При создании облика русского крейсера к концу 19 века был получен проект крейсера-"шеститысячника", который должен был играть роль разведчика при эскадре (одна из его задач). Основываясь на этих взглядах в составе русского флота появились и "Варяг", и "Аскольд", и "богатыри". Но вопрос будет немного о другом. В 1895 году был проведен опрос среди флагманов и командиров кораблей русской эскадры в Чифу. Предлагалось, из различных классов кораблей составить типовой перечень морских сил, которые могут быть включены в предстоящую судостроительную программу 1895 года. Почти все участники опроса составили сбалансированный состав будущих морских сил. В состав сил были включены и броненосцы, и броненосные крейсера, и крейсера малого водоизмещения (до 4000 т). Но большинство участников ПРОИГНОРИРОВАЛИ крейсера водоизмещением 6000 т! И только один единственный человек включил "шеститысячники" в состав "своей эскадры". Назовите этого человека. Вопрос 2: После боя в Чемульпо в России было выпущено большое количество открыток с изображением крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Они издавались разными сериями, разными издательствами, да и кстати - не только в годы и после войны, но и до нее! В чем была особенность открытки № 39 под названием "Варяг", изданной в серии "Владивосток" фототипией "Шерер, Набгольц и Ко"? Вопрос 3: Во время героического боя "Рюрика" 1 августа 1904 года в Корейском проливе в боевой рубке крейсера находились командир корабля капитан 1 ранга Е.А.Трусов, старший офицер капитан 2 ранга Н.Н.Хлодовский (встречается -Холодовский, Хлодковский), младший артиллерийский офицер лейтенант Иванов 13-й и старший штурманский офицер капитан М.С.Салов. Как известно, после ранения командира крейсера, гибели Хлодовского командование "Рюриком" принял старший минный офицер лейтенант Н.И.Зенилов, а после его ранения - лейтенант Иванов 13-й. Вопрос - почему (по какой причине) командование кораблем не принял капитан Салов, ведь будучи капитаном, он был старше по званию и Зенилова и Иванова. Такие вот вопросы! Посвящаются памяти крейсера "Рюрик" и его экипажу.
93 прочтения · 1 день назад
[Library]"РЯВ на книжной полке",29 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. Но сегодня выбор был уже сделан в честь памяти сражения 1 августа 1904 года в Корейском проливе. 2-22.Потомки последних корсаров. Самченко С., Юлин Б. - М., Агентство "Кречет", 1995. Достаточно интересный, а для 1995 года - откровенный и очень познавательный разбор легендарного боя в Корейском проливе 1 августа 1904 года. Авторы рассматривают предпосылки случившегося, отмечая как сам факт постройки русских крейсеров-рейдеров, так и в целом подготовку к войне русского флота. В тоже время авторы рассматривают отдельные аспекты, которые часто в популярной литературе представляются довольно однотипно, я бы сказал шаблонно, это касается и сравнения русских и японских снарядов, и ТТХ крейсеров и т.д. Также достаточно подробно представлены и боевые действия русских крейсеров и сам бой, в котором погиб "Рюрик", а "Россия" и "Громобой" были вынуждены уйти. В качестве дополнения - представлены воспоминания выжившего священника с "Рюрика" - иеромонаха отца Алексия. Отдельно стоит обратить внимание на отдельную главу, которая представляет собой разбор маневрирования крейсеров русского и японского отрядов в бою, с приложением схем боя и "вероятных видов" со стороны японцев на русские крейсера. Авторы пытаются обосновать то маневрирование о котором писал Иессен, и предложить иные варианты, которые могли бы быть (или были). В принципе достаточно интересно, особенно для 1995 года! 3-22. Крейсер 1 ранга "Рюрикъ" (1888-1904 гг.). Пахомов Н., СПб, 2014. Книга вышла десять лет назад в серии БКМ (издатель Муниров). Интересно посвящение - автор посвятил книгу и 110-летию подвига крейсера "Рюрик", а также отдельно посвятил "Учителю и наставнику, основоположнику истории кораблестроения Рафаилу Михайловичу Мельникову". Вот так то! С автором можно полностью согласиться, еще десяток лет назад про "Рюрик" много не писали, и еще меньше издавали. Как пишет сам Н.Пахомов - была только книга В.Е.Егорьева (1939 года) и книга Р.М.Мельникова (она уже есть на обзоре). И вот предлагаемая монография. По структуре - обычная книга серии: проектирование и постройка, устройство, ремонты и модернизации, служба до войны. боевые действия и гибель. Все кратко, лаконично, но емко и понятно. Интересные приложения - в частности список личного состава крейсера с указанием не только ФИО, но места призыва матросов, их семейного положения, судьба после боя. Фотографий в достаточном количестве. Автор посвятил Мельникову достойный и хороший свой труд. Представляю как сложно было Пахомову после Мельникова рассказать что-то новое про этот крейсер! 3-23. Крейсер 1 ранга "Громобой" (1895-1922 гг.). Несоленый С., СПб., 2012. Еще одна книга серии, и от того же издателя, правда изданная на пару лет раньше чем предыдущая книга. Сразу скажу что про "Громобой" до этой монографии книг не встречал, а его упоминание и подробности устройства и службы можно было также узнать только по книгам В.Е.Егорьева и Р.М.Мельникова, и по одной статье в журнале "Судостроение". Так что монография вполне к месту, и ее можно считать редкостью. Структурно - перед нами обыкновенная книга серии БКМ (Истфлот): проектирование и постройка, служба на Тихом океане, служба на Балтике. Все начинается с эволюции броненосного КР в России, не забыли про "британский ответ", и про всю троицу: "Рюрик"-"Россия"-"Громобой". Материал представлен кратко, лаконично, но связно и вполне понятно. Крейсер достоин внимания читателей и потомков. Наибольший объем материала - именно по службе крейсера на Тихом океане, в том числе и в годы войны с Японией (почти 40% объема книги). Можно отметить, что часть материала была включена в книгу, которую мы накануне "разбирали" в рубрике "Новинки..." , от того же автора. Фотографии также имеются, правда по тексту - низкого качества, особенно те, которые касаются офицеров и матросов крейсера, а вот фотоврезка - уже получше. Список источников - достаточно велик, автор проделал большую работу!
221 прочтение · 2 дня назад
Как субмарины "оси" вызвали китайский бунт, но не бессмысленный, и не беспощадный
История боевых действий на море знает много различных случаев, и трагичных, и комичных, и тех которые изменяли ход истории, и такие, которые никак не влияли на последующие события. Бывало и так, что мелкая проблема начинала существенно влиять, создавая косвенные причины. К какой категории отнести предлагаемую историю - решать вам, дорогие читатели. История боевых действий на море знает много различных случаев, и трагичных, и комичных, и тех которые изменяли ход истории, и такие, которые никак не влияли на последующие события...
170 прочтений · 3 дня назад
[Memory] Сражение 1 августа 1904 года в Корейском проливе памятно не только героизмом экипажа крейсера "Рюрик", но в очередной раз показало, что использование кораблей, предназначенных для одних задач (рейдерство) для решения других (эскадренный бой) -ведет к тяжелым потерям. Ютланд подтвердил это. Но был подтвержден и очевидный вывод: "броня это хорошо"! "Рюрик" погиб, "Россия" получила серьезные повреждения. А «Громобой» во время боя получил примерно столько же попаданий, но т.к. был лучше бронирован - получил меньшие повреждения. Почти все орудия главного и среднего калибра на КР были к концу боя исправны, не было отмечено никаких повреждений в котлах и машинах, КР сохранил ход. После боя на запрос с флагмана «какой можете дать ход» с «Громобоя» лаконично ответили «какой угодно». Все его торпедные аппараты, в отличии от «России» они были подводные, оказались целыми. В небронированных частях корпуса было 28 больших пробоин, в том числе шесть у ватерлинии. Подводных пробоин (как и на «России») не было ни одной. Повреждения артиллерии, согласно РГА ВМФ, были следующие: у правой носовой 8-дюймовки отбита часть тела, но орудие и после этого продолжало вести огонь, кормовая левая 8-дюймовка повреждена осколками снаряда, у трех 6-дюйм.орудий поврежден подъемный механизм. Из мелкой артиллерии были подбиты 6 75-мм и 2 47-мм орудия. Еще одно 47-мм орудие было снесено снарядом за борт, повреждены все 8 37-мм орудий боевого марса фок-мачты. При этом важно -броня КР ни разу не была пробита, только одна 6-дюймовая гарвеированная броневая плита была серьезно повреждена: 8-дюйм.снаряд попал в ее верхний угол, в плите образовалась трещина, а ее правая кромка вдавилась внутрь на 8 дюймов. Снаряд попал в плиту с расстояния около 40 кбт, и попал в то место, где против стыка не было шпангоута. Этим последним и объясняется серьезное повреждение плиты. А вот потери в личном составе на «Громобое» оказались существенно выше, чем на «России» (убито – 1 офицер и 46 нижних чина, ранено – 9 оф. и 156 матросов): убито – 4 оф. и 94 матроса, ранено – 6 оф. и 166 нижних чина. Приходится признать, что столь большие потери были вызваны «организационными причинами»: прислугу малокалиберной артиллерии не убрали с верхней палубы, как это было сделано на «России». Как пишет Егорьев В.Е.: «Это привело к тому, что из общего числа убитых (около 90 человек) на «Громобое» около 80% жертв пришлось на людей, размещенных по боевой тревоге на верхней палубе, полубаке, мостике и боевом марсе, и только 20% - в подпалубных помещениях. Особенно показательно, что у орудийного расчета 12- 152-мм орудий батарейной палубы, расположенных в бронированных казематах, убит лишь один и ранено только 11 человек». «Громобой» выпустил почти в два раза больше 6-дюйм.снарядов, чем «Россия» (948 против 551) как раз потому, что почти вся его 6-дюйм.артиллерия до конца боя была в исправности и в три раза больше 75-мм снарядов (1054 против 372) – не только потому, что имел больше 75-мм орудий, но и потому, что прислуга этих орудий, все время находясь по боевому расписанию у своих пушек, а не во внутренних помещениях (как на «России»), чаще открывала огонь по противнику, хотя и «выкашивалась» вражеским огнем. Вопрос – насколько этот огонь был действенным остается открытым. В целом «Громобой» в этом бою, благодаря более совершенному бронированию и в том числе лучшей защите артиллерии показал гораздо более высокую боевую устойчивость чем «Россия». До самого конца боя КР уверенно противостоял граду сыпавшихся на него снарядов и вел интенсивный огонь. Как отмечал К.П.Иессен (мат.РГА ВМФ): «…я вполне уверен, что будь на месте «Громобоя» такой же КР, как «Россия», обоих их постигла бы та же участь, что и «Рюрика». Наоборот, будь на в этом бою вместо «России» другой «Громобой» неприятелю был бы нанесен несравненно больший вред. Действительно, для боя с современными броненосными крейсерами годны лишь броненосные КР отнюдь не слабее «Баяна» и «Громобоя»; «Россия», а тем более «Рюрик» уже слишком слабые суда». Что сказать – запоздалая оценка, запоздалое прозрение. Но главное вывод был сделаны.
247 прочтений · 3 дня назад
Новинки на книжных прилавках: "Японские броненосные крейсера в русско-японской войне 1904-1905"
Традиционно "относительно" новая книга, «традиционно» потому что книгу купил больше года назад и она ждала своей очереди больше полутора лет после издания и ее покупки. Издательство "шпампует" такие книги с завидной регулярностью, вернее – «штамповала», потому что в последние 2-3 месяца новых предложение от группы ЭКСМО-Яуза не было. По крайней мере я не видел в «Лабиринте». Причины разные могут быть, от банальных денег на издание, до более серьезных – отсутствия стоящих авторов и стоящих произведений...
138 прочтений · 4 дня назад
[Quiz, 29/2024, итоги] С Днем ВМФ России, уважаемые друзья! Праздники всегда хорошо, правда они заканчиваются, но остаются приятные воспоминания и впечатления, настроение и память. Вот так и наши мини-викторины, они "про память". Подведем итоги праздничного состязания, когда были предложены три традиционных вопроса, правда только по одному были получены ответы правильные! Но это не страшно - в день ВМФ были и более важные вопросы, мы же понимаем. Но теперь следует все же назвать и правильные варианты, хотя лучше сказать - "задуманные варианты", так как по второму вопросу могло быть несколько - "военно-морской юмор" он такой, )). Итак, начинаем. Ответ на вопрос 1: Действительно, на пятисотке, возможно, есть большое количество "особенностей", но вопрос предполагал самую явную, а именно - парусник, который стоит у причала. Дело в том, что этот корабль не имеет никакого отношения ни к Архангельску, ни к российскому флоту, ни к России. Это аргентинский парусник (по классификации ВМС Аргентины - фрегат) "Либертад", который никогда не был в Архангельске, и никогда не заходил в российские воды. Главный художник Госзнака при создании "картинки" использовал первый попавшийся красивый парусный корабль, который нашел, когда потребовалось заменить первый неудачный вариант корабля. Ответ на вопрос 2: Бесспорно, флотских фразеологизмов не мало, и возможно у наших читателей есть свой набор. Но, по воспоминаниям ветеранов, подводнику, допустившему оплошность, как правило, по неопытности или невнимательности могли сказать: "ПОДВОДНИК, НЕ ВОДИ РТОМ", ))). Ответ на вопрос 3: По воспоминаниям ветеранов-подводников в начале 60-х годов прошлого века чтобы добраться в Западную Лицу нужно было воспользоваться теплоходом "Кировобад" (он же доставлял туда и продукты и прочее). Этот теплоход получил и гордо носил прозвище "Санта-Мария". Вспоминайте, может кто пользовался услугами такого судна! Вот как то так, )) Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. И с Днем ВМФ.
239 прочтений · 5 дней назад
[Memory] Сегодня памятное 1 августа -я уже говорил про несколько дат, которые запомнил с детства, и продолжаю ими пользоваться, да простят меня современные читатели и поклонники порядка во всем, в том числе и в датах нового/старого стиля. Но если люди воевали в одну дату, то почему через 13 лет они должны менять ее - это тоже самое как менять дату своего рождения, а ведь речь идет о смерти, смерти более двухсот человек (еще более 300 было ранено) и гибели броненосного крейсера "Рюрик". Человеческая память странная штука, как отношение государства к памяти и подвигам своих воинов. Большинство знает про "Варяг", причем много, но количество людей, которые слышали и знаю о неравном бое крейсера "Рюрик" гораздо меньше. Согласно донесения последнего командира крейсера лейтенанта Иванова-Тринадцатого: "Находясь в составе отряда крейсеров под флагом к.-адмирала Иессена, 1 августа, в четыре с половиной часа утра, встретили неприятельскую эскадру в числе 4-х броненосных крейсеров, с которыми вступили в бой. При повороте колонн неприятель преимущественно сосредоточивал огонь на нас. Приблизительно в восьмом часу утра неприятельским снарядом был поврежден руль, который остался положенным "лево на борт". Так как подводной пробоиной затопило румпельное и рулевое отделение, и одновременно с этим была перебита вся рулевая проводка, то управляться машинами, вследствие положения руля, было крайне затруднительно и крейсер не мог следовать сигналу Адмирала идти полным ходом за уходящими крейсерами "Россией" и "Громобоем", ведущим бой с четырьмя броненосными крейсерами, отстал и принял бой с подошедшими вновь двумя крейсерами "Такачихо" и "Нанива", которые пользуясь затруднительным положением управления нашим КР, держали его под продольным огнем справа, чем наносили нам большой вред своими выстрелами из орудий крупного калибра. Попытка таранить их была замечена неприятелем, и он без труда сохранил свое наивыгоднейшее положение. Наш огонь постепенно ослабевал вследствие большого числа подбитых орудий и в начале 12-го часа дня наш огонь прекратился совершенно, так как все орудия были подбиты и была большая убыль в офицерах и нижних чинах. В это время была выпущена одна мина из нашего аппарата, но не достигла цели; остальные аппараты были разбиты. Командир - к.1 ранга Трусов и старший офицер к.2 ранга Хлодковский были смертельно ранены в самом начале боя. Командир был убит в боевой рубке, а старший офицер умер от ран: сломаны обе ноги и рана в боку. Из 22-х офицеров убиты и умерли от ран: лейтенанты- Зенилов, временно командовавший крейсером, которого заменил я, барон Штакельберг, мичманы- Ханыков, Плазовский, Платонов, доктор Брауншвейг. Утонул после потопления КР старший механик Иванов 6-й. Ранены: лейтенанты - Иванов 13-й, Берг, Постельников, мичманы - Терентьев, Ширяев, капитан Салов, механик Тон, доктор Солуха, прапорщик запаса Ярменштедт. ... Из 800 человек команды, по имеющимся у меня сведениям, приблизительно убитых 200, раненых тяжело и легко 278 человек. Не имея возможности управляться судном из-за порчи руля и перебитых некоторых главных паровых труб, уйти от неприятеля не мог. Вследствие уничтожения средств защиты, ввиду приближения 4-х броненосных крейсеров, возвратившихся из погони за нашими, и вновь появившихся 3-х крейсеров 2-го класса с пятью миноносцами, решил взорвать крейсер, что мною было приказано исполнить мичману барону Шиллингу, но эта попытка не удалась, т.к. часть бикфордовых шнуров была уничтожена в боевой рубке от взрыва снаряда, а другая находилась в затопленном рулевом отделении; поэтому приказал затопить крейсер, открыв кингстоны, что было исполнено механиками. Оставшееся время до погружения крейсера было употреблено на спасение раненых и команды с помощью матрасов, поясов, обломков дерева, т.к. все шлюпки были разбиты. Вскоре по прекращению нашего огня, неприятель также перестал расстреливать нас. В конце 12-го часа дня крейсер пошел ко дну, а всплывшая команда была подобрана неприятельскими судами, с полной заботливостью доставившими нас в Сасебо....". Неравный бой "получше" варяжского будет, нет?
99 прочтений · 4 дня назад
Между двух огней: когда французские субмарины уничтожают и "бывшие союзники" и "старые враги"(3)
Продолжаем рассматривать особенности действий подводных лодок Франции в годы Второй мировой, причем особый акцент делаем на периоде, когда ход войны на суше заставил Францию подписать капитуляцию, при этом ее ВМС остались вполне жизнеспособны, хотя и разбросаны по различным портам, базам и ТВД. Начало - ЗДЕСЬ и ТУТ ...Продолжение Как мы отметили ранее, к лету 1940 года союзники решили взять под контроль французские базы на Атлантическом побережье Африки, используя силы сформированного движения "Свободная Франция" по главе с Де Голлем...
252 прочтения · 5 дней назад
Авария субмарины/93. Когда собственная торпеда представляет опасность
Все вроде очевидно - вооружение дано подводной лодке для борьбы с кораблями противника, но аварии и чрезвычайные происшествия с собственным оружием бывали не редкими на флоте, в том числе и подводном. И казалось бы - попасть в море из подводной лодки в мишень или корабль противника торпедой не простая задача, но как назло, когда дело касается торпеды, которая "выход из строя", то попадание в собственный корабль очень вероятно! Даже не целясь, )) Так летом 1939 года подводная лодка Тихоокеанского флота «Щ-114» (V-бис серии) во вре­мя боевой подготовки проводила учебные торпедные стрельбы...
Видео