27,7K подписчиков

Северный завоз: логистической инфраструктуре Якутии нужна модернизация

189 прочитали

Предложения республики по осуществлению северного завоза по Севморпути используют в новом законе

Фото: Ленское пароходство. Флот и порты Якутии требуют модернизации
Фото: Ленское пароходство. Флот и порты Якутии требуют модернизации

Якутия – республика, где от северного завоза зависит практически всё. Для повышения эффективности мероприятий, направленных для доставки необходимых товаров в самые отдаленные уголки региона, сегодня реконструируют арктические аэропорты, строят дороги на вечной мерзлоте, мосты, обновляют авиацию и флот. Тем не менее, есть в республике «слабое звено» – это логистика. Инфраструктура северного завоза требует модернизации. Речь о портах в арктической зоне. Подробности в материале Vostok.Today.

Ранее мы писали: Северный порт Тикси ждет модернизации

Миллионы тонн на север

Ежегодно в Якутию, по данным регионального агентства ЯСИА в период навигации завозят более 3 млн тонн различных грузов, из которых 1,2 млн приходится на так называемые «грузы жизнеобеспечения». Это, преимущественно, топливо. В районы, расположенные в арктической зоне Якутии, доставляет порядка 350 тысяч тонн различных грузов. По сезонным автотрассам (зимникам) в Якутии в отдаленные улусы доставляют около 700 тысяч тонн товаров. А вся остальная нагрузка ложится на флот.

Каждый год в республике в обеспечении мероприятий северного завоза задействуют около 800 судов, средний возраст которых порядка 45 лет. Это очень солидный возраст для судна, особенно в условиях эксплуатации при крайне низких температурах.

Фото: Ленское пароходство. Возраст большинства судов критический
Фото: Ленское пароходство. Возраст большинства судов критический

Модернизации требуют и порты Якутии, без которых северный завоз невозможен.

Проблему, требующую решения не первый год, обсудили в парламенте республики.

Порты требуют ремонта

На это обратил внимание замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Коркин.

Чиновник подчеркнул: альтернативы северному завозу нет и быть не может, в силу географического положения региона. Навигация проходит в тяжелых климатических условиях. Наземный транспорт физически не способен обеспечить доставку всего необходимого в арктическую зону республики – круглогодичного транспортного сообщения с ними нет.

«При этом состояние арктических портов находится в неудовлетворительном состоянии. Без государственной поддержки не обойтись», – заключил чиновник.
Фото: polartrans.ru. Порт Тикси
Фото: polartrans.ru. Порт Тикси

Не обойтись Якутии и без обновления грузового флота. И в этом направлении у правительства региона есть идеи.

В Якутии будут строить флот

Ключевым инструментом для обновления речного флота северного бассейна и арктической зоны должна стать Жатайская судоверфь.

Судостроительный завод ведет свою историю с военного 1942 года. Тогда в удобном затоне близ Якутска на реке Лена построили зимовку речного флота. Затем был судоремонт для Ленского речного пароходства, а уж позже и до строительства небольших плавсредств дошло.

Фото: пресс-служба Жатайской судоверфи. Макет будущего судостроительного кластера
Фото: пресс-служба Жатайской судоверфи. Макет будущего судостроительного кластера

В 2018 году, в ходе заседания Совбеза на Камчатке впервые был поднят вопрос о необходимости реновации Жатайской судоверфи. Решено было превратить ее в полноценную верфь – такая в Арктике просто необходима.

Помимо судов для речных перевозок, Жатайскую верфь планируется сделать производителем флота для грузоперевозок в арктической зоне РФ, в том числе и по Северному морскому пути.

Планируемые мощности обновленной верфи будут способны производить до 10 новых судов в год, модернизировать шесть теплоходов и утилизировать два списанных судна ежегодно.

Строительство разделено на два этапа. На первый предусмотрено финансирование в объеме 5,8 млрд рублей, на второй – 9,5 млрд. Уже при реализации первого этапа верфь сможет строить суда водоизмещением 1600 тонн, на втором этапе – до 2000 тонн.

В ходе обсуждений логистической и инфраструктурной проблемы Якутии в Ил Тумэн, замминистра транспорта отчитался: на сегодняшний день готовность верфи составляет 46%.

Фото: Пресс-служба Жатайской судоверфи. Верфь строится
Фото: Пресс-служба Жатайской судоверфи. Верфь строится

В связи с удорожанием строительных материалов, власти Якутии обратились в правительство страны с просьбой об увеличении финансирования еще на миллиард рублей. Вопрос находится на рассмотрении.

Не всё печально

Несмотря на сложности, Якутия сложа руки не сидит. В 2023 году будет завершено крупное строительство – введут в эксплуатацию грузовой терминал с железнодорожной инфраструктурой в поселке Нижний Бестях.

К 2030 году полностью оденут в асфальт федеральные трассы «Лена», «Вилюй», «Колыма». Там же ведутся строительства мостов через реки Вилюй и Алдан.

Строится и автодорога «Яна», которая позволит обеспечить часть отдаленных районов в рамках северного завоза.

Аэропортам Арктики нужна реконструкция

Потому, что большинство из них построены в 40-50 годах прошлого века. Реконструкции они не видели с тех пор.

До 2024 года в планах модернизировать 15 таких воздушных гаваней, помимо этого сегодня руководство Якутии ставит вопрос о включении в программу еще 11 арктических аэропортов.

Фото: Аэропорт Нерюнгри
Фото: Аэропорт Нерюнгри

Но и этого мало. Замминистра транспорта Якутии Семен Коркин подчеркнул: необходимо развитие посадочных площадок. Из 63 поселений в арктической зоне только 33 имеют таковые. Они могут принимать самолеты типа Ан-2 и «Байкал» – теоретически. Поскольку зачастую их техническое состояние не отвечает требованиям безопасности.

Кстати, самолеты «Байкал» очень ждут на северах – санкции сделали невозможным закупку импортных машин.

Опыт Якутии войдет в закон о северном завозе

Как видим, Якутия сегодня является одним из пионеров по развитию северного завоза в ДФО, в том числе и по Северному морскому пути. Этот опыт республики будет использован в новом законе о северном завозе. В начале октября, впервые с советских времен, Якутия завезла по морской трассе продовольствие для отдаленных районов. Теплоход доставил груз из Астрахани в поселок Черский.

Власти Якутии прорабатывают вопрос приобретения еще одного судна для этих целей. Напомним, атомный ледокол «Якутия» будет достроен в 2023 году и тоже встанет на вахту на Северном морском пути.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала