Статьи
9 прочтений · 2 часа назад
Ships] Б-396, № 8 Находимся все в том же пятом (дизельном) отсеке. Прошлый раз (в прошлой публикации) уделили максимум внимания тому что находится по правому борту (там дизель и сопутствующее оборудование и органы управления), теперь развернемся, )) к левому борту. Здесь больше прибором, устройств и механизмов связанных с управлением системами , в том числе двухярусные установки РДУ, которые снаряжались регенеративными пластинами "В-64". Здесь же и датчики и средства сигнализации о превышении допустимых вредных примесей в воздухе отсеков. По левому борту также представлены гидравлические и ручные машинки приводов клапанов вентиляции топливно-балластных цистерн № 7,8 с ключами и гидравлические машинки приводов кингстонов этих цистерн (так указано на информационном стенде, )). Детворе конечно понравится специальный теплоизоляционный костюм, который размещен на нижней площадке отсека. Выглядит очень интересно. В кормовой части отсека (так где мы переходим в следующий отсек, так как двигаемся от носа в корму) можно "натолкнуться на дизель -компрессор ДК-10-2, который служит для восполнения запасов воздуха высокого давления. Для особо любознательных приготовлены "образцы твердого балласта" - так и призывают поиграть в игру "Попробуй утащи", )); специальные упоры (у перехода в следующий отсек), используемые в ходе борьбы за живучесть, когда требуется поджать повреждение корпуса. Они по виду напоминают домкраты - переростки, только винтовые - надежные и простые штуки. Для особо ретивых - открытый люк в соседний отсек, но не замечал желающих в него нырнуть, )). Интересный отсек, но не хватает пояснительных информационных панелей - одна основная слишком в общем виде представляет отсек и находящиеся в нем механизмы, но было бы интересно познакомиться с некоторыми из них поближе. Разумеется для тех кто служил на таких ДЭПЛ это не нужно, но таких ветеранов- подводников с каждым годом среди нас становится всё меньше. В целом радует состояние отсека как такового - все чисто, обслужено, подкрашено, отсутствуют следы ржавчины и грязь. Видно что за лодкой следят и берегут её! Спасибо работникам музея. Ну а мы переходим в следующий отсек - шестой, электромоторный. P.S.Интересно, красным здесь красили трубопроводы и вентили, где масло, а синий - где вода? Или использовался другой принцип? В зависимости от воздуха (высокое давление или низкое давление)? Друзья, поясните мазуте береговой, ))).
53 прочтения · 11 часов назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 23 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-19. "Севастополь" в Порт-Артуре". Серия "События, корабли, люди. - СПб.: Велень, 1995 г. На первый взгляд - безликий сборник, правда про очень интересный корабль. Однако эта книга не зря представлена в нашем обзоре именно в первом разделе. Все потому что, три четверти текста в этом сборнике, по всей видимости изданном в 90-летнюю годовщину Цусимского сражения и окончания русско-японской войны, в сборнике с отметкой "З00 лет российскому флоту), в сборнике № 2 серии "События, корабли, люди" - принадлежат Николаю Оттовичу Эссену, командиру того самого броненосца "Севастополь". Так что тематика раздела - мемуары/воспоминания соблюдается. Работа Эссена называется "Краткий очерк деятельности флота в Порт-Артуре. Служба эскадренного броненосца "Севастополь". В основе очерка - выступления Николая Оттовича на общих собраниях членов Общества ревнителей военных знаний, которые прошли 28 февраля и 3 марта 1906 года! Тогда, как мы понимаем, "не было Интернета", да и книги издавать дорого - вот и приходилось общаться очно (оф-лайн, шутка)). В тот момент Эссен был командиром 20-го флотского экипажа, капитаном 1 ранга - а не командующим флотом. Так что его выступления были собственноручно приготовленными, в этом их и ценность. Интересно, что в этом очерке нет его личных переживаний и мыслей - все только в общем и касается именно состояния и действия кораблей эскадры. Вообще конечно парадокс - воспоминаний лейтенантов, мичманов и др. о РЯВ - не мало, а вот воспоминания старших офицеров (Семенов - не в счет), командиров броненосцев, крейсеров - редкость. Вот и воспоминаний Эссена о Порт-Артуре не встречал. А ведь это интересно! Да, в книге найдено место и еще для двух кратких очерков - справка о Порт-Артуре от а.А.Алилуева и "биография" броненосца "Севастополь" от "эксперта" И.Л.Бунича (тогда о нем еще отзывались с пиетитом). 2-16. Флот в русско-японской войне и современность. Капитанец И.М., 2004. В принципе - своевременная книга издательства "Вече" к 100-летию РЯВ. Более того, автор ссылается на своего родственника, деда, который участвовал в Цусимском сражении будучи кочегарным квартирмейстером броненосца "Сисой Великий". Все хорошо, особенно для современного читателя, который найдет книгу. Правда одна деталь настораживает, автор - Адмирал флота, последняя военная должность - Первый зам.Главкома ВМФ СССР, затем - аналитик Управления генеральных инспекторов МО РФ. При всем моем уважении, есть определенные сомнения, что он сам писал эту книгу - ему тогда было уже 76 лет. Правда Иван Матвеевич, автор 10 книг, которые он написал с 1996 по 2006 годы - судя по годам издания писал по книге в год, иногда по 2 книги! Всё ведь может быть!, )) Однако у меня сомнения. Так то - книга неплохая, рассматривает известные аспекты РЯВ и действия флота, плюс проводится определенный анализ и делаются выводы по применению полученного опыта русского флота в современных условиях, в т.ч. с Японией. А вот оформление книги - явно халтурное. Такое подозрение сразу закрадывается, когда видишь издательство "Вече", и оно подтверждается изучением обложки и фотоматериалов. Наличие на обложке ракетного пуска ЗУР "Волна" еще как то можно понять - "современность", но наличие броненосца "Ретвизан" без средней трубы мы уже видели в книге Костенко (1968 года издания), там этот Шарж выдавался за "броненосец "Орел" . Просмотр фотографий, которые редакторы включили в книгу сразу говорит о полном непрофессионализме и наплевательском отношении и неуважении к читателям. Там ТОТ же ОРЕЛ-Ретвизан без трубы! Ожидать такое от книги, автором которой является Адмирал Флота - по меньшей мере - странно. Но если принять за основу версию, что это все делал не автор, а "другие люди" для автора - тогда сразу становится понятным многое. Вот так мы и "бережем историю" - сарказм. Книгу покупать не рекомендую. Обманули адмирала, ( Там еще есть контр-адмирал УриО.
414 прочтений · 19 часов назад
«Акаста» и «Ардент», которые сделали всё, что смогли /Часть 2. "Бывает достаточно одной торпеды, но вовремя... ."
Завершение истории гибели одного авианосца и двух британских эсминцев. Начало читать ЗДЕСЬ. Окончание. Итак, днем 8 июня 1940 года британский авианосец "Глориес" и два сопровождающих его эсминца встретились с двумя немецкими линкорами: "Гнейзенау" и "Шарнхорст". В условиях дневного боя на расстоянии прямой видимости без сомнения решающую роль играла корабельная артиллерия. В этом отношении два немецких линкора, на двоих у которых было 18 280-мм, 24 150-мм и 28 зенитных 105-мм орудий, имели подавляющее...
41 прочтение · 1 день назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №155
Продолжаем рубрику, которая завершается. Цель раздела - уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны и изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) - корабли, которые после подписания перемирия в ПМВ передавались странам -победительницам (и не только). В основе материала - справочник Шишова А.А.(1996 год), потери в корабельном составе кайзеровского флота представлены в хронологическом порядке...
146 прочтений · 2 дня назад
[Quiz, 25/2024] Лето, жарко, по крайней мере, по сибирским меркам - 32-34 градуса плюса это жаркое лето! В такую погоду - на пляж бы или в бассейн, и уж точно не хочется думать о викторинах, но порядок есть порядок, )) Поэтому предлагаем очередную мини-викторину Вопросы не сложные, но думаю, что интересные. Вопрос 1: Боевая карьера этого «броненосца» не менее насыщена, чем у морского корабля. Начавшись во Франции, он получил в России свое "личное имя" в честь известного британского моряка -«балтийца». Интересно, что его история не лишена иронии - отстаивая Таллин от немецких войск в 1941 году, он встретил конец войны защищая берлинский парк . А одно время им вообще командовал штурман российского эсминца «Беспокойный» Вопрос: Назовите этот "броненосец", назовите имя английского "балтийца" и фамилию русского штурмана. Вопрос 2: В ходе постройки первых эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" инспектор А.Ю.Зуев обратил внимание на отсутствие на корабле этого важного для экипажа помещения. Вопрос (довольно простой): Назовите это помещение Вопрос 3: Весной 1918 года в управлении ВМС этой страны пришлось срочно менять командиров двух боевых эскадр, а также флотилии крейсеров. Эта необходимость была следствием одного события, причем с точки зрения современного человека эта необходимость сложно назвать оправданной. Вопрос: чем было вызвана такая поспешная замена руководящего состава ядра флота, а главное - почему? Такие вот вопросы, думаю они не сложные, но требуют раздумий. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду (в крайнем случае - в четверг).
66 прочтений · 2 дня назад
Заметки боттлхантера: Kubao; № 105
На канале нет ограничений по возрасту, но я уверен, что наши читатели - люди совершеннолетние, разумные и понимают разницу между рекламой алкоголя (это запрещено) и обсуждением отдельных напитков и их особенностей. Безусловно - "алкоголь- это зло"! Лучше обойтись без него, а если иногда употреблять, то выбирать хорошие напитки, и в меру. ВАжно помнить, что сейчас отказ от алкоголя ведет к солидной экономии личного бюджета, так как все подорожало. При этом "культура виски" сама по себе достаточно интересна, хотя часто и мифологизирована...
142 прочтения · 3 дня назад
[New`s] Могами, 1 Месяц назад мы отметили «пример преемственности поколений», которую демонстрируют (уже давно) Морские силы самообороны Японии, когда вспоминали авианесущие корабли с названием "Кага", входящие в состав флота этой страны. И тут еще один хороший пример (девятый по счету, между прочим) - на это раз в ход пошло название "Могами". Кто же не знает этот легендарный легкий/тяжелый крейсер японского флота периода Второй мировой. Было бы странным, если бы его забыли в Японии, и там его не забыли, и это еще слабо сказано. 14 ноября 2023 года в городе Тамано (о.Хонсю) спустили на воду восьмой японский фрегат типа «Могами» - FFM8 «Юбецу». А на днях, в конце июня 2024 года, в Нагасаки прошла церемония спуска на воду девятого ФР типа «Могами», который получил название "Натори" (FFM9). Если вы помните, в годы Второй мировой в состав японского Императорского флота входило четыре корабля типа «Могами»: «Могами», «Микума», «Кумано» и «Судзуя». Из них особо эффектно «выступил» в 1942 году у Мидуэя КР «Микума», но и всем остальным тоже досталось – никто войну не пережил. И вот японцы взялись за возрождение данной серии кораблей, но в качестве многоцелевых фрегатов, так сказать поддержать традиции и «освежить» народную память. А чтобы эта «поддержка» оказалась весомой решили построить не четыре, а 12 кораблей. Нет, ранее были планы на 22 корабля, но потом количество уменьшили (правда – не надолго). И вот мы видим уже 9 боевых единиц, названия которых хорошо знакомы любителям ВМ истории: «Могами», «Кумано», «Носиро», «Микума», «Яхаги», «Агано», «Нийодо», «Юбецу» и "Натори». Из них только название «Юбецу» не ассоциируется с японским КР Второй Мировой (проект нереализованного легкого КР ПВО – не в счет). Дань памяти или случайность в том, что корабли получили названия? Не думаю. Уверен, что в том, как японцы называют свои новые корабли в честь кораблей японского Императорского флота, есть скрытый сакральный смысл. По традиции японские КР получали названия японских рек, и по некоторым данным – в Японии, имеется около 35 000 различных рек, так что если бы хотели – нашли бы имена для кораблей. Но решили обратиться к памяти прошлого. По сути такая «политика» ведет к тому, что надо готовиться к появлению в германском флоте нового «Тирпица» или «Бисмарка». Эксперты характеризуют новые японские ФР, а их уже строят лет пять (головной FFM1 «Могами» вошел в строй в 2019 году), как многофункциональные корабли, которые могут стать основой Морских сил самообороны Японии (JMSDF) и имеют возможность выполнять различные миссии. Как пишут специалисты «Военного обозрения»: «Это весьма передовые корабли, оснащенные широким спектром боевых возможностей. Фрегаты имеют футуристический внешний вид, учитывая их четкие геометрические профили, выполненные в соответствии с технологиями малозаметности». Заключенный с MHI Maritime Systems контракт предполагает поставку 12 ФР до конца 2027 года. Осталось не много до этого срока. В итоге ФР типа «Могами» заменят более старые эсминцы типа «Асагири» и эскортные ЭМ типа «Абукума», вводимые в эксплуатацию с 1988 года. ФР типа «Могами» имеют стандартное водоизмещение около 3900 т (полное - 5500 т). Для сравнения, у ЭМ типа «Асагири» водоизмещение: 3500 т стандартное и 5200 т полное; ЭМ типа «Акидзуки»: 5000 и 6800 т соответственно, а вот ЭМ типа «Майя» (название ничего не напоминает?) с системой «Иджис», имеют водоизмещение 8200 т (10250 т). Фрегаты «Могами» XXI века оснащены газовой турбиной Rolls-Royce MT30 и двумя дизелями, которые обеспечивают скорость более 30 узлов. Что касается вооружения, то это в первую очередь, 1х1 -127-мм корабельная артсистема Mk 45 и два 12,7-мм боевых модуля с ДУ. Но основную ударную мощь ФР составляют УВП на 16 ячеек Mk 41 Lockheed Martin для запуска УР «земля-воздух» Type 03 Chu-SAM MHI, ПКР MHI Type 12 корабельного базирования и система SeaRAM Raytheon – для  обороны от ПКР и небольших катеров. На радиоэлектронике и вертолете японцы тоже не стали экономить. В целом, наследники у «старичка» «Могами» получились достойные, а главное многочисленными. Еще вернемся к нему.
1K прочтений · 3 дня назад
Авария субмарины/92. Где настоящий предел глубины?
Наверное изначально, самой большой опасностью для подводного судна (погружающегося под воду) была опасность потерять возможность всплыть и быть раздавленной толщей воды. Ну это как у самолета - опасность упасть на землю после взлета, )). Да, со временем, такая опасность все же уменьшалась, по мере развития технологий и совершенствования конструкции подводных кораблей, однако она так никуда и не делась, даже для современных подводных атомоходов. Правда, со временем увеличился этот предел, за которым...
231 прочтение · 4 дня назад
Смотр в Транзунде в 1866 году не ответил на все вопросы, но зафиксировал взгляды и первый опыт
Итак, продолжаем (вернее заканчиваем) обзор смотра практической броненосной эскадры Балтийского флота, которая была проведена в Транзунде морским министром по окончании кампании 1866 года. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ. Напомним, что из боевых кораблей в составе эскадры находились: броненосный фрегат «Севастополь», броне­носная батарея «Не тронь меня», двухбашенная лодка «Смерч», мониторы (башенные броненосные лодки) «Стрелец», «Едино­рог» и «Лава», винтовая канонерская лодка «Толчея». И что хотелось...
176 прочтений · 5 дней назад
[Quiz, 24/2024, итоги] Начало нашей мини-викторины было несколько сдвинуто по времени, хотя и в пределах планируемого дня, вот и подведение итогов чуть сдвинули - вдруг кто-то не успел высказать свое мнение и поделиться знаниями. Надо сказать, что повторить прошлый результат не удалось, но "два из трех" - тоже хорошо! Странно, что остался не решенным вопрос который был почти очевидным, даже фотография на это намекала, )). Чуть-чуть. Но что есть то и есть! Итак, необходимо подвести итоги и зафиксировать результаты. Что мы и делаем. Вопрос 1: 3 июня 1916 года из Блайта (Нортумберленд) в море вышла подводная лодка G-10. Полученная от Джеллико задача была необычной, следовало: "... найти и потопить торпедой, артиллерией или подрывным зарядом обломок линейного крейсера "Инвинсибл", находящийся в определенной точке...., если он еще остался над водой, чтобы исключить риск попадания секретных документов в руки противника". По прибытии в точку гибели "Инвинсибла" подводная лодка не нашла обломка крейсера, видимо он затонул во время шторма. Кстати, на фотографии № 1 викторины - подводная лодка G-4, однотипная с G-10. Вопрос 2: Граф Рудольф Монтекукколи дели Эрри - австро-венгерский военно-морской деятель, командующий Императорским и Королевским Военно-морским флотом Австро-Венгрии в 1904-1913 годах, адмирал. Итальянский легкий крейсер «Раймондо Монтекукколи» - назван в честь известного генералиссимуса Римской империи итальянского происхождения. Отличия у этого адмирала и этого корабля - в имени человека при одинаковой фамилии Вопрос 3: Речь идет о капитане 1 ранга Николае Викторовиче Юнге и капитан-лейтенанте Цунэакиро Номото (Иван Иванович Номото), который был японским военно-морским агентом в России до 1896 года. "Встретились" эти два человека после Цусимского боя, когда командир эскадренного броненосца "Орел" Н.В.Юнг был смертельно ранен и, в таком положении попав в плен, оказался в лазарете на броненосце "Асахи", которым командовал Ц.Номото. Н.В.Юнг умер от ран 16 мая 1905 года и был погребен в море, церемонию проводил Номото. Три корабля - пароход "Славянка", где до войны встречались офицеры, эскадренные броненосцы "Орел", "Асахи". Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно! Фотографии: № 1 - Граф Рудольф Монтекукколи № 2 - похороны Н.В.Юнга
124 прочтения · 6 дней назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 22 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-18.От Цусимы до Рагузы. Козырь И.В. - СПб.: ИПК "Гангут", 2011. Очередная книга серии "Помни войну", на этот раз - о судьбе мичмана А.Д.Бубнова. Особенность книги в том, что здесь мы имеем не дневник молодого офицера, пережившего Цусиму (на тот момент молодой), а библиографический очерк о судьбе Александра Дмитриевича Бубнова. Он, вахтенный начальник, командовал кормовой правой шестидюймовой башней броненосца "Орел", прошел цусимский бой, был дважды ранен, попал в плен вместе с экипажем броненосца. Сразу надо сказать, что книга охватывает не только цусимско- японский период жизни офицера, но его последующую деятельность. Дослужил до звания контр-адмирал, в годы Первой мировой занимал должность Военно-морского управления в штабе Верховного главнокомандующего, а после революции эмигрировал и принял участие в создании ВМС Югославии. Так что этот очерк достаточно подробно охватывает жизнь и деятельность русского офицера. В книге есть несколько приложений, из которых наибольшую ценность представляет текст диссертации А.Д.Бубнова, которую он написал в период, когда был штатным преподавателем Морской Академии в России перед ПМВ. 2-15. Морские сражения русско-японской войны 1904-1905. Балакин.С.- Спецвыпуск № 2/2004. приложение к журналу "Моделист конструктор". Перед нами иллюстрированный очерк по истории русско-японской войны на море, судя по всему - выпуск посвящался 100 летию начала войны, вполне обоснованно. Известный автор взял на себя не простой труд в кратком формате с большим количеством фотографий и иллюстраций лаконично представить наиболее яркие страницы этой трагичной войны. Затронув и подготовительный период, и внезапное нападение, и боевые действия миноносцев, и гибель "Петропавловска", и бой у Шантунга и т.д. Представленный текстовый материал подчеркнут разнообразным "фоторядом". Следует добавить, что схемы кораблей, которые включены в книгу принадлежат и автору текста - Сергей Балакин не просто писатель, но и отличный чертежник! Да, специалиста по истории РЯВ книга не удивит, но она чертовски привлекательная для знакомства с этим периодом. Я двадцать лет назад не устоял - купил, )) И не жалею. 3-16.Эскадренный броненосец "Сисой Великий". Богданов М.А. - СПб.: ЛеКо, 2004, "Стапель"-№1/2004. Первый выпуск серии, которая также была начата 20 лет назад, в 2004 году - Серия "Стапель". По сути книги этой серии стали определенным "противовесом" книгам серии БКМ. Как мне кажется издатели, решили потеснить БКМ на книжном рынке и предложили читателям книги примерно той же концепции, но в другом оформлении - более качественном, на мелованной (или просто белой и плотной) бумаге, с обилием фотографий и главное схем. Можно подчеркнуть, что по количеству именно схем данная серия обошла БКМ. Может и название серии - "Стапель", указывает на определенную категорию читателей - моделистов. Не знаю. Конкретно эта книга посвящена броненосцу, который не часто вспоминают наши исследователи, историки и эксперты. Возможно все дело в его качестве постройки, которая вызывала серьезные нарекания у специалистов и моряков. В тоже время, концептуально очень перспективный корабль, "русский стандартный броненосец", причем без башен с 152-мм орудиями. Еще один тип корабля, по моему скромному мнению, который следовало стоить крупной серией для БФ и ЧФ, и конечно для Дальнего Востока. Возможно, за счет серийности и качество работ подняли бы выше, чтобы не было стыдно перед "союзниками". Но даже со всеми недостатками, пережив взрыв в кормовой башне ГК это броненосец активно участвовал в походах и маневрах. Дошел до Цусимского пролива и там принял свой последний бой, после которого был затоплен не далеко от о.Цусима. Структурно мы видим книгу, построенную по схеме: проектирование - постройка - служба, посвященную судьбе одного корабля.
861 прочтение · 6 дней назад
Ютланд: Когда адмиралу виднее, чем уоррент-офицеру/Часть 3. "Использование опасных методов обращения с кордитом было быстро забыто"
Готовясь к генеральному сражению с немецким флотом британский Королевский флот, во-первых, постарался увеличить количество снарядов и зарядов, которые могли быть загружены в боевые погреба своих линкоров и линейны крейсеров, а во-вторых, увеличить скорость стрельбы ордуий главного калибра до максимального темпа. Но как показали последующие события - до хорошего такие "инновации" не довели британцев. Именно об этом в своем исследовании рассказал Николас А.Ламберт на страницах журнала "The Journal of Military History" в 1998 году, читать ЗДЕСЬ, и ТУТ ВОТ...
Видео