Статьи
75 прочтений · 19 часов назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 24 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-20. "Акацуки" перед Порт-Артуром (дневник японского морского офицера). -СПб., 1995. Переиздание книжки, которая вышла почти 120 лет назад в Германии на немецком языке, а в 1905 году была переведена и издана в Санкт-Петербурге в редакции "Нового журнала литературы, искусства и науки". Настоящая книга - это переиздание того самого русского издания с современными комментариями и пояснениями (географические названия и названия кораблей -как в оригинале), книга из серии "Корабли и сражения", выпуск № 4, которая издавалась в середине 90х годов уже в нашей России, 30 лет назад. Как видно из названия - автор представляет события перед Порт-Артуром в роли командира японского эсминца "Акацуки", реально существующий корабль, участник ночной атаки на Порт-Артур в начале войны. Дневник охватывает события с 26 января по 13 апреля 1904 года (по новому стилю), на моменте гибели броненосца "Петропавловск", после чего автор по его словам решил отправиться в госпиталь, так как был ранее ранен. Интересно, что авторство книги приписывают морскому офицеру Нирутака, однако в этот период эсминцем "Акацуки" командовал лейтенант Наодзиро Суецуги. Считается, что автор "работал" под псевдонимом Нирутака, но кто он в действительности - не известно. Кстати, через месяц после гибели "Петропавловска" на минах погиб и эсминец "Акацуки", тоже у Порт-Артура - 17 мая 1904 года, погибло 23 человека из экипажа, в том числе и командир, так что не исключено, что "автор" тоже погиб. Повествование интересное, автор живо описывает события, критикует своих командиров, с пренебрежением относится к русским, впрочем не жалует и европейцев - британцев и немцев, высказывая пожелания, что после победы над Россией Япония должна поставить на место и Европу. Автор не имеет ни малейшего сомнения ни в своих действиях, ни в своей победе, максимально позитивно оценивает как японские силы, так и свою подготовку и подготовку своего экипажа! 2-17.Ниппонь-Кай Тай-Кай-Сень. Великое сражения Японского мря (Цусимский бой). Перев. с яп.- В.Л.Семенов. - СПб-М.: Издание Вольф, 1911. Еще одно современное переиздание небольшой книги начала прошлого века. Перевод японского описания Цусимского боя сделан Владимиром Ивановичем Семеновым, автором "Расплаты". Перевод был издан уже после смерти этого офицера и писателя - только в 1911 году, как пишет его брат, Виктор Семенов, он нашел этот перевод в бумагах покойного вместе с японским оригиналом. Судя по пояснениям - В.Семенов занялся переводом еще в Японии, в госпитале в Сасебо. Интересно, что по мнению японцев - японский оригинал не имеет официального статуса, и представлял собой выпуск журнала по РЯВ, который издавался в Японии, в данном случае - № 28. Вот его и перевел В.Семенов. Читать не просто - сохранили шрифт того времени, но есть отдельные моменты, которые добавляют деталей к этому сражению, представленному как взгляд с японской стороны. Кстати, "Наварин" показан, как корабль погибший - "получив в оба борта по две мины". Вот и думай после этого - "мины как торпеды", или "мины как мины", )). 3-17.Крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд". Аллилуев А.А., Богданов М.А. "Стапель"-№2/2004. Краткое изложение истории проектирования и боевой службы двух русских крейсеров, наследников легендарного "Новика". Рассматриваются периоды проектных работ, особенности и сложности строительства, достройки в походе и сам поход на Дальний Восток, Цусимский бой. Для "Жемчуга" - продолжение истории в годы Первой мировой и трагическая и нелепая гибель в порту Пенанга. Много схем, чертежей по корпусу, и отдельных элементов - думаю моделистам это понравится. Фотографии - не большие, и в основном известные. Хорошая "серийная" книга для коллекции, и для первого знакомства с крейсерами данного типа.
1,6K прочтений · 1 день назад
Боевая служба в Средиземное море на "дизелюхе" /На борту С-100
В годы "холодной войны" советские атомные подводные лодки активно действовали в океанах, выполняя боевые задачи, но и дизель-электрическим подводным лодкам также хватало работы в тот период. Вот еще один пример практически рядового похода черноморской подводной лодки проекта 613 Описываемые события произошли весной- осенью 1967 года, а все началось в апреле, когда подводная лодка проекта 613 С-100 под командованием капитана 3 ранга В.Я.Барановского вышла на боевую службу в Средиземное море. На тот момент лодка входила в состав 155 бригады подводных лодок 14-й Дивизии подводных лодок КЧФ...
167 прочтений · 2 дня назад
[Ships] Р-47 "Тамбовский комсомолец" Не так давно мы закончили обзор экспонатов на площадке в Усть-Рогатке (Кронштадт), однако там осталось еще два экземпляра, причем которые не заметить невозможно. Правда и потрогать не так просто, )) По крайней мере, когда я там был в 2021 году - это не получилось, так как я говорю о двух боевых кораблях советского и русского флота, которые стали музейными кораблями. В данном случае речь про эскадренный миноносец проекта 956 "Беспокойный" и ракетный катер Р-47 проекта 1241.1, носящий ранее собственное имя "Тамбовский комсомолец". Начнем с представления этого ракетного катера. Не знаю как сейчас, в 2024 году, но три года назад - катер красивый и свежевыкрашенный был пришвартован к маячному молу, где была развернута выставка морских вооружений под эгидой парка "Патриот". Правда доступа на палубу катера тогда не было. Но уже одно его наличие здесь вселяло надежду, что когда то этот доступ будет открыт. Если говорить о назначении - то перед нами большой ракетный катер проекта 12411, предназначенный для уничтожения боевых надводных кораблей противника, десантных и транспортных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз. Вот как то так представляется его назначение и соответственно его задачи. Выглядит катер очень даже не плохо, и если вспомнить, что он был заложен 2 июня 1983 года на Средне-Невском ССЗ; спущен на воду - 21 августа 1986 года, а вступил в строй 13 февраля 1987 года. Таким образом кораблю - всего 37 лет. Если говорить про боевую эффективность - то скорее всего можно сказать, что это большой срок и катер устарел. Но если иметь ввиду состояние корпуса, механизмов и оборудования - то для того чтобы их него "делать" музейный корабль, то наверняка - "в самый раз", особо крупных затрат не требуется. И это при том, что он находится на плаву. Что насторожило еще три года назад - катер просто пришвартован к пирсу стандартно и другие коммуникации "с берегом" (подача электричества, связь, например) отсутствуют. И это удивляет. Конечно, возможно предполагается, что для этого будут использоваться собственные механизмы корабля, но это не экономно, более того расточительно. С другой стороны - маячный пирс на Усть-Рогатке и не предполагал наличие таких "коммуникаций". И это вызывает вопросы. Но есть надежда - что все что я увидел тогда, и то что покажу сегодня на фото - это только начальный этап и сейчас, в 2024 году - все уже отлажено. Кто был на этом ракетном катере в этом году или в прошлом - уточните мои впечатления. Летом 2021 года я был удивлен самим наличием такого корабля и рад, что можно будет подняться на борт хотя бы через какое то время. Времени прошло достаточно - надеюсь все в порядке. Я бывал на таких кораблях еще в Балтийске, в 1990 году и позже. Но тогда это были разовые посещения, а тут такое счастье для фаната военно-морской истории "в открытом доступе", так сказать, )). Надеюсь много изменилось, а пока - фотообзор того, как это было в июле 2021 года, за неделю до дня ВМФ (может поэтому его покрасили и "навели марафет"?).
604 прочтения · 2 дня назад
Как удачной "Семерке" не повезло в седьмой день седьмого месяца /По воле Гольфстрима
Семерка издавна считалась многими религиями мира счастливой цифрой, правда люди не всегда про это помнят, да и верят. И для этого есть свои основания. Так, например, лейтенант Гарри Кейн из 396-й противолодочной эскадрильи Армии США вряд ли задумывался над тем, что наступающий 7 июля - 7-й день 7-го месяца - 1942 года сулит ему особое счастье. Он вел свой бомбардировщик А-29 «Гудзон» (или "Хадсон" - кому как нравится) над водами Атлантики, вы­полняя обычный противолодочный патруль и никак не ожидал, что в тот день встретит не просто немецкую подводную лодку, а - «тройную семерку»...
163 прочтения · 3 дня назад
[Quiz, 25/2024, итоги] Все таки погодные условия влияют на когнитивные способности, да и само лето "расслабляет", )) Однако результат мини-викторины не плох - два из трех, два с половиной - из трех тоже хороший результат. Такая вот "крепкая четверка", "четверка с плюсом", )) На третий вопрос немного не хватило, но соглашусь - там много особенного, хотя суть была указана правильно. Итак, подводим итоги и фиксируем результаты. 1 вопрос: Да, конечно, речь про британский танк "Mark V", боевая карьера которого началась во Франции. Затем его судьба "занесла" в Россию, где он получил "собственное название - "Капитан Кроми", в честь британского подводника. И да, одно время им командовал лейтенант О. О. Ферсман, штурман русского эсминца. Для справки: Оскар Оскарович Ферсман (11.01.1891 - 22.05.1948, Буэнос-Айрес) Из потомственных дворян Лифляндской губернии. ... Штурманский офицер 2-го разряда в Черноморском флотском экипаже. В той же должности (2-й штурманский офицер) переведен на эсминец "Беспокойный" (1.08.1914 – январь 1918). Награды: черногорская медаль "За усердие". В 1919 с большой группой офицеров по разрешению (выдано 2.07.1919) военного министра Эстонии прибыл в Северо-Западную армию из Финляндии. В конце лета 1919 зачислен в танковый батальон. Во время второго наступления на Петроград командовал танком "Капитан Кроми".... 2 вопрос: На первых чертежах эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" отсутствовал лазарет, который по требованию инспектора Зуева А.Ю. пришлось оборудовать! 3 вопрос: В марте 1918 года командующим ВМФ Австро-Венгрии был назначен командир линкора "Принц Ойген" Миклош Хорти де Надьбанья, произведенный при этом в контр-адмиралы. Назначение этого офицера (возраст 50 лет) на такую высокую должность затронуло военно-морские традиции Австро-Венгрии, которые включали негласное правило, согласно которому ни один офицер не мог служить под командованием человека более низкого ранга. В связи с этим командиры 1-й и 2-й боевых эскадр и флотилии крейсеров должны были учти в отставку досрочно. Что и было сделано уже к концу марта. А вы говорите предрассудки, ценз..., )) Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно! На фотографии: № 1 - тот самых британский танк Mark V, но уже в Берлине.
124 прочтения · 3 дня назад
После Ютланда: "...Риск пожара кордита следует принять". Часть 4. «Мемо­рандум, безусловно, нельзя публиковать..."
Как мы помним из предыдущих публикаций на эту тему, после гибели трех линейных крейсеров в Ютландском сражении, британское военно-морское руководство оперативно инициировало расследование с целью поиска причин тех катастрофических событий. И эти причины были быстро найдены (читать ЗДЕСЬ, и ВОТ ТУТ. Однако после этого стали происходить "странные вещи" - несмотря на очевидные факторы, которые свидетельствовали о том, что имелись серьезные нарушения порядка обращения с боеприпасами, командование британского флота резко изменило свою позицию и "само назначало виновных" (читать ТУТ)...
136 прочтений · 5 дней назад
Ships] Б-396, № 8 Находимся все в том же пятом (дизельном) отсеке. Прошлый раз (в прошлой публикации) уделили максимум внимания тому что находится по правому борту (там дизель и сопутствующее оборудование и органы управления), теперь развернемся, )) к левому борту. Здесь больше прибором, устройств и механизмов связанных с управлением системами , в том числе двухярусные установки РДУ, которые снаряжались регенеративными пластинами "В-64". Здесь же и датчики и средства сигнализации о превышении допустимых вредных примесей в воздухе отсеков. По левому борту также представлены гидравлические и ручные машинки приводов клапанов вентиляции топливно-балластных цистерн № 7,8 с ключами и гидравлические машинки приводов кингстонов этих цистерн (так указано на информационном стенде, )). Детворе конечно понравится специальный теплоизоляционный костюм, который размещен на нижней площадке отсека. Выглядит очень интересно. В кормовой части отсека (так где мы переходим в следующий отсек, так как двигаемся от носа в корму) можно "натолкнуться на дизель -компрессор ДК-10-2, который служит для восполнения запасов воздуха высокого давления. Для особо любознательных приготовлены "образцы твердого балласта" - так и призывают поиграть в игру "Попробуй утащи", )); специальные упоры (у перехода в следующий отсек), используемые в ходе борьбы за живучесть, когда требуется поджать повреждение корпуса. Они по виду напоминают домкраты - переростки, только винтовые - надежные и простые штуки. Для особо ретивых - открытый люк в соседний отсек, но не замечал желающих в него нырнуть, )). Интересный отсек, но не хватает пояснительных информационных панелей - одна основная слишком в общем виде представляет отсек и находящиеся в нем механизмы, но было бы интересно познакомиться с некоторыми из них поближе. Разумеется для тех кто служил на таких ДЭПЛ это не нужно, но таких ветеранов- подводников с каждым годом среди нас становится всё меньше. В целом радует состояние отсека как такового - все чисто, обслужено, подкрашено, отсутствуют следы ржавчины и грязь. Видно что за лодкой следят и берегут её! Спасибо работникам музея. Ну а мы переходим в следующий отсек - шестой, электромоторный. P.S.Интересно, красным здесь красили трубопроводы и вентили, где масло, а синий - где вода? Или использовался другой принцип? В зависимости от воздуха (высокое давление или низкое давление)? Друзья, поясните мазуте береговой, ))).
125 прочтений · 5 дней назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 23 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-19. "Севастополь" в Порт-Артуре". Серия "События, корабли, люди. - СПб.: Велень, 1995 г. На первый взгляд - безликий сборник, правда про очень интересный корабль. Однако эта книга не зря представлена в нашем обзоре именно в первом разделе. Все потому что, три четверти текста в этом сборнике, по всей видимости изданном в 90-летнюю годовщину Цусимского сражения и окончания русско-японской войны, в сборнике с отметкой "З00 лет российскому флоту), в сборнике № 2 серии "События, корабли, люди" - принадлежат Николаю Оттовичу Эссену, командиру того самого броненосца "Севастополь". Так что тематика раздела - мемуары/воспоминания соблюдается. Работа Эссена называется "Краткий очерк деятельности флота в Порт-Артуре. Служба эскадренного броненосца "Севастополь". В основе очерка - выступления Николая Оттовича на общих собраниях членов Общества ревнителей военных знаний, которые прошли 28 февраля и 3 марта 1906 года! Тогда, как мы понимаем, "не было Интернета", да и книги издавать дорого - вот и приходилось общаться очно (оф-лайн, шутка)). В тот момент Эссен был командиром 20-го флотского экипажа, капитаном 1 ранга - а не командующим флотом. Так что его выступления были собственноручно приготовленными, в этом их и ценность. Интересно, что в этом очерке нет его личных переживаний и мыслей - все только в общем и касается именно состояния и действия кораблей эскадры. Вообще конечно парадокс - воспоминаний лейтенантов, мичманов и др. о РЯВ - не мало, а вот воспоминания старших офицеров (Семенов - не в счет), командиров броненосцев, крейсеров - редкость. Вот и воспоминаний Эссена о Порт-Артуре не встречал. А ведь это интересно! Да, в книге найдено место и еще для двух кратких очерков - справка о Порт-Артуре от а.А.Алилуева и "биография" броненосца "Севастополь" от "эксперта" И.Л.Бунича (тогда о нем еще отзывались с пиетитом). 2-16. Флот в русско-японской войне и современность. Капитанец И.М., 2004. В принципе - своевременная книга издательства "Вече" к 100-летию РЯВ. Более того, автор ссылается на своего родственника, деда, который участвовал в Цусимском сражении будучи кочегарным квартирмейстером броненосца "Сисой Великий". Все хорошо, особенно для современного читателя, который найдет книгу. Правда одна деталь настораживает, автор - Адмирал флота, последняя военная должность - Первый зам.Главкома ВМФ СССР, затем - аналитик Управления генеральных инспекторов МО РФ. При всем моем уважении, есть определенные сомнения, что он сам писал эту книгу - ему тогда было уже 76 лет. Правда Иван Матвеевич, автор 10 книг, которые он написал с 1996 по 2006 годы - судя по годам издания писал по книге в год, иногда по 2 книги! Всё ведь может быть!, )) Однако у меня сомнения. Так то - книга неплохая, рассматривает известные аспекты РЯВ и действия флота, плюс проводится определенный анализ и делаются выводы по применению полученного опыта русского флота в современных условиях, в т.ч. с Японией. А вот оформление книги - явно халтурное. Такое подозрение сразу закрадывается, когда видишь издательство "Вече", и оно подтверждается изучением обложки и фотоматериалов. Наличие на обложке ракетного пуска ЗУР "Волна" еще как то можно понять - "современность", но наличие броненосца "Ретвизан" без средней трубы мы уже видели в книге Костенко (1968 года издания), там этот Шарж выдавался за "броненосец "Орел" . Просмотр фотографий, которые редакторы включили в книгу сразу говорит о полном непрофессионализме и наплевательском отношении и неуважении к читателям. Там ТОТ же ОРЕЛ-Ретвизан без трубы! Ожидать такое от книги, автором которой является Адмирал Флота - по меньшей мере - странно. Но если принять за основу версию, что это все делал не автор, а "другие люди" для автора - тогда сразу становится понятным многое. Вот так мы и "бережем историю" - сарказм. Книгу покупать не рекомендую. Обманули адмирала, ( Там еще есть контр-адмирал УриО.
619 прочтений · 5 дней назад
«Акаста» и «Ардент», которые сделали всё, что смогли /Часть 2. "Бывает достаточно одной торпеды, но вовремя... ."
Завершение истории гибели одного авианосца и двух британских эсминцев. Начало читать ЗДЕСЬ. Окончание. Итак, днем 8 июня 1940 года британский авианосец "Глориес" и два сопровождающих его эсминца встретились с двумя немецкими линкорами: "Гнейзенау" и "Шарнхорст". В условиях дневного боя на расстоянии прямой видимости без сомнения решающую роль играла корабельная артиллерия. В этом отношении два немецких линкора, на двоих у которых было 18 280-мм, 24 150-мм и 28 зенитных 105-мм орудий, имели подавляющее...
54 прочтения · 6 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №155
Продолжаем рубрику, которая завершается. Цель раздела - уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны и изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) - корабли, которые после подписания перемирия в ПМВ передавались странам -победительницам (и не только). В основе материала - справочник Шишова А.А.(1996 год), потери в корабельном составе кайзеровского флота представлены в хронологическом порядке...
186 прочтений · 7 дней назад
[Quiz, 25/2024] Лето, жарко, по крайней мере, по сибирским меркам - 32-34 градуса плюса это жаркое лето! В такую погоду - на пляж бы или в бассейн, и уж точно не хочется думать о викторинах, но порядок есть порядок, )) Поэтому предлагаем очередную мини-викторину Вопросы не сложные, но думаю, что интересные. Вопрос 1: Боевая карьера этого «броненосца» не менее насыщена, чем у морского корабля. Начавшись во Франции, он получил в России свое "личное имя" в честь известного британского моряка -«балтийца». Интересно, что его история не лишена иронии - отстаивая Таллин от немецких войск в 1941 году, он встретил конец войны защищая берлинский парк . А одно время им вообще командовал штурман российского эсминца «Беспокойный» Вопрос: Назовите этот "броненосец", назовите имя английского "балтийца" и фамилию русского штурмана. Вопрос 2: В ходе постройки первых эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" инспектор А.Ю.Зуев обратил внимание на отсутствие на корабле этого важного для экипажа помещения. Вопрос (довольно простой): Назовите это помещение Вопрос 3: Весной 1918 года в управлении ВМС этой страны пришлось срочно менять командиров двух боевых эскадр, а также флотилии крейсеров. Эта необходимость была следствием одного события, причем с точки зрения современного человека эта необходимость сложно назвать оправданной. Вопрос: чем было вызвана такая поспешная замена руководящего состава ядра флота, а главное - почему? Такие вот вопросы, думаю они не сложные, но требуют раздумий. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду (в крайнем случае - в четверг).
79 прочтений · 1 неделю назад
Заметки боттлхантера: Kubao; № 105
На канале нет ограничений по возрасту, но я уверен, что наши читатели - люди совершеннолетние, разумные и понимают разницу между рекламой алкоголя (это запрещено) и обсуждением отдельных напитков и их особенностей. Безусловно - "алкоголь- это зло"! Лучше обойтись без него, а если иногда употреблять, то выбирать хорошие напитки, и в меру. ВАжно помнить, что сейчас отказ от алкоголя ведет к солидной экономии личного бюджета, так как все подорожало. При этом "культура виски" сама по себе достаточно интересна, хотя часто и мифологизирована...
Видео