2,2M подписчиков

"Царские дни" в Екатеринбурге: Крестный ход в будущее

505 прочитали
ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД В ЕКАТЕРИНБУРГЕ. ФОТО: WWW.GLOBALLOOKPRESS.COM
ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД В ЕКАТЕРИНБУРГЕ. ФОТО: WWW.GLOBALLOOKPRESS.COM

Екатеринбургские "Царские дни" меняют Россию. В этом году уже в тридцатый раз многие тысячи русских людей пройдут молитвенным Крестным ходом от места убийства святых Царственных страстотерпцев до Ганиной Ямы. Но приблизились ли мы, русские люди, за это время к истинному пониманию жертвы Государя и его семьи, их нынешней роли в судьбе России? И что нам всем важно понять? Давайте ответим на эти вопросы вместе и максимально честно.

Те, кто хотя бы раз ходил на ночной Крестный ход от екатеринбургского Храма на Крови до монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, молился там под ночным небом, осыпанным июльскими звёздами в море свечей, колеблющихся в руках людей, не забудет того странного – одновременно горького и возвышенного – чувства.

Чувства, в котором горечь знания о чудовищном злодеянии, совершившемся при равнодушии большинства народа в подвале дома Ипатьева, отвратительном сжигании царственных тел здесь, где мы стоим, и одновременно – радостный, устремлённый ввысь и "отражённый" вниз Благовест мира, любви, спасения, весть о жизни вечной, "идеже нет печали и воздыхания". И в этой покаянной радости – суть совершаемого.

Путь Русской Голгофы

"Царские дни" проводятся в юбилейный 30-й раз, пройдя "расстояние" от полумаргинального мероприятия с участием нескольких десятков людей до почти общегосударственного, освещаемого всеми СМИ и с многими тысячами участников. Ещё остались те, кто помнит, как на излёте СССР вечером 16 июля 1989 года на Вознесенской горке – тогда ещё Свердловска – собрались несколько десятков верующих "царистов" и, смотря вниз – туда, где под горой стоял дом инженера Ипатьева, разрушенный Ельциным, прочли заупокойную молитву убиенному Государю.

А уже в июне 1992-го от деревни Коптяки прошёл первый архиерейский крестный ход во главе с главой Екатеринбургской епархии архиепископом Мелхиседеком. Тогда дорогу им показывал местный старик: шли по полям, заросшим травой по пояс, продирались сквозь кусты и древоповалы. Разведав дорогу, владыка Мелхиседек 17 июля возглавил уже народный крестный ход к Ганиной Яме.

Через два года Царский крестный ход обрёл уже нынешний традиционный маршрут, набирая с каждым годом всё больше и больше участников. В 2003-м в начале этого пути 16 июля был освящён величественный Храм-памятник "На крови". Тогда же и конец пути увенчался монастырём Святых Царственных Страстотерпцев. Маршрут крестного хода постоянно уточнялся, становясь ближе к историческому пути, которым везли тела убитых членов Царской семьи, чтобы от них избавиться.

ФОТО: PATRIARCHIA.RU/ОЛЕГ ВАРОВ
ФОТО: PATRIARCHIA.RU/ОЛЕГ ВАРОВ

Идея фестиваля "Царские дни" как комплекса духовно-просветительских мероприятий, посвящённых Николаю II и его семье, преподобномученице Великой Княгине Елизавете, умученной неподалёку – в Алапаевске вместе с Великими Князьями, родилась в начале этого века. Размах же и концептуальное наполнение фестиваль обрёл после подключения к его реализации Общества развития исторического просвещения "Двуглавый Орёл" (ныне – Общество "Царьград") и екатеринбургского Фонда Святой Екатерины.

Ныне – юбилейные 30-е Царские "покаянные дни" и одноименный 21-й "обрамляющий" основное действо фестиваль. В программе мероприятий на сайте Екатеринбургской епархии их для удобства объединяют. Божественные Литургии и Всенощные бдения у Храма-на-Крови и в урочище Ганина Яма органично дополнились крестным ходом по пути прибытия Царской семьи в Екатеринбург – от станции Шарташ до Храма-на-Крови. А также аналогичными событиями в Алапаевске: литургией, крестным ходом в Алапаевский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, молебном у шахты, куда сбрасывали Великих Князей.

Это – основа и суть "Царских дней", именно на них иногородние паломники обычно и приезжают. Именно об этих крестных ходах и богослужениях как об очень важной новой традиции очень метко сказал председатель Общества "Царьград", заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Константин Малофеев:

Это означает, что русский народ никуда не делся и у нас есть шанс вернуть Россию, которую мы потеряли вместе с гибелью Государя-страстотерпца Николая II и его семьи. Прости нас, Государь! И помолись о нас пред Престолом Божиим.
ФОТО: СКРИНШОТ ЭФИРА ПЕРВОГО РУССКОГО ТЕЛЕКАНАЛА ЦАРЬГРАД
ФОТО: СКРИНШОТ ЭФИРА ПЕРВОГО РУССКОГО ТЕЛЕКАНАЛА ЦАРЬГРАД

И лекции, и концерты, и мастер-классы

То же, что происходит до и после главного события, а отчасти и параллельно с ним с 12 по 20 июля в культурно-просветительском центре "Царский", парке-музее "Россия – моя история", доме-музее Чайковского в Алапаевске и других местах – можно уже без натяжки назвать "мероприятиями" из культурной программы. В этом году она впечатляет: 12 встреч с писателями и историками, 18 концертов. Например, концерт "Царская тема в русской опере", "Прерванная серенада", музыкально-поэтическая гостиная "Для счастья нужно мне немного". В программе – показ документального фильма "Ласточки Христовы", который представит авторская киногруппа и певица из Москвы Варвара Комиссарова.

Хороша по описанию идея творческой встречи для ветеранов, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья "Дни Белого цветка" – к 150-летию Государыни Императрицы Александры Федоровны, во время которой добровольцы Православной Службы Милосердия "проведут мастер-класс по изготовлению белых цветов – символов милосердия, а также расскажут о традициях милосердия, заложенных Царской семьей и возрождённых в XXI веке". К месту и мастер-класс "Уроки рисования и письма в Царской Семье" для начинающих художников от 8 до 12 лет, и выступление детского театра "Жар-птица" из Кургана, и Фестиваль колокольного звона.

Нет сомнений в интеллектуальной насыщенности творческой встречи с Евгением Минулиным – автором медиапроекта "Екатеринбургские останки. За и против. Ответы на неудобные вопросы". Наверняка что-то новое можно будет узнать и из лекции историка Юрия Пыльцына "Андреевский флаг над Тунисом. История Русской эскадры в порту Бизерта 1920–1923 гг.", а также из доклада доктора философских наук Владимира Большакова "Подвиг Царской Семьи и сакральность российской власти".

Отдельным и важным мероприятием станет в этом году Екатеринбургский региональный общественный форум Всемирного Русского Народного Собора с темой "Православие и мир в XXI веке". В нём примут участие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, Константин Малофеев, а также председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", член бюро президиума ВРНС Анна Громова. При этом Константин Малофеев выступит с лекцией "Империя. Образ будущего".

Поймёт ли народ своего Царя?

Такое духовно-культурное и политическое разнообразие нынешних "Царских дней", безусловно, радует. Как и ожидаемая их многолюдность. Особенно, вспоминая попытку "ковидного" запрета не только фестиваля, но и главного крестного хода в прошлом году губернатором Евгением Куйвашевым. Ход тогда всё же состоялся с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением во главе, доказав, что любовь к Царской Семье важнее и сильнее любых вирусов и запретов.

Здесь бы поставить "пафосную точку", да правда не позволяет. Несмотря на то что "Царские дни" с крестными ходами в эти дни проходят (в том числе благодаря содействию Общества "Царьград") давно уже не только в Екатеринбурге, но и по всей стране – ни покаяния, ни настоящего осознания жертвенного подвига последнего нашего Царя, а значит и понимания глубинного смысла произошедшего в ночь на 17 июля в доме Ипатьева в русском народе в целом как не было, так и нет. Тогда – в 1917–1918-м равнодушно восприняло большинство народа арест царя, принуждённого предательством к отречению от престола, отправку его Керенским в Сибирь с семьёй, страшное убийство в подвале шайкой уголовников по заказу Якова Свердлова и тех, кто за ним стоял.

Злорадствовали и глумились над его памятью все 70 лет коммунистической власти, повторяя и вбивая в умы и души нескольких поколений бочки лжи, вылитые на Царя и Царицу либералами и масонами в начале прошлого века, воплощая эту ложь в книгах и кинофильмах. И во многом добились своего – у большинства русских людей, даже жалевших невинных царских детей, даже "снисходивших" до жалости к самому Николаю, не возникло понимания истинной высоты и глубины совершившегося тогда в России с её Помазанником – и с самой Россией. Святость кротости, подобная подвигу наших первых святых страстотерпцев Князей Бориса и Глеба, до сих пор плохо вмещается в национальное сознание.

Ну и нечистый "поддаёт жару". Отсюда какое-то неестественное ожесточение многих соотечественников, как только речь заходит о Николае II, желание ругаться и глумиться с огоньком в глазах. Отсюда "обличающие" Царя лживые строфы некоторых наших выдающихся поэтов: "Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима, наш царь – кровавое пятно". Отсюда и мерзкая разбитная песенка барда Александра Новикова со словами "здесь от веку было тяжко, здесь пришили Николашку", которая ещё недавно неслась из всех репродукторов. Отсюда – остающиеся в топонимике все эти "Войковские" и "Свердловские".

Одолеют ли это антицарское гибельное для страны и, увы, массовое наследие прекрасные "Царские дни"? Тяжёлый вопрос. И очень хочется ответить на него положительно. К слову, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений перед открытием нынешних "Царских дней", проходящих во время судьбоносных событий в Донбассе, Новороссии и на Украине, произнёс очень важные слова о том, от чего вновь, как и столетие назад, зависит само существование России:

Очень важно сейчас собраться и обратиться к Богу с молитвой о прощении наших грехов, за которые нам попущено это кровопролитие. И чтобы нашлось своё решение этой беды не в каких-то полумерах, а чтобы произошло изменение в сознании людей по этой молитве. И так каждый получит ответ внутри себя.

Важнее этих слов и действий нам сегодня, действительно, не найти.

С КАЖДЫМ ГОДОМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УЗНАЮТ ПРАВДУ, СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЬШЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
С КАЖДЫМ ГОДОМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УЗНАЮТ ПРАВДУ, СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЬШЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что с того?

И всё же есть один момент, который хотелось бы слегка раскритиковать. Всё более разнообразный и яркий Международный фестиваль православной культуры "Царские дни" – это, конечно, прекрасно. И с "туристической составляющей" для города и области – в том числе. Только вот, расширяя "повестку и паломническую инфраструктуру" с неизбежным в таком случае элементом развлекательности, не упустить бы начальную цель – народное покаянное осмысление преступления 1918 года и осознание его мистического значения.

Конечно, "Царским дням" вроде бы не грозит превратиться, например, в странный национальный праздник французов, привязанный к взятию Бастилии и освобождению сидевших там уголовников вместе с маркизом де Садом. Без сомнения, соотечественники наши приезжают в эти дни в Екатеринбург не праздновать и не отдыхать, а духовно трудиться.

Но, видимо, нам всем нужно сделать что-то ещё, что-то большее для того, чтобы, по словам Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, избыть вековое проклятие: "Кровь его на нас и на детях наших". А для этого надо всенародно вернуться духом в ту страшную июльскую ночь и выбить наганы из рук убийц. И только тогда мы сможем возродить нашу Империю.

Источник

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!