Кеннет Брана против Агаты Кристи

Периодически задумываюсь, что было раньше - яйцо или курица? Ну, и несколько слов о том, с чего вообще я задался этим неразрешенным вопросом.

Два года назад вышел фильм "Убийство в Восточном экспрессе", который привел меня в глубокое уныние. И дело не в том, что режиссер Кеннет Брана снял фильм имени режиссера, продюсера, актера и просто великого человека Кеннета Брана. И не в том, что Кеннет Брана исполнил в этом фильме роль Пуаро и был явно не прочь исполнить все остальные роли тоже.

И даже не в том, что для тех, кто хоть как-то представляет себе творчество Агаты Кристи (а таковых, надо полагать, большинство), эта экранизация выглядит более чем нелепо. Море разливанное всяческой отсебятины, драки, погони, стрельба, раздирание рубах на груди вызывают изрядное недоумение. Леди Агата ничего такого не писала.

Да, и еще тут обязательная дань политкорректности - пожилого доктора Арбэтнота, эдакого вымуштрованного и консервативного британского джентльмена колониального толка, играет Лесли Одом-младший. Нет, актер-то он, конечно, хороший. Но, во-первых, своему герою он по возрасту годится в сыновья, а во-вторых, нет, в сыновья не годится, ибо темнокожий :)

Не поймите меня превратно - я совершенно не расист. Но мне как-то хочется, чтобы актер хотя бы примерно соответствовал своему персонажу по типажу и прочим данным. А когда Гермиону Грейнджер - юную девушку с каштановыми волосами - в театре Вест-Энда играет актриса Нома Думезвени, это, на мой взгляд, полный бред. Она, во-первых, темнокожая, а во-вторых, в тот период, когда шел этот спектакль, ей было 47-49 лет. Ну давайте ещё для пущего абсурда пригласим Михаила Пореченкова на роль Барака Обамы, Такеши Китано - на роль Бритни Спирс, а Моргана Фримена - на роль Чингисхана, и желательно в одном фильме :)

Но это всё цветочки. А вот ягодки - это очень большая часть нынешней кинопродукции в принципе. Зрителю, с одной стороны, объясняют всё так тяжеловесно, будто он умственно отсталый ("вот у этих двоих роман, тот крадет деньги, а этот что-то скрывает. Ты понял, да? Нет, ты точно понял?"). А с другой - всё время опасаются, что ему станет скучно, поэтому щедро поливают кушанье экшном, где надо и где не надо. Еду разжевали до состояния жидкой кашицы, обильно посыпали сахаром, полили патокой, пересолили, переперчили, от души бухнули того самого хрена, которого так не хватало в заливной рыбе Нади Шевелевой, - и запихнули зрителю в рот. Глотай, деточка, бо деньги всё равно уже уплочены. Полная победа сарсапариллы над разумом. Нокаут. Иппон. Туше.

И вот я думаю, дорогие сограждане: что в этом процессе первично, а что - вторично? Это зритель настолько поглупел в считанные годы, что способен воспринимать только столь незамысловатый продукт, а киноиндустрия вынуждена подстраиваться? Или это киноиндустрия первой начала занижать планку, а зритель пошел у нее на поводу и быстренько поглупел? Откуда ноги-то растут? Ну, то есть понятно, что сейчас они растут уже со всех сторон, но с чего всё началось?

Что было раньше - яйцо или курица?

Иллюстрация с сайта Kinoafisha.info
Иллюстрация с сайта Kinoafisha.info