Статьи
27 прочтений · 2 часа назад
[Memory] Сегодня 21 июня - родился Виктор Цой, советский рок-музыкант, как сейчас пишут, и действительно - его песни воспитали целое поколение, и неизвестно как еще бы они (песни) могли бы отразиться на нашем обществе, если бы певец не погиб. Я как-то был на месте его гибели по дороге в Юрмалу, когда служил в Латвии -мне нравились и нравятся до сих пор его песни, было в них что-то, что трогало душу. Но про море он не сочинял и не пел, как и не пел про армию и флот, а единственная знакомая мне песня - про солдата, которого остановили анархисты, )). Ну да ладно. Так-то пост не о Викторе Цое и его творчестве, при всем моём к нему уважении. 21 июня по смыслу и сути, надеюсь вы согласитесь, как день, мне кажется, ближе событиям другого дня, о котором мы говорили буквально не давно, - 19 июня, когда у Новороссийска были затоплены корабли ЧФ России. Почему? Все просто - 21 июня 1919 года, 105 лет назад имперские германские военно морские флаги были вновь подняты на немецких кораблях, находящихся в Скапа Флоу. Но как мы знаем - этим небольшим происшествием все не закончилось - немецкими экипажами был затоплен третий по силе (на тот момент) флот мира. Так что германским морякам самим пришлось испытать те же чувства, когда они топили свои корабли, что и русским морякам у Новороссийска. Но конечно объем катастрофы в Скапа -Флоу был неизмеримо больше. Из 74 боевых единиц были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров (тех самых, которые так лихо отделали Битти у Ютланда), 5 легких крейсеров и 32 эсминца. Но часть кораблей британцам удалось выбросить на берег (на мель) или довести до мелководья - 1 линкор ("Баден"), 3 легких КР и 14 миноносцев; и только 4 миноносца остались на плаву. Интересно, что удалось сохранить, выбросив на мель, флагман германской эскадры - легкий крейсер "Эмден II" Дело в том, что крейсер стоял на якоре у самого берега Мейн-Ленда и британцам удалось вытащить его на мелководье, поэтому он и остался относительно цел. Такой успех - организованное затопление такого количества кораблей в одном месте, причем когда акватория контролируется "противником", редкость, объясняется тем, что среди немецких экипажей была проведена соответствующая работа и подготовительные мероприятия. И все это под контролем и неусыпным надзором британцев Но немецкая педантичность и аккуратность сыграли свою роль: были открыты все двери и люки водонепроницаемых переборок, все ручки и штурвалы с них свинчены и выброшены за борт, так что закрыть их в случае необходимости было уже невозможно. Все вентиляционные шахты также держались открытыми, внутренние люки (крышки) подводных торпедных аппаратов удерживались одним болтов, остальные удалили. Вспомним, подводные торпедные аппараты были визитной карточкой немецких линкоров, например на "кайзера" и "кенигах" их было по пять. То есть каждый из этих линкоров имел по пять распределенных по корпусу отверстий диаметром полметра! Это что касается немцев - они планировали и готовились По имеющимся данным - британцы тоже планировали и готовились захватить и поделить корабли Германии между союзников. В ходе совещаний, которые после перемирия проводили союзники британское руководство настаивало на разделе германского флота в следующих пропорциях: Великобритания - 70%, Франция - 10%, Италия - 10%, Япония - 8% и США- 2 %. (Как то даже обидно за США, )). Для захвата адмирал С.Фриматн, командир блокирующей эскадры, получил команду подготовить абордажные партии, но... Немцы опередили британцев. Попытка соперничества с флотом Великобритании в 1919 году закончилась проигрышем германского флота. Но история на этом не закончилась. Кстати, британцы отличились не только тем, что "проспали" затопление германского флота, но и тем как они на это реагировали. А реагировали они - пулеметным и стрелковым огнем, в том числе по немецким экипажам на тонущих кораблях и шлюпках, желая заставить их удержать корабли на плаву. Потери немцев составили по разным данным 4 убитых и 8 раненых; или 8 убитых и 5 раненых; или 10 убитых и 16 раненых. Что тут скажешь - цивилизованные джентльмены...
41 прочтение · 4 часа назад
Новинки на книжных прилавках: "Все миноносцы мира"
Итак, "относительно" новая книга, и новый обзор, )). И на этот раз, книга ждала своей очереди на обзор больше полутора лет после издания и ее покупки. Что поделать, очередь из книг большая, а частоту обзоров намеренно не увеличиваю, чтобы не утомлять читателей. Радует, что издательство книги этой серии "штампует" с завидной регулярностью. Однако надо отметить, что в последнее время темпы "новинок" уменьшились. Надеюсь временно. Напомню, моё мнение в этом обзоре - мнение частного лица, читателя, а не эксперта и не мнение профессионального ВМ историка...
167 прочтений · 1 день назад
[Memory] Кто из наших читателей, да и просто жителей нашей страны (взрослых) не знает первых строк песни "Наверх, вы товарищи, все по местам"...., и я уверен, что большинство знает о каком корабле идет речь в песне, тем более его имя там называется. Это если что - крейсер "Варяг". Слова другой песни, которая начинается со слов: "Плещут холодные волны, Бьются о берег морской…", менее известны, но если услышать песню - не трудно догадаться о каком корабле, вернее, о каких кораблях идет речь. Если что - то это песня о "Варяге" и "Корейце". Есть и более современные песни - например, та, которая называется "Было время я шел - 38 узлов и свинцовый вал резал форштевень; Как героев встречали моих моряков Петроград, Лиепая и Ревель...." Эту песню А.Розенбаума посвящают эсминцу "Новик", правда не ясно почему Лиепая, а не Либава. Но художнику лучше знать. А как вы думаете, друзья, какому кораблю посвящены вот эти строки? В заливе морском, у прибрежных камней Покоится витязь убитый... Весь панцирь иссечен, разрублен шелом И илом , и кровью покрыты... Затихли шумевшие волны вокруг, Свидетели грозного боя, И ласково плещут, стараясь омыть Кровавые раны героя... И шепчут печальные волны ему: "Давно ль ты как сокол носился, Давно ль перед знаменем белым твоим Испуганный враг сторонился... Но, зная, что ранен ты в прошлом бою, Что силы тебя покидали, Враги окружили , в усталую грудь Каленые ядра метали... Ты бился израненный, новая рать Сменила тобою сраженных, Ты бился, пока твой зазубренный меч Не выпал из рук утомленных. Покойся, наш витязь, а мы понесем Стране твоей скорбные вести, Мы скажем, что пал ты в неравном бою Хранителем воинской чести. Увидим мы слезы любивших тебя: Понятно нам жгучее горе... И будут оплакивать долго тебя И люди, и синее море... Как думаете о каком корабле идет речь, друзья? И встречали ли вы раньше эти строки где нибудь? Будет интересно узнать А вообще, конечно, о кораблях много есть песен и стихов, Например, мы еще не вспомнили про то, что снится крейсеру "Аврора", )) Ждем ваших ответов пару дней. С уважением. P.S. Иллюстрация это только иллюстрация.
212 прочтений · 1 день назад
Смотр как высшая форма оценки боеспособности эскадры? /Транзунд, кампания 1866 года
Из истории отечественного флота, на мой взгляд, лучше всего изучен и представлен в литературе период с конца 19 века до конца ХХ века, при этом период второй половины XIX века, начиная с 60-х годов до конца 90-х годов отражен сравнительно слабо. Это видно и по наличию книг о кораблях той эпохи, и о конкретных событиях, и исследований по повседневной службе кораблей русского флота. Между тем этот период очень интересен тем, что шел активный переход от парусного к паровому флоту, строительство и освоение...
159 прочтений · 2 дня назад
[Quiz, 23/2024, итоги] Подводим итоги мини-викторины. Итак, это случилось! Полная победа читателей! Отличный результат - три из трех!! После нескольких неудачных игр читатели "собрались" и доказали, что отлично разбираются в теме вопроса и хорошо знаю военно-морскую историю! Но в любом случае, необходимо подвести итоги и зафиксировать результаты. Что мы и делаем. Вопрос 1: На фотографии № 1 британский лидер эсминцев «Кодрингтон». Этот корабль погиб в Сандхёрсте 27 июля 1940 года, однако факт его гибели был признан Адмиралтейством только 18 мая 1945 года. Вот и выходит, что этот корабль -призрак еще почти пять лет "числился" в составе британского флота. Надемся, что денежное довольствие личного состава никто не присваивал, грустная шутка, ( Вопрос 2: На фотографиях № 2 и № 3 - британский эскадренный миноносец «Ахерон» и советский эсминец проекта 45 «Опытный». Оба корабля по проекту получили энергетическую установку с повышенными параметрами пара, из-за проблем с которой не могли в «нормальном виде» (по критериям штабов) вести службу в составе флота. Вопрос 3: На фотографии № 4 - старший матрос С.Г.Картер, единственный спасённый из экипажа эсминца «Акаста». На фотографии № 5 - марсовой старшина С.С.Ющин, единственный спасшийся из экипажа броненосца «Бородино" в Цусимском сражении 14 мая 1904 года (ст.ст). Рисунок - эсминец "Акаста" атакует немецкие линкоры. Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно!
1,1K прочтений · 2 дня назад
Ютланд: Надо больше снарядов, чтобы чаще стрелять! /Часть 2. "Стрельба не должна прекращаться с целью попра­вить прицел..."
Итак, разбирая трагическую судьбу трех британских линейных крейсеров в Ютландском бою 31 мая 1916 года, мы отметили одну тенденцию, а именно - желание иметь на борту кораблей Королевского флота большее количество снарядов и зарядов, чем это предполагалось изначально при проектировании этих кораблей. И как установили ранее (вернее установил Николас А.Ламберт в своем исследовании на страницах журнала "The Journal of Military History" еще в 1998 году), читать ЗДЕСЬ, инициатива командиров и командующих нашли понимание у высшего руководства флота...
133 прочтения · 3 дня назад
[Memory] Памятные даты в истории флота - это не только даты побед и лихих экспедиций, героических подвигов и мужественных дел. Есть в истории русского флота и трагичные даты, которые следует помнить, на основе которых необходимо делать выводы и не совершать ошибки. К таким трагическим датам безусловно относится сегодняшняя дата - 18 июня, возможно для некоторых довольно рядовая дата, не отмеченная в распространенных календарях и памятках. 18 июня 1918 года часть кораблей русского Черноморского флота была затоплена в Цемесской бухте Новороссийска, другая часть кораблей ЧФ вернулась в Севастополь - ее судьба, в итоге, закончилась во французской Бизерте. Подобные "действия" имели место и в германском флоте, и во французском, но думаю, что до сих пор нет единого мнения по судьбе кораблей русского флота. Насколько правильным или нет было данное "мероприятия". Что лучше - уничтожить корабли или отдать их врагу, с последующем их уходом. Но вернемся к 18 июня 1918 года. У Новороссийска были затоплены линейный корабль "Свободная Россия" и как часто говорят "девять эсминцев". И что интересно, до сих пор некоторые ресурсы указывают разное количество кораблей. Например, на сайте "Музея обороны Севастополя" год назад, в 2023 году появилось сообщение: "18 июня 1918 г. в бухте Новороссийска было затоплено 14 военных кораблей Черноморского флота. Среди них: линкор «Свободная Россия», эскадренные миноносцы «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Пронзительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». В списке восемь эсминцев, при том что "Керчь" был затоплен у Туапсе. Да и арифметика странная, если указано - 14 кораблей - так перечислите всех, и почему забыт "Фидониси"? Почему забыт "Громкий" (может потому что его экипаж затопил 17 июня)? У меня нет особых претензий к этой научной организации, но если вы взялись за какое то дело - может стоит его сделать хорошо? Итак, вспомним следующие корабли, которые были затоплены у Новороссийска: -линейный корабль "Свободная Россия"; -эскадренный миноносец "Фидониси"; -эскадренный миноносец "Гаджибей" (тип "Фидониси"); -эскадренный миноносец "Калиакрия"(тип "Фидониси"); -эскадренный миноносец "Пронзительный" (тип "Дерзкий"); -эскадренный миноносец "Громкий" (тип "Счастливый"); -эскадренный миноносец "Лейтенант "Шестаков"; -эскадренный миноносец ""Капитан-лейтенант Баранов" (тип "Лейтенант Шестаков"); -миноносец "Сметливый" (тип "Сокол"); -миноносец "Стремительный" (тип "Сокол"). Эскадренный миноносец "Керчь" (тип "Фидониси"), который и осуществлял мероприятия по затоплению пережил свои жертвы на одни сутки - была затоплен экипажем 19 июня 1918 года у Кадошского маяка в трёх милях от Туапсе. Получается что было затоплено 11 боевых кораблей, а не 14. Между тем были затоплены еще один танкер "Эльборус" и пять транспортов. Имена затопленных судов нанесены на металлически тавровых балках монумента "Погибаю, но не сдаюсь". Красивый мемориал, правда оружие у моряка больше похоже на автомат ППШ, чем на винтовку Мосина, (. Но это видно по фотографиям, я сам у этого мемориала не был, но был 20 лет назад в Туапсе, у скромного памятного знака, посвященного гибели эсминца "Керчь". Интересно, что практически все корабли кроме линкора и эсминца "Громкий" удалось поднять, большинство - по частям, ((. А вот эсминцу "Калиакрия" повезло больше всех - его подняли, отремонтировали и под наименованием "Дзержинский" он вступил в состав Черноморского флота Советской России. Такая печальная страница истории русского флота. Сделаем ли выводы? Но хотя бы запомним! Фото 1-2 - памятный знак эсминцу "Керчь" в Туапсе Фото 3-4 - мемориал "Погибаю, но не сдаюсь" Фото 5 - эсминец "Керчь" Фото 6 - эсминец "Громкий" Фото 7 - эсминец "Лейтенант Шестаков" Фото 8 - миноносец "Сметливый Фото 9 - поднятый со дна "Стремительный" Фото 10 - телеграмма на уничтожение кораблей
122 прочтения · 4 дня назад
[Ships] А.Беггров Знакомясь с творчеством Александра Карловича Беггрова нельзя не отметить, он не ограничил свое творчество только одной темой - "корабли русского военно-морского флота". Надо признать у него было достаточно и более "миролюбивых" картин, которые тем не менее связаны с морем (с водной поверхностью). По моему скромному мнению, например, его работы по изображению Санкт-Петербурга и Невы как раз дополняют работы с изображением кораблей, создавая как бы атмосферу эпохи. Оцените сами: 1."Набережная Невы, 1876 год 2.Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей", 1879 год 3."Вид на Неву от Зимнего дворца", 1881 год 4."Петербург со стороны Невы", 1899 год 5."Петербург. Вид на Неву", 1912 год. 6. "Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь", Можно отметить, что у художника была какая то тяга к тому, чтобы на своих картинах изображать Неву с разных ракурсов, с разных сторон и в разное время года. И что интересно - на Неве обязательно будут корабли, суда, лодки. баржи, все что движется. И можно удивляться насколько судоходной и оживленной была река в этом месте в конце 19-начале 20 веков - даже пароходы швартовались к Стрелке Васильевского острова. И точно возникает аналогия с Венецией, )) Возможно в этом есть какой то смысл. Кстати, не менее любопытная и зимний вид - как не странно, река и в замершем виде на стала менее оживленной! Так что не одной "Светланой" прославил себя Александр Карлович Беггров, ))) Шутка.
641 прочтение · 4 дня назад
"Тренто" - шаг 1, "Зара" - шаг 2 / Часть 2. "Линкоровская" броня на крейсере?
Продолжаем тему, посвященную итальянским тяжелым крейсерам в целом, и крейсерам типа "Зара" в частности. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ. Окончание. ...Итак, как мы выяснили в прошлый раз, основные вопросы по облику нового итальянского тяжелого крейсера были решены, осталось его создать. Работы по проектированию нового крейсера были поручены Комитету по проектам боевых кораблей под руководством инженера генерал-лейтенанта Фабио Мирабелли. Поиск резервов водоизмещения было решено вести по трем основным «направлениям»: по корпусу, по вооружению и по энергетической установке...
70 прочтений · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №153
Продолжаем рубрику, которая практически завершена. Целью рубрики было уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 1918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) - подводные лодки, которые после подписания перемирия в войне передавались странам -победительницам (и не только). В основе - справочник Шишова А.А.(1996 г), потери в корабельном составе кайзеровского флота представлены в хронологическом порядке...
148 прочтений · 6 дней назад
[Quiz, 23/2024] Очередной выходной июньский день - предлагаем традиционную мини-викторину, ))) Вопросы не сложные, но думаю, что интересные. Более этого, можно сказать, что сегодня опять - фото-викторина: для каждого вопроса - своя фотография! Вопрос 1: Корабль, изображённый на фотографии № 1, 27 июля 1940 года прекратил своё «земное» существование и, в некотором роде, обратился в «призрак». Но главное - он в таком виде прошёл всю войну до самой победы. Назовите этот корабль и объясните его «призрачное» существование. Вопрос 2: Иногда у абсолютно непохожих кораблей из разных стран могут быть сходные факты в «биографии», которые влияют на всю их карьеру. Назовите корабли на фотографиях № 2 и № 3 и один из важных фактов их конструкции, повлиявший на их службу Вопрос 3: Сходные биографии бывают не только у кораблей, но и у людей. На фотографии № 4 и № 5 два матроса: русский и британский. Если вы узнали русского матроса, то должны вспомнить, наверное, самый значимый факт из его биографии. В биографии британского матроса присутствует такой же, в чём-то уникальный факт. Назовите этого матроса и его знаменитый корабль. Такие вот вопросы, и они не сложные. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду (в крайнем случае - в четверг).
81 прочтение · 6 дней назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 20 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-16.Последние дни 2-й Тихоокеанской эскадры. Таубе, Г - СПБ, 2004 г. Продолжение неплохой серии книг, издаваемой 20 лет назад в Питере. На этот раз воспоминания старшего артиллерийского офицера броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" лейтенанта барона Таубе Георгия Николаевича. Очень интересные материалы и по сути редкие - не помню другие воспоминания офицеров с отряда кораблей, которые сдались японца в Цусимском сражении 15 мая 1904 года (инженер Костенко и Новиков-Прибой не в счет). Жанр воспоминаний предполагает, что автор будет описывать происходящие с ним и его соратниками события, в этом случае часто приводятся беседы, разговоры, чужие мнение, обсуждения. Интересно, что в этой книге этого ничего нет (или почти нет). Мы получаем краткое описание, как бы со стороны постороннего человека, событий на эскадре с момента соединения Второй и Третьей эскадр и последующие события. Книга интересна и тем, то ее автор по воле судьбы оказался на корабле, который почти не пострадал в артиллерийском бою, тем самым у него была возможность наблюдать за событиями без моральных и физических страданий и переживаний, свойственных человеку, который находится под вражеским огнем и видит гибель товарищей. Этим, возможно, и обусловлен большой объем размышлений по факту сдачи кораблей, вариантов действий в этом случае и так далее. Интересно и то, что мы имеем в руках переиздание книги 1906 года (изданной в 1907 году), которая в течении почти 100 лет была неизвестна широкой публике. Положительно, что и автор, критически оценивая свое произведение (в 1907 году), размышляет о том, насколько его книга будет востребована, и правильно понята. 2-13. Порт-Артур. Действия флота в 1904 году.Составитель - Губер, К. - 2003. Еще одна книга-находка, изданная под эгидой Росархива и РГАВМФ, видимо заранее задуманная к 100-летию РЯВ. По сути, как и информирует нас автор-составитель, перед нами скорректированное и дополненное издание "Перечень военных действий флота у Порт-Артура в 1904 году", который подготовил в 1910 году лейтенант А.И.Лебедев(1881-1947 гг.), в последующем капитан 2 ранга, историк-архивист. Исходя из название - перед нами краткая хроника боевых действий русского флота у Порт-Артура с приложениями, которые уже были добавлены при подготовке современного издания. Надо учесть, что даты даны по старому стилю и начинаются 26 января 1904 года, заканчивается 20 декабря 1904 года. Материал представлен сухо, без эмоций - отличный вариант для справок и уточнения дат и состава участников событий. По сути - настольная книга! Возможно для кого то особую ценность представят и перечень архивных источников из фондов РГАВМФ, с указанием подробных шифров дел. 3.14.Варяг. Катаев, В.- СПБ-2002. Если кто-то считает, что история крейсера "Варяг" исчерпывается книгой Р.Мельникова, то он ошибается. За прошедшие годы убедился полностью: если необходимы технические подробности и история корабля - то это "к Мельникову", если нужны события и людские судьбы, разбор и версии случившегося - то лучше книг В.И.Катаева сейчас нет. Да, именно книг, потому что данная книга - это только первая часть (по сути), хотя думается, что изначально "многотомник" не планировался. Согласен - было много статей и мнений по этому кораблю и бою в Чемульпо. Но обратите внимание, книга издана более 20 лет назад! Так что все что пишут последние пару десятку лет это уже "дополнение". Но конечно все определяется субъективной позицией читателя. К сожалению, сейчас уже много таких, чье мнение сформировано не на собственных знаниях, а на рассказах и мнении других (тип ЛОМов). Поэтому могу только рекомендовать очистить свою предвзятость и познакомиться с тем что предложено в данной книге. По моему скромному мнению - это того стоит, очень даже! В книге не совсем можно согласиться, но предложенные версии очень логичны и связаны, схемы и расчеты показательны и информативны. Книга достойная.
Видео