Статьи
2,2K прочтений · 20 часов назад
С какой попытки можно стать вице-адмиралом?
Вполне отдаю отчет, что данный заголовок имеет несколько провокационный подтекст, но с другой стороны, все кто служил или служит в армии и на флоте понимают, что процесс присвоения и получения очередного (подчеркиваю, очередного) воинского звания дело "вероятностное" (часто). Причем так было всегда. Но... Вот тут наступает определенное "но". Как мы все помним (уверен, что людей которые проходили службу на офицерских должностях на канале много) раньше, где-то до середины 80-х годов процесс присвоения очередного офицерского воинского звания был, более вероятностным, если сказать мягко...
120 прочтений · 2 дня назад
[Quiz, 26/2024, итоги] Очередная викторина позади, в целом итоги неплохие. Итак, подводим итоги и фиксируем результаты. Ответ на вопрос 1: Испытания К-454 предполагали такой элемент - "Отдачу якоря под собственным весом с установленной программой испытания глубины". Согласитесь вставать на якорь АПЛ в подводном положении приходится не часто. Или часто? В итоге - в результате испытаний якорь -цепь лопнула и лодка потеряла якорь-щит, что в итоге задержало другие испытания. Новый якорь-щит доставили самолетом, якорь-цепь заклепали - испытания продолжили. Ответ на вопрос 2: "Иван Кирилловичем" называли огромный чайник пресной воды, который получал каждый подводник в день помывки на С-100 в боевом походе 1967 года в Средиземном море. Дело в том, что моряки мылись забортной водой из системы охлаждения дизелей - но соленую воду надо чем то смывать, )). Не уверен, что название распространенное для всех советских ДЭПЛ, но такое было, говорят. Ответ на вопрос 3: Одним из стратегических предложений по морским операциям США было решение потревожить "австрийское озеро" в Адриатическом море, коммуникации Австро-Венгрии по морю осуществлялись практически без противодействия союзных держав (по мнению США). Бравые американцы задумали высадить союзный десант численностью до 20000 человек при поддержки кораблей флотов четырех держав. К счастью - одумались, и немцы опосредованно помогли. А то кто знает, получили бы еще одно Галлиполи в Адриатике, )) Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно! Фотография - подводная лодка проекта 613 С-157
89 прочтений · 2 дня назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 25 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-21. На "Алмазе" (от Либавы через Цусиму - во Владивосток). Чегодаев-Саконский А.П. -СПб., 2004. Еще одна книга, изданная в Питере к столетию РЯВ, двадцать лет назад. Это второе издание книги, первое издано еще при жизни автора - вахтенного офицера крейсера 2 ранга "Алмаз" князем Алексеем Павловичем Чегодаевым-Саконским. Судя по книгам - не мало князей служило на флоте, )). Кстати, интересно, что фамилия автора в книге в разных местах пишется "по-разному" - на обложке "Чагодаев", на форзаце, аннотации, предисловии - "Чегодаев", поди их разбери. )). Вики, прости Господи, пишет через "Че", ))). Итак, князь Чегодаев-Саконский издал свои воспоминания в 1910 году, использовал для этого исторический журнал крейсера "Алмаз", который вел в ходе похода и боя. События начинаются 2 октября 1904 года и закончились 16 мая 1905 года с приходом крейсера во Владивосток. Печальное зрелище, как пишет автор: "Берег был усыпан народом. Махали шапками, платками, зонтиками. Громкое "ура" неслось отовсюду. Жители города предполагали, что если "Алмаз" появился во Владивостоке, то значит об остальных нечего беспокоиться"... Как мы знаем это не так. Написано живым языком, не без юмора. Книга передает совершенно другую обстановку, чем на кораблях которые находились под огнем в течение боя. При этом крейсер стрелял, получил повреждения, были потери - но все как то очень легко для него и команды закончилось - это даже по описанию видно. Интересное представление событий. 2-18.Первая эскадра флота Тихого океана. Часть первая. Крестьянинов В.Я. - Морское наследие, 2023. Новая книга, издание прошлого года известного современного автора, специализирующегося на теме РЯВ. По названию видно, что акцент сделан на Первой Тихоокеанской эскадре. Конкретно повествование посвящено участию эскадры в обороне Порт-Артура, причем история морских сил на Дальнем Востоке начинает рассматриваться с 18 века. Девять достаточно обстоятельно проработанных глав, но без занудства. Первые три - предвоенные годы (последовательное изложение событий связанных с концентрации сил и освоением Порт-Артура), последующие девять - война и гибель. Начиная с четвертой главы - последовательное описание, по дням действий эскадры! По сути - форма представления повторяет книгу "Порт-Артур. Действия флота в 1904 году.Составитель - Губер, К. - 2003", но более кратко, у Губера больше подробностей. В тоже время по отдельным датам - много разных подробностей. По моему мнению, эти две книги могут как бы дополнять друг друга. Много интересных подробностей, писем, докладов, фотографий. Чуть позже сделаю более полный обзор. 3-18.Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Арбузов В.В. - СПб, 2000. Еще одна книга про известный крейсер русского флота, на этот раз издан в серии "Корабли и сражения" - БКМ почти четверть века назад. Мы уже представляли монографию по этому крейсеру от С.Сулиги (в МК), но здесь мы видим несколько иной формат представления материала. Характерно много деталей о постройке и службе этого корабля в виде рапортов, докладов, воспоминаний должностных лиц русского флота. Имеются и фотографии, и схемы, и копии с подлинных чертежей. Кстати на чертежах 203-мм артиллерийские установки крейсера называются башенными, а сами установки - башнями. Это к тому, был ли крейсер "башенным" или "барбетным". Характерно, что общего связного описания всех походов крейсера нет - есть несколько глав, которые подходят по смыслу, но тут надо дополнительно читать вставки - рапорта, доклады, отчеты, тогда может получиться целостная картина. Удивляет, что Цусимскому бою уделено немного места, хотя хотелось бы. А поход к Цусиме вообще не раскрыт - один лист с фотографиями, очень кратко. В целом акцент сделан на предвоенной службе и модернизациях, которые были. Но книга, особенно для своего времени - познавательна. Но книга Сулиги по части содержательности лучше, (.
29 прочтений · 2 дня назад
Новинки на книжных прилавках: "Форты и батареи Кронштадта"
Итак, на этот раз почти новая книга и новый обзор, друзья. Напомню, моё мнение в этом обзоре - мнение частного лица, читателя, а не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение историка-профессионала. В основе оценки издания - субъективное мнение о книге в области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально. Я не анализирую издания с точки зрения качества изложенного материала - пусть это сделают читатели, хотя если вижу (встречаю) ляпы, мимо которых нельзя пройти мимо - скажу про них обязательно...
195 прочтений · 3 дня назад
[New`s] Могами, 2 Если вернуться лет на 100-110 назад, то можно согласиться с утверждением, что «Японцы умели строить хорошие корабли». Имеется ввиду, с начала ХХ века, после освоения западных технологий и анализа зарубежного и собственного опыта использования различных кораблей. Современные японские кораблестроительные программы свидетельствуют, что опыт тех, кто строил линейные крейсера типа «Конго», линкоры «Нагато», «Ямато», КР типа «Миоко», «Такао», «Могами», эсминцы типа «Фубуки» не забыт. И это видно даже по названиям новых кораблей. И японцы по-прежнему умеют строить корабли с хорошими характеристиками и в больших количествах. Вспомним ФР типа «Могами» - корабли небольшого размера, с корпусом уменьшенной сигнатуры, обеспечивающей живучесть для этого класса, уменьшение дальности РЛ обнаружения, усложнение обнаружения и в итоге -поражение противником на дальних дистанциях (так говорят рекламные проспекты, поверим, хотя бы частично). О размерах, особенностях ГЭУ и вооружения этих ФР мы говорили, но у них есть еще несколько важных факторов. 1. Небольшой размер экипажей на «Могами». От 220 человек на ЭМ типа «Асагири» японцы перешли к экипажу в 90 человек (меньше на 60%) на ФР типа «Могами», что считается относительно мало для корабля такого водоизмещения. В основе такого решения, как утверждается - высокий уровень автоматизации. Пример - боевой информационный центр (БИЦ, CIC), в виде гигантской круговой стены на 360 градусов. Это добавляет футуристической атмосферы ФР и, по мнению экспертов, «…позволяет выполнять тактические задачи, управление, инженерное дело, навигацию, борьбу за живучесть, пожаротушение, связь и другие функции с помощью многофункциональных консолей и программного обеспечения с открытой архитектурой. Дополненная реальность будет частью системы, отображая ключевую информацию, такую, как траектории целей и потенциальные опасности на экранах…». Я тут сразу вспоминаю наши АПЛ проекта 705. Бесспорно – интересный подход, но заделать реальную пробоину программное обеспечение и дополнительная реальность не смогут, придется, как говорится – «ручками», или нет? Интересно, что именно такая возможность «эффективно выполнять различные задачи с небольшими размерами экипажа» считается основной причиной, по которой Япония инициировала строительство ФР типа «Могами». 2.Решение о строительстве 12 ФР «Могами» было поддержано тем, что они оказались «хороши» по цене за свои ТТХ в сравнении с другими боевыми кораблями Сил самообороны Японии. Так первые 2 корабля (заказ 2018 года) стоили менее 500 млн. долл.США каждый, а ориентировочная цена следующих – 370-410 млн.долл. за ФР. Позднее  цена еще снизилась – около 300 млн.долл. Это существенно меньше, чем, например, прибрежный боевой корабль типа «Фридом», функциональность которого считается сомнительной. 3.Но главное, Япония не собирается останавливаться на 12-ти «Могами». Парадоксально, от первоначальных 22 единиц «Могами» японцы отказались в пользу 12, но сейчас приняли решение закупить еще 12 «новых многофункциональных ФР» дополнительно. Это новый проект, но и он получил название… «Могами»! Новые ФР типа «Могами», основанные на проекте «Могами», будут чуть крупнее (станд.водоизмещение -4880 т, полное - около 6200 т, длина и ширина будут увеличены). Силовая установка, скорость, относительно небольшой размер экипажа сильно не изменятся. Новые многофункциональные ФР ориентированы на задачи ПВО, даже вводится номенклатура - FFM-AAW (многофункциональный фрегат ПВО). Их оснастят 32-ячеечной, а не 16-ячеечной системой вертикального пуска – для запуска ПКР Type 12 большей дальности и японской «новой УР класса «корабль-воздух» (A-SAM). 4. Строительство кораблей начнут в 2027, а все 12 ФР получат к 2036 году. Правда, новые ФР будут стоить дороже, чем «Могами»: на первые 2 новых корабля уже запросили около 1,16 млрд. долларов. 5.Быстрое строительство японских ФР типа «Могами» тоже впечатляет. На постройку первых 2-3х ФР отводят около 2,5 лет, на четвертый чуть больше. В целом видно, что японское военное кораблестроение обладает мощным потенциалом. Посмотрим за их итогами.
143 прочтения · 5 дней назад
[Photo report], № 9 Следующее фото также тем или иным образом связано с событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Девятая фотография - "Миноноска "Сулин" С этого несерьезного кораблика на снимке, по случаю какого-то торжественного события украшенного флагами и зелеными веточками, можно сказать, начинается история минно-торпедных сил русского флота. И действительно, по сути перед нами миноноска 75-футового типа верфи Ярроу: водоизмещение 24,5 т, длина - 22,86 м, ширина - 3,05 м, осадка (нос/корма) - 0,74/1,52 м. Оснащена вертикальной паровой машины типа компаунд, имела один локомотивный котел, мощность силовой установки - 112 л.с., скорость - 14 узлов. Вооружалась такая миноносца шестовой миной (изначально)! Интересно, что строилась миноноска для датского флота, но была перекуплена в декабре 1876 года русским Морским ведомством. Построенная в Англии в 1876 году миноносца "№2"(обозначение получено 9 февраля 1877 года) в январе 1877 года была оставлена в Одессу на борту парохода "Эрато" и участвовала в военных действиях на море в 1877-1878 годах. Собственное имя корабль получил "по высочайшему повелению" после лихой, но, увы, не имевшей успеха атаки турецких кораблей, стоявших на рейде Сулина в ночь на 29 мая 1877 года. Этот рейд провел С.О.Макаров на пароходе "Великий князь Константин", и для атаки турецких кораблей было выделено четыре паровых катера "Чесма, "Синоп", "Наварин", "Минер" и две более скоростные миноноски № 1 и № 2. Около двух часов ночи миноноска № 2 попыталась атаковать броненосный корвет «Иджлалие», но шестовая мина взорвалась, наткнувшись на турецкое боновое заграждения, и миноноске пришлось возвращаться на "Константин". В любом случае эта атака и сам рейд получили высокую оценку и среди специалистов и среди общественности. Как результат, миноноска № 2 стала "Сулином". Кстати, командовал миноноской № 2 в той атаке - лейтенант Владимир Олимпиевич Рождественский. В дальнейшем, экстренном порядке менее чем за два года для русского флота построили более сотни миноносок, впрочем, довольно быстро устаревших. Сам "Сулин" служил долго: после войны миноноска была придана прибрежной обороне Одессы, в июле 1878 года случилось "страшное" - в результате взрыва парового котла миноноска затонула в 12 милях от Одессы, но уже 2 октября 1878 года была поднята, отремонтирована и в 1870 году вновь вступила в строй. В 80-е годы 19 столетия на ней бул установлен неподвижный 381-мм торпедный аппарат с пневмопуском! В ходе службы неоднократно менялось обозначение корабля - с 2 сентября 1885 года - это миноноска № 173, с 12 января 1886 года - № 92, с 8 апреля 1895 года - № 88. После исключения из состава боевых кораблей флота (16 октября 1904 году) миноноску продолжали использовать в качестве портового парового катера Севастопольского порта! Такая вот судьба!
373 прочтения · 4 дня назад
Первый год войны, первый выход немецких «маасов» на Русский север: гибель "Пассата"
Продолжаем знакомиться с боевой историей немецких эскадренных миноносцев типа "Леберехт Маас". В сражении при Нарвике корабли этого типа понесли серьезные потери, но несколько из них остались в строю Кригсмарине, и для них вскоре нашли новые задачи. Предыдущие публикации по "Маасам" можно прочитать, например, ЗДЕСЬ или ТУТ, или ВОТ ТАМ. Казалось бы, катастрофа в Нарвике должна была заставить германское командование свернуть активные действия немецкого флота, в частности немецких эсминцев, в арктических районах...
51 прочтение · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №156
Продолжаем рубрику, которая идет к завершению. Цель - уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны и изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 1918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) -корабли, которые после подписания перемирия в ПМВ передавались странам -победительницам (и не только). В основе материала - справочник Шишова А.А.(1996 год), потери в корабельном составе представлены в хронологическом порядке...
170 прочтений · 6 дней назад
[Quiz, 26/2024] Лето, июль и значит скоро день ВМФ! И поэтому, пусть и заблаговременно, сделаем акцент на вопросы из истории и быта современного флота (подводного) нашей страны. Пусть это будет неочевидной подсказкой, )) Итак, очередная мини-викторина Вопрос 1: Однажды в период заводских испытаний командир строящейся атомной подводной лодки потребовал от ответственного сдатчика выполнить один из пунктов испытания, который ранее по словам судостроителей никто не выполнял. Проведенные испытания закончились конфузом, для исправления которого потребовался даже самолет, чтобы не срывать сроки. Самолет нашли - испытания продолжились, сроки удалось выполнить. Что это за конфуз и зачем понадобился самолет? Вопрос 2: Быт подводников на дизель-электрической подводной лодке имел свои особенности, причем не всегда приятные. Но как бы то ни было - все решалось по мере сил и возможностей. И вот одним из "элементов" такого бытового обеспечение для каждого подводника, по крайней мере тех кто выполнял задачи боевой службы где-то в Средиземноморье, была периодическая "встреча" с "Иваном Кирилловичем". По отзывам - встреча была довольно приятная. Вопрос - что это за "Иван Кириллович", и зачем с ним надо было встречаться? Вопрос шутливый - не принимайте всерьез, )) Вопрос 3: История Первой мировой войны оставила нам много примеров удачных и неудачных авантюр, которые предпринимали враждующие державы. США тоже отметилось такими предложениями, вступив в войну в последний год американские стратеги предложили крайне дерзкую операцию, разумеется с участием флотов Великобритании, Франции, Италии - так сказать для оживления ситуации в одном из ТВД. С счастью для союзников эти предложения не были реализованы - помешало немецкое наступление во Франции в марте 1918 года. Друзья, проявите стратегические таланты и попробуйте предложить ту самую морскую операцию, которую задумали инициативные американцы. Вот такие вопросы Думаю они не слишком сложные. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду (в крайнем случае - в четверг). На фотографии - атомная подводная лодка проекта 671 К-438.
118 прочтений · 7 дней назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 24 Продолжаем рубрику о книгах по РЯВ. Выбор основываться на хронологии приобретения, на ваших пожеланиях и значимости. Если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-20. "Акацуки" перед Порт-Артуром (дневник японского морского офицера). -СПб., 1995. Переиздание книжки, которая вышла почти 120 лет назад в Германии на немецком языке, а в 1905 году была переведена и издана в Санкт-Петербурге в редакции "Нового журнала литературы, искусства и науки". Настоящая книга - это переиздание того самого русского издания с современными комментариями и пояснениями (географические названия и названия кораблей -как в оригинале), книга из серии "Корабли и сражения", выпуск № 4, которая издавалась в середине 90х годов уже в нашей России, 30 лет назад. Как видно из названия - автор представляет события перед Порт-Артуром в роли командира японского эсминца "Акацуки", реально существующий корабль, участник ночной атаки на Порт-Артур в начале войны. Дневник охватывает события с 26 января по 13 апреля 1904 года (по новому стилю), на моменте гибели броненосца "Петропавловск", после чего автор по его словам решил отправиться в госпиталь, так как был ранее ранен. Интересно, что авторство книги приписывают морскому офицеру Нирутака, однако в этот период эсминцем "Акацуки" командовал лейтенант Наодзиро Суецуги. Считается, что автор "работал" под псевдонимом Нирутака, но кто он в действительности - не известно. Кстати, через месяц после гибели "Петропавловска" на минах погиб и эсминец "Акацуки", тоже у Порт-Артура - 17 мая 1904 года, погибло 23 человека из экипажа, в том числе и командир, так что не исключено, что "автор" тоже погиб. Повествование интересное, автор живо описывает события, критикует своих командиров, с пренебрежением относится к русским, впрочем не жалует и европейцев - британцев и немцев, высказывая пожелания, что после победы над Россией Япония должна поставить на место и Европу. Автор не имеет ни малейшего сомнения ни в своих действиях, ни в своей победе, максимально позитивно оценивает как японские силы, так и свою подготовку и подготовку своего экипажа! 2-17.Ниппонь-Кай Тай-Кай-Сень. Великое сражения Японского моря (Цусимский бой). Перев. с яп.- В.Л.Семенов. - СПб-М.: Издание Вольф, 1911. Еще одно современное переиздание небольшой книги начала прошлого века. Перевод японского описания Цусимского боя сделан Владимиром Ивановичем Семеновым, автором "Расплаты". Перевод был издан уже после смерти этого офицера и писателя - только в 1911 году, как пишет его брат, Виктор Семенов, он нашел этот перевод в бумагах покойного вместе с японским оригиналом. Судя по пояснениям - В.Семенов занялся переводом еще в Японии, в госпитале в Сасебо. Интересно, что по мнению японцев - японский оригинал не имеет официального статуса, и представлял собой выпуск журнала по РЯВ, который издавался в Японии, в данном случае - № 28. Вот его и перевел В.Семенов. Читать не просто - сохранили шрифт того времени, но есть отдельные моменты, которые добавляют деталей к этому сражению, представленному как взгляд с японской стороны. Кстати, "Наварин" показан, как корабль погибший - "получив в оба борта по две мины". Вот и думай после этого - "мины как торпеды", или "мины как мины", )). 3-17.Крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд". Аллилуев А.А., Богданов М.А. "Стапель"-№2/2004. Краткое изложение истории проектирования и боевой службы двух русских крейсеров, наследников легендарного "Новика". Рассматриваются периоды проектных работ, особенности и сложности строительства, достройки в походе и сам поход на Дальний Восток, Цусимский бой. Для "Жемчуга" - продолжение истории в годы Первой мировой и трагическая и нелепая гибель в порту Пенанга. Много схем, чертежей по корпусу, и отдельных элементов - думаю моделистам это понравится. Фотографии - не большие, и в основном известные. Хорошая "серийная" книга для коллекции, и для первого знакомства с крейсерами данного типа.
3,3K прочтений · 1 неделю назад
Боевая служба в Средиземное море на "дизелюхе" /На борту С-100
В годы "холодной войны" советские атомные подводные лодки активно действовали в океанах, выполняя боевые задачи, но и дизель-электрическим подводным лодкам также хватало работы в тот период. Вот еще один пример практически рядового похода черноморской подводной лодки проекта 613 Описываемые события произошли весной- осенью 1967 года, а все началось в апреле, когда подводная лодка проекта 613 С-100 под командованием капитана 3 ранга В.Я.Барановского вышла на боевую службу в Средиземное море. На тот момент лодка входила в состав 155 бригады подводных лодок 14-й Дивизии подводных лодок КЧФ...
197 прочтений · 1 неделю назад
[Ships] Р-47 "Тамбовский комсомолец" Не так давно мы закончили обзор экспонатов на площадке в Усть-Рогатке (Кронштадт), однако там осталось еще два экземпляра, причем которые не заметить невозможно. Правда и потрогать не так просто, )) По крайней мере, когда я там был в 2021 году - это не получилось, так как я говорю о двух боевых кораблях советского и русского флота, которые стали музейными кораблями. В данном случае речь про эскадренный миноносец проекта 956 "Беспокойный" и ракетный катер Р-47 проекта 1241.1, носящий ранее собственное имя "Тамбовский комсомолец". Начнем с представления этого ракетного катера. Не знаю как сейчас, в 2024 году, но три года назад - катер красивый и свежевыкрашенный был пришвартован к маячному молу, где была развернута выставка морских вооружений под эгидой парка "Патриот". Правда доступа на палубу катера тогда не было. Но уже одно его наличие здесь вселяло надежду, что когда то этот доступ будет открыт. Если говорить о назначении - то перед нами большой ракетный катер проекта 12411, предназначенный для уничтожения боевых надводных кораблей противника, десантных и транспортных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз. Вот как то так представляется его назначение и соответственно его задачи. Выглядит катер очень даже не плохо, и если вспомнить, что он был заложен 2 июня 1983 года на Средне-Невском ССЗ; спущен на воду - 21 августа 1986 года, а вступил в строй 13 февраля 1987 года. Таким образом кораблю - всего 37 лет. Если говорить про боевую эффективность - то скорее всего можно сказать, что это большой срок и катер устарел. Но если иметь ввиду состояние корпуса, механизмов и оборудования - то для того чтобы их него "делать" музейный корабль, то наверняка - "в самый раз", особо крупных затрат не требуется. И это при том, что он находится на плаву. Что насторожило еще три года назад - катер просто пришвартован к пирсу стандартно и другие коммуникации "с берегом" (подача электричества, связь, например) отсутствуют. И это удивляет. Конечно, возможно предполагается, что для этого будут использоваться собственные механизмы корабля, но это не экономно, более того расточительно. С другой стороны - маячный пирс на Усть-Рогатке и не предполагал наличие таких "коммуникаций". И это вызывает вопросы. Но есть надежда - что все что я увидел тогда, и то что покажу сегодня на фото - это только начальный этап и сейчас, в 2024 году - все уже отлажено. Кто был на этом ракетном катере в этом году или в прошлом - уточните мои впечатления. Летом 2021 года я был удивлен самим наличием такого корабля и рад, что можно будет подняться на борт хотя бы через какое то время. Времени прошло достаточно - надеюсь все в порядке. Я бывал на таких кораблях еще в Балтийске, в 1990 году и позже. Но тогда это были разовые посещения, а тут такое счастье для фаната военно-морской истории "в открытом доступе", так сказать, )). Надеюсь много изменилось, а пока - фотообзор того, как это было в июле 2021 года, за неделю до дня ВМФ (может поэтому его покрасили и "навели марафет"?).
Видео