Статьи
3,5K прочтений · 7 месяцев назад
Как в Красноярске хотели выпускать «поддельный» Jeep Cherokee
Друзья, пару лет назад у нас выходила статья, в которой мы рассказали о неизвестных автомобильных индексах из советской отраслевой нормали 1966 года, которые в девяностые и двухтысячные годы институт НАМИ присваивал проектам иномарок российской сборки. ВОТ ТУТ можно посмотреть ту статью, если что. А чего вдруг мы о ней вспомнили? Так есть хороший повод! В названии той статьи присутствовала такая фраза: «Jeep Cherokee с мотором ЗМЗ-402». И это была не шутка. Вообще ни разу не шутка. Сразу оговорюсь, никаких подробностей проекта мы не знали...
399 прочтений · 10 месяцев назад
Новые прицепы САЗ: теперь – и для тракторов
Саранский завод автосамосвалов известен в первую очередь своей самосвальной техникой на шасси автомобилей ГАЗ. В то же время, на предприятии уже давно пошли по пути диверсификации производства, постепенно расширяя ассортимент продукции за счет освоения прицепов к легковым автомобилям, мусоровозов, коммунальных машин, эвакуаторов, автоцистерн, пливозаправщиков. А теперь на САЗе обратили внимание на весьма перспективную нишу тракторных самосвальных прицепов и подготовили к производству несколько моделей сельскохозяйственного назначения...
1,5K прочтений · 1 год назад
Мы издали второй том книги "Советские полноприводные"
Время летит, конечно, со страшной силой! Совершенно рутинно и незаметно пролетели целых пять лет с того момента, как мы выпустили первую книгу из запланированного цикла "Советские полноприводные". Посвящена она была легковым моделям и выглядела вот так: Манускрипт на 420 страниц, охватывающий историю всех советских легковых машин со всеми ведущими колесами, которые выпускались в нашей стране серийно или были созданы в опытном порядке до 1991 года. Книга, что приятно, была тепло встречена читателями, и конечно же мы почти сразу же начали готовить продолжение - теперь уже по грузовым автомобилям...
2,8K прочтений · 2 года назад
Послесловие про конструктора Крещука, который пытался спроектировать на ГАЗе чудо-амфибию МАВ-3
Друзья, если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка помните одну неприятную историю, связанную с амфибиями, которая случилась семь десятков лет тому назад на ГАЗ им. Молотова. Сейчас очень кратенько напомню ее суть. В институте НАМИ на рубеже 1940-х и 1950-х по заданию военных была разработана малая амфибия МАВ модели НАМИ-011 на агрегатах ГАЗ-67Б. Ее создатели даже получили Сталинскую премию. Осваивать машину, разумеется, поручили ГАЗу. Но в Горьком отнеслись к задаче без энтузиазма: "ноль одиннадцатая" машина была, во-первых, откровенно сырой...
36,4K прочтений · 2 года назад
Зачем КАМАЗу мосты от Кировца
Речь сегодня пойдет про одну из самых интересных машин, что давеча демонстрировалась на выставке СТТ-2022. Выглядит она как КАМАЗ, который объелся анаболиков. Но на самом деле, конечно, никаким КАМАЗом не является: называется этот шарнирно-сочлененный вездеход «Ямал» В-4520. Разработан он компанией «Ямалспецмаш», что прописана в подмосковной Электростали, а собран в Ленинградской области, в поселке Рощино, на площадях Петербургского машиностроительного завода. Не слышали о таком? Этот завод специализируется на изготовлении колесных тракторов К-704 «Станислав»...
10,1K прочтений · 2 года назад
Вспоминая «Таврию» Около 20 лет назад мне довелось купить редкий по российским меркам автомобиль – «Таврия Нова». На всю РФ таких и ста штук, пожалуй, было не найти! Автомобиль был на удивление качественным и бодрым. А еще его регулярно путали с «восьмеркой», что, конечно же, льстило: ВАЗ-2108 стоил в 1,5 раза дороже. В общем, воспоминания о «Таврии Нова» остались очень хорошие! Серийно «Таврии» выпускали с 1988-го по 2007-й год. На их разработку и доводку ушло 20 лет: первые прототипы будущих «Таврий» были построены еще в 1968-м году. Период разработки автомобиля ЗАЗ-1102 можно условно разделить на два этапа. Машины первого десятилетия оказались неудачными, поэтому с 1976 года под тем же индексом начали разрабатывать новую машину той же переднеприводной компоновки. Именно она в итоге пошла в серию. Однако прежде, до постановки на конвейер, был построен не один десяток опытных образцов «Таврий». И каждая последующая, как правило, отличалась от предыдущих экземпляров. Машина из альбома, фото которого представлены, относится к 1978-1979 году, когда было построено 16 разных опытных образцов. Обратите внимание, как сильно отличается эта «Таврия» от автомобиля, пошедшего в серию.
6,6K прочтений · 2 года назад
Малоизвестные шахтные автомобили Мало кто знает, что существует подобный транспорт! А тех, кому довелось повидать эти машины воочию – еще меньше. А причина подобной секретности в том, что эксплуатируют эти автомобили только под землей. Производством шахтных автомобилей в России занимается дочерняя фирма нижегородской компании «Техносервис» - ООО «Техно ТОР». Первый заказ на производство подземных спецавтобусов для перевозки бригад шахтеров компания получила в 1998 году от предприятия «Уралкалий». А первый образец автобуса марки «Крот» с индексом Т3220 был построен в 2000 году. Концепция машины оказалась удачной, поэтому в несколько доработанном виде автобусы «Крот» выпускаются до сих пор! «Крота» сделали коротким и низким: 6 метров в длину, 2,1 метра в высоту. Но чтобы спустить машину под землю, и эти величины оказались велики! В итоге под землю отправляют «конструктор», который собирают уже внизу: отдельно опускают кабину, 24-местный пассажирский модуль и шасси. Т.к. для эксплуатации под землей допускается только транспорт с дизельными двигателями, на первых «Кротах» Т3220 ставили японские агрегаты Toyota 5L, позже на модернизированных автобусах Т32204 стали использовать белорусские дизели Д-243 или английские Perkins. Также у «Крота» весьма специфическая доработка выпускной системы: в нее добавляют бак с водой, чтобы исключить вероятность выброса искр из выхлопной трубы.
7,4K прочтений · 2 года назад
Вспоминаем советский "тяни-толкай". В 1973 году киевский институт «ГосавтотрансНИИпроект» по заказу Минавтотранса Украинской ССР разработал пассажирский автопоезд, состоящий из двух совершенно одинаковых автобусов ЛАЗ-695М. При этом каждый из них был активным, то есть имел собственный двигатель! Управление прицепным звеном осуществлялось из кабины переднего автобуса при помощи пневмоэлектроприводов, а коробки передач у обеих секций были автоматическими (аналогичными тем, что применялись на автобусе ЛиАЗ-677). Киевский активный автопоезд особо большой вместимости выглядел весьма перспективно: для него не требовалось освоения нового кузова или нового двигателя, но при этом он перевозил 130 человек и обладал большим запасом мощности: суммарные 300 л.с. - это ведь огромная по тем временам цифра! Испытывать сцепку отправили в Подмосковье под Дмитров на автополигон НАМИ. На скоростях до 50 км/ч автопоезд в целом зарекомендовал себя хорошо, причем в любых режимах движения. А вот при дальнейшем увеличении скорости прицеп начинал «гулять» из стороны в сторону. И чем хуже было состояние дороги, тем сильнее он «убегал». Кроме того, поведение прицепного звена здорово менялось при перегрузке (что было бы обычным делом в часы пик на маршруте). В результате до реальной эксплуатации с пассажирами этот интересный автопоезд так и не допустили. Может, оно и к лучшему.
13,3K прочтений · 2 года назад
Град, Ураган и Смерч: три главных советских РСЗО
Есть на окраине Тулы место, где всем желающим на обозрение выставлены три машины, названия которых нынче звучат в новостях из зоны боевых действий чуть ли не каждый день. А находится это место прямо возле стен Государственного научно-производственного предприятия «Сплав»: речь о мемориальном комплексе в честь создателей реактивных систем залпового огня (РСЗО) и персонально тульского оружейника А.Н. Ганичева, чьим конструкторским идеям принадлежит абсолютный приоритет в области проектирования РСЗО...
3,4K прочтений · 2 года назад
Советский конкурс танковозов: как МАЗ и ЧМЗАП за госзаказ бились. Часть 2
Продолжаем статью о том, как в рамках конкурса, который теперь назвали бы гостендером, создавались конструкции советских танковозов МАЗ-796 и ЧМЗАП-9990. Начало статьи лежит ЗДЕСЬ. К февралю 1972 года в НИИИ-21 разработали и утвердили уточненные тактико-технические требования к полуприцепу типа 3-ППТ-52, которым надлежало лечь в основу доработанных опытных образцов. Вот только на сей раз к постройке образцов по уточненным требованиям подключили не только МАЗ, но и ЧМЗАП, в котором к тому времени сформировался собственный мощный конструкторский отдел...
13,5K прочтений · 2 года назад
Советский конкурс танковозов: как МАЗ и ЧМЗАП за госзаказ бились. Часть 1
Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов (сокращенно ЧМЗАП) был основан в 1956 году на месте Бакальского завода металлоконструкций, переведенного в систему Министерства автомобильной промышленности. Этот завод решили сделать ведущим в стране по выпуску тяжеловозных прицепов. Поначалу вся документация на прицепы поступала в Челябинск с МАЗа: минчане разработали целое семейство тралов, но не имели свободных площадей для организации их производства. Однако со временем, набив руку, коллектив ЧМЗАП приступил к самостоятельной разработке новой техники...
2,4K прочтений · 2 года назад
Фотографии микроавтобусов ЗИЛ Юность из старого альбома
Несколько лет тому назад мы публиковали на канале подборки фотографий из одного старого зиловского фотоальбома. Им были посвящены целых три материала: про грузовики АМО/ЗИС, про более поздние модели грузовиков ЗИЛ, а также про легковые ЗИСы и ЗИЛы. В этой же серии должен был выйти небольшой отдельный пост о микроавтобусах "Юность", но опубликовать его мы забыли - так и провисел он столько времени в черновиках. Что ж, пора исправиться! Вообще ЗИЛ-118 «Юность» - явление в мировом масштабе уникальное:...
Видео