Видео
Статьи
68 прочтений · 2 месяца назад
#азбукамеломана Иоганнес Брамс не всегда был внушительным старцем с тучной фигурой и седой бородой, каким мы знаем его по классическим фотографиям. На ранних снимках — красивый худощавый юноша романтического типажа; длинноволосый, с пронзительным взглядом. Судя по письмам композитора и воспоминаниям людей, которые его знали, характер Брамса был чрезвычайно далек от образа степенного ветхозаветного патриарха. Ироничный, упрямый и вспыльчивый, с быстрым умом и строптивым нравом, он словно всю жизнь в чем-то оставался юношей. По сегодняшним меркам Брамс и не успел побыть стариком — в апреле 1897 года, когда великого мастера не стало, ему было всего лишь 63 года. В музыке Брамса парадоксально сочетаются эти полюса: она импозантна, монументальна, классически сдержанна — и вместе с тем импульсивна, темпераментна и меланхолична. В ней нет модной по тем временам виртуозной бравуры — считают иногда, что именно строгость, серьезность и симфонический масштаб его Первого фортепианного концерта озадачили публику в Лейпциге, где 25-летний автор исполнял свое сочинение в качестве солиста весной 1859 года. Два десятилетия спустя, став уже мэтром (и отпустив знаменитую бороду), Брамс вернулся к этому жанру, создав свой Второй фортепианный концерт — грандиозную четырехчастную работу, где есть место и романтическому жесту, и элегантной стилизации под сказочное средневековье, и ампиру в духе Бетховена, а главное — изумительной лирике медленной части с солирующей виолончелью. Фортепианные концерты Брамса в Зале Чайковского: 🔹 10 апреля. Александр Ключко, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижер — Алексей Рубин. Билеты 🔹 20 апреля. Вадим Руденко, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, дирижер — Александр Лазарев. Билеты
41 прочтение · 2 месяца назад
Книги о музыке. «Занимательная музыкология для взрослых» Владимира Зисмана
Продолжаем серию публикаций о лучших книгах, посвященных музыке и тем, кто с ней связан. В новом посте музыковед и музыкальный критик Татьяна Давыдова рассказывает об одной из книжных новинок последних лет – «Занимательной музыкологии для взрослых» Владимира Зисмана. Еще когда популярный блогер zis_man публиковал в «Живом журнале» увлекательные эссе для подписчиков, они выдавали в авторе не только бывалого артиста (оркестрового гобоиста), обладателя редкого остроумия и литературного таланта, но также философа с широким кругозором и поистине безграничным историко-культурным бэкграундом...
59 прочтений · 2 месяца назад
Российские пианисты о музыке Рахманинова
Борис Березовский: «Рахманинов для меня — как воздух. Его музыка — то, чем я дышу, и то, без чего жить, конечно, смогу, но это будет совсем другая жизнь. Отношения с этой музыкой можно выстраивать бесконечно. Мне сейчас 55, думаю, лет через десять я буду играть Рахманинова по-другому». «Музыкальная жизнь» Екатерина Мечетина: «Рахманинов — это чистота и благородство, это первозданный свет и противостоящая ему тьма. Рахманинов — это бесконечная искренность, которая в жизни редко может выразиться так полно...
107 прочтений · 3 месяца назад
Концертмейстер для певицы — больше чем любовь
«Хибла Герзмава — удивительный музыкант и человек. С ней легко и радостно (но и очень ответственно!) быть на сцене, спокойно и надёжно идти вместе по жизни», — говорит о примадонне пианистка Екатерина Ганелина. Их дуэт сложился тридцать лет назад; за это время они выступили в десятках концертных залов, включая Карнеги-холл, записали несколько компакт-дисков и стали близкими людьми. Что говорили великие певцы о своих концертмейстерах? В преддверии камерного вечера Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной вспоминаем несколько известных дуэтов...
438 прочтений · 4 месяца назад
#азбукамеломана ▫️ Бетховен — универсальный и крайне разносторонний композитор, склонный и к юмору, и к нежности, и к интровертной лирике, но самыми очевидными для последователей оказались его открытия в сфере драматизма и героики. ▫️ В своих крупных опусах Бетховен зачастую обращался ко всем живущим на Земле. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же думал об истории и всем человечестве», — писал музыкальный критик Владимир Стасов. Отсюда и ошеломляющие для музыки той эпохи масштабы: например, одна первая часть «Героической» симфонии Бетховена почти в два раза длиннее всего «Юпитера» — самой крупной симфонии Моцарта. Гайдн написал больше ста симфоний, Моцарт — больше пятидесяти, а Бетховен — всего девять, но каждая из них представляет собой уникальную и тщательно выстроенную конструкцию. ▫️ В своей «героической» ипостаси Бетховен воплощает образы борьбы и преодоления. В звуках Пятой симфонии можно расслышать автопортрет композитора, боровшегося с глухотой и полного решимости продолжать творить. Идею столкновения человека с фатумом по примеру Бетховена выражали в музыке и другие композиторы — например, Чайковский и Малер. ▫️ Бетховен показал путь мыслящего и сомневающегося героя — не только его мужество и доблестные подвиги, но и противоречивый внутренний мир, трагедию личности, переживающей внутренний конфликт. В этом смысле творчество Бетховена связывает классицизм и сменившую его эпоху романтизма. Увертюра Бетховена «Кориолан» стала одним из первых образцов программного симфонизма романтического века.
449 прочтений · 5 месяцев назад
Новогодние каникулы — лучшее время для читательских открытий. Мы начинаем серию постов, в которой наши эксперты рассказывают о своих любимых книгах. Вдохновляйтесь, читайте и делитесь рассказами о своих любимых изданиях! Выбор музыковеда, музыкального критика, пресс-секретаря Московской филармонии Наталии Сурниной. 📖 Джон Элиот Гардинер Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Если существует аутентичное исполнительство — исторические инструменты, подробное изучение трактатов, музыкальной теории, практики и стиля эпохи, — то может существовать и аутентичное музыковедение. Его пример предлагает выдающийся дирижер Джон Элиот Гардинер, один из мэтров исторически информированного подхода к музыке. Гардинер не только перечитал, кажется, все, что было написано о Бахе до него, выбрав оттуда самое важное, ценное и актуальное. Он гулял по лесам Тюрингии, чтобы увидеть места, где виртуально пересекались дорожки юного Иоганна Себастьяна и молодого Мартина Лютера. Изучил личную библиотеку Баха, прессу тех лет и сохранившиеся документы, чтобы — где это возможно — восстановить распорядок жизни композитора и его привычки, нужды и радости, духовные и эстетические ориентиры. Он как будто изобрел машину времени, чтобы детально и красочно описать эпоху Баха: воссоздать быт, обычаи, музыкальный ландшафт тех лет, мысли и чувства современников. А еще Гардинер за год исполнил больше 200 кантат Баха в соответствии с лютеранским календарем, прожив тем самым жизнь Иоганна Себастьяна в миниатюре и в деталях изучив механику его творческих процессов. Эпохальный труд Гардинера — лучшее, что можно сегодня прочесть на русском языке о Бахе (поклон переводчикам Роману Насонову и Анне Андрушкевич), и изумительный пример того, как вообще стоит писать о музыке. «Кирпич» почти в тысячу страниц читается на одном дыхании вне зависимости от того, насколько читатель погружен в тему. Это захватывающее путешествие увлечет неофита и покорит профессионала.
505 прочтений · 5 месяцев назад
Дорогие меломаны! Когда-то давно музыканты создали звуковую палитру из 24 тональностей, которой мы пользуемся до сих пор. Подобно календарным годам, тональности устроены единообразно, но у каждой есть своя краска, свой неповторимый характер. Скоро мы узнаем, какой будет 24-я тональность нашего века, как зазвучит 2024 год. Очень хочется надеяться, что нам, наконец, достанется мажор — например, ликующий ре мажор или благородный ля-бемоль мажор. Но главное — не забывать: в любой тональности можно создавать прекрасную музыку. Партитуру 2024 года будет писать каждый из нас. Мы желаем вам вдохновения, веры в себя и огромного запаса внутренних сил в новом году. Пусть наши дела и устремления сделают этот год значимым шагом на пути к гармонии. А Московская филармония по-прежнему будет с вами — в любую погоду, в мажоре и в миноре, в горе и в радости. С Новым годом, дорогие слушатели!
419 прочтений · 5 месяцев назад
«Я бы дал Наполеону бой и победил его», — сказал Людвиг ван Бетховен, автор «Героической» симфонии и множества других опусов, воплощающих идеи борьбы и преодоления. 18 января эта симфония вместе с увертюрой «Кориолан» прозвучит в исполнении Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина в «Филармонии-2». В карточках мы сопоставили два героических опуса Бетховена. Билеты
453 прочтения · 5 месяцев назад
Первая половина филармонического сезона в фотографиях.
532 прочтения · 5 месяцев назад
«Зачем становиться второсортным Равелем, если ты уже первоклассный Гершвин?», — сказал Равель, когда Гершвин попросил его дать пару уроков композиции. На самом деле они и без личных встреч обменивались опытом: Гершвин учился у Равеля искусству оркестровки, Равель у Гершвина — владению джазовой стилистикой. Первый фортепианный концерт Равеля называют сиквелом «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина; в его партитуре джазовые интонации переплетены с баскскими народными мелодиями. Равель рассказывал, что хотел написать легкий концерт в манере Моцарта или Сен-Санса — музыку «без претензий на глубину или драматические эффекты». Сочинение было создано примерно в то же время, когда Арнольд Шёнберг работал в додекафонной технике, а Дмитрий Шостакович сочинял оперу «Леди Макбет Мценского уезда», но музыка концерта кажется творением другой эпохи: она наполнена светом, юмором и ощущением радости жизни. 22 декабря в Зале Рахманинова «Филармонии-2» концерт прозвучит в исполнении Филиппа Копачевского и Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Арсентия Ткаченко. Билеты На фото: Равель — за роялем, Гершвин стоит справа. Празднование дня рождения Равеля, 1928.
364 прочтения · 5 месяцев назад
Капельдинеры — это сотрудники, которые проверяют билеты, помогают найти место в зале и следят за порядком. Поговорили с ребятами в синих жилетках об их работе, любимых исполнителях и взрослых слушателях, которые превращаются в детей.
281 прочтение · 6 месяцев назад
«Агония современной музыки», переосмысление отношений солистов и оркестра, изменчивость человеческого времени: в карточках — комментарии к программе концерта «Другое пространство. Continuo». 8 декабря, Зал Чайковского. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижер — Фёдор Леднёв. Солисты — Юрий Фаворин (фортепиано) и Николай Мажара (фортепиано). Ведущий — Ярослав Тимофеев. Билеты на meloman.ru