Первый советский мистический триллер

2,1K прочитали

В конце шестидесятых режиссёр и директор киностудии «Мосфильма» Иван Пырьев надумал экранизировать повесть Николая Гоголя «Вий». Но в то же время его уже увлёк Достоевский, так что Пырьев какое-то время разрывался между классиками русской литературы. Но в конце концов он взялся за постановку «Братьев Карамазовых», а

«Вия» доверил режиссёрскому дуэту: Константину Ершову и Георгию Кропачёву, и для обоих это был дебют.
Кадр из фильма «Вий»
Кадр из фильма «Вий»

На главную мужскую роль, семинариста Хомы, почти без раздумий пригласили Леонида Куравлёва. Он уже был актёром довольно известным, а вышедшая в 1964 году мелодрама «Живёт такой парень» принесла ему всесоюзную славу.

Фото со съёмок. Леонид Куравлёв
Фото со съёмок. Леонид Куравлёв

А вот главную женскую роль отдали Александре Завьяловой, звезде ленты «Алёшкина любовь» (1960). У Александры было несколько именитых конкуренток на пробах, но она их обошла и начала сниматься.

Но когда уже было отснято больше половины эпизодов с Завьяловой, её с роли сняли.
Фотоо со съёмок. Режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв
Фотоо со съёмок. Режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв

Есть несколько версий, почему это произошло. Одна из них гласит, что

Александра была постоянно занята на киностудии «Ленфильм», где снималась в картине «Четыре страницы одной молодой жизни» параллельно с «Вием».

С режиссёром этой истории Резо Эсадзе актрису связывали не только рабочие отношения, у них тогда был роман, позже завершившийся свадьбой. Говорят, что Резо позвонил на «Мосфильм», где и снимали «Вия», и потребовал освободить актрису. Одновременно вмешался и Пырьев, который раскритиковал выбор исполнительницы роли Паночки и настоял на замене. Так в картину попала Наталья Варлей. Её преимуществом было цирковое прошлое, что пригодилось на съёмках «Вия», наполненного трюками. Тем не менее

в одном эпизоде всё-таки можно увидеть Александру Завьялову.

Остались эти кадры по недосмотру монтажёров или режиссёра зачем-то намеренно не стали вырезать их, сегодня уже никто не скажет.

Кадр из фильма «Вий». Здесь хорошо заметно, что в кадре именно Александра Завьялова, а не Наталья Варлей
Кадр из фильма «Вий». Здесь хорошо заметно, что в кадре именно Александра Завьялова, а не Наталья Варлей

Интересная история случилась с ролью ведьмы. Режиссёрам хотелось найти необычную колоритную старуху, но таковых среди советских актрис не нашлось.

Как-то во время съёмок один из помощников режиссёров в шутку предложил переодеть в ведьму Николая Кутузова.

Кутузов играл в кино ещё с двадцатых, но это всегда были эпизоды. Зато он был любимцем театралов, но и тут ему доставались персонажи второстепенные. А вот после «Вия» Кутузов приобрёл славу, и роль ведьмы стала для него главной ролью жизни.

Фото со съёмок. Леонид Куравлёв и Наталья Варлей
Фото со съёмок. Леонид Куравлёв и Наталья Варлей

Когда павильонные эпизоды отсняли, пришёл черед съёмок натурных.

Никто не сомневался, что снимать фильм по Гоголю нужно только на его родине, так что группа отправилась в Украину.

Но найти деревушку, где сохранилась атмофсера девятнадцатого века, оказалось задачей не из простых. Исколесив республику, Корпачёв и Ершов остановились на деревне Горохолин Лес под Ивано-Франковском. Там режиссёры отсняли массу материала с участием местных: языческие обряды, народные праздники, повседневную жизнь «малороссийских крестьян». Но

худсовет разнёс кадры в пух и прах и потребовал без промедления всё переделать.
Фото со съёмок. Леонид Куравлёв
Фото со съёмок. Леонид Куравлёв

На помощь был призвал режиссёр Александр Птушко, уже настоящий мэтр кино. Птушко был режиссёром-новатором. Он снимал сказки, где без конца экспериментировал и наполнял свои картины уникальными спецэффектами.

Птушко не только придумывал, что нужно сделать, чтобы украсить фильм, но и сам принимал активнейшее участие в съёмках и монтаже, за что заслужил от коллег прозвище «мастер-золотые руки».

Под руководством Птушко съёмки пошли быстрее. Группа перебазировалась на новый объект - в Елецкий монастырь под Черниговом. Монастырь смотрелся очень эффектно и идеально подходил для киношников, но его состояние оставляло желать лучшего.

Группе пришлось своими силами засыпать гигантскую лужу перед входом, чинить двери и красить купола.

Облагороженный монастырь «сыграл роль» семинарии, и все сцены с проводами семинаристов сняли тут. А самих семинаристов сыграли местные жители и служащие железнодорожного полка. И ещё один любопытный факт. Семинарию внутри снимали в павильоне «Мосфильма». Там ещё не успели разобрать декорации к картине «Щит и меч» (1968), и они-то как раз прекрасно подошли группе.

Когда фильм был готов, многие отнеслись к нему скептически. Советские зрители не были привычны к ужастикам, так что дословная экранизация Гоголя фурора не произвела. Зато

западная публика была в восторге: «Вия» купили европейские страны и США, а в газетах печатали, что в СССР сняли первый ужастик.

Ну а сегодня фильм «Вий» - это уже классика, не меньшая, чем повесть Гоголя. И пусть спецэффекты в нём несовершенны, зато актёры играют на совесть, да и на фоне современных поделок он смотрится выигрышнее (но это, разумеется, мнение субъективное).

А вы смотрели новейшие экранизации Гоголя? Как вам кажется, их можно сравнить с нашим родным «Вием»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-7