С наступлением в СССР перестройки начало рушиться то, что всегда казалось вечным. Идеалы, которые ещё вчера чтили, назывались ложными, а цели, к которым шли десятилетиями, — нелепыми. Кинематограф тут же подхватил новые тенденции:
на экранах стали появляться ленты, которые несколько лет назад не то что не могли выйти в прокат, об их создании даже невозможно было думать.
В таких условиях две решительные женщины захотели рассказать историю о том, что ценно в любые времена, — о семье. Хотя рассказ получился странным.
Сценарист Надежда Кожушаная и режиссёр Ольга Наруцкая уже работали вместе: в 1985 году они сняли короткометражку, а в 1987 замахнулись уже на полнометражную картину с названием «Муж и дочь Тамары Александровны». Любопытно, что,
несмотря на то, что героиня Тамара Александровна попала в заглавие, она появляется на экране буквально на несколько минут лишь в начале картины,
а потом о ней только говорят. Но ещё более интересно, что изначально появление Тамары Александровны было запланировано в финале, но режиссёр Ольга Наруцкая не оценила трактовку этого эпизода актрисой, так что изменила компоновку сюжета и ввела героиню в начало. Ну и, конечно же, самая интригующая деталь фильма — это собственно актриса.
Выбор исполнительницы был одновременно вызывающим и в какой-то степени сердобольным. Тамару Александровну сыграла Валентина Малявина, только-только покинувшая тюрьму. Приглашение столь неоднозначной артистки приковало внимание к ленте, хотя Малявина была в кадре очень недолго. Увы,
насладиться красотой актрисы тоже не удалось: после заключения её внешность изменилась не в лучшую сторону.
Впрочем, и сама драма была в известной степени провокационной. Очарованный преподавательницей ученик, который после школы на ней женится, своенравные старшеклассники, которые готовы по поводу и без применять кулаки, подростковая беременность — в конце восьмидесятых эти темы всё ещё были достаточно смелыми для кино. Но сценарист и режиссёр адресовали фильм не только молодёжи, они ставили целью
показать человека вообще, продемонстрировать, что в любом из нас есть как черты очаровательного ребёнка, так и черты умного, порой циничного взрослого.
Главную мужскую роль, экс-супруга Тамары Александровны, того самого десятиклассника, который когда-то безоглядно полюбил учительницу, сыграл популярный актёр Александр Галибин. Здесь он предстал в образе человека, потерявшегося в обстоятельствах времени и ломающегося под их тяжестью. Таких, наверное, в восьмидесятые было много: выросшие в социалистической стране, они вдруг оказались в совершенно неожиданных и непонятных условиях, когда кажется, что нет ни сегодня, ни завтра. И зрители, и критики потом отмечали, что Галибину этот герой, бесхребетный, но всё пытающийся сохранить в себе остатки любви к дочери и бывшей жене, очень удался.
Компанию Александру составила Анна Баженова, непрофессиональная юная актриса, сыгравшая его дочь-подростка. Её игру тоже хвалили за непосредственность и органичность.
Роль приятеля героя Галибина, спивающегося мужичонки без возраста, отдали Александру Демьяненко. Он тут вообще не похож на себя и, уж конечно, не вызывает никаких ассоциаций с жизнерадостным Шуриком. Но, скорее всего, Демьяненко был доволен тем, что ему предложили такой непривычный и даже отталкивающий образ.
Во второстепенной роли появился молодой, но перспективный артист Александр Домогаров.
Домогарову было уже 24, но он сыграл десятиклассника. Кстати, Анне Баженовой, игравшей семиклассницу, было 13.
Ну и ещё отмечу, что в роли самого себя в ленте снялся легендарный футболист Константин Бесков, тренер команды «Спартак».
Когда драму «Муж и дочь Тамары Александровны» выпустили на экраны, она быстро набрала популярность, но столь же быстро ушла в забвение. Отчасти потому, что к концу восьмидесятых начала рушиться система кинопроката, отчасти потому, что и сам фильм вполне можно отнести к категории «перестроечной чернухи», которая была актуальна лишь несколько лет. Кстати, «чернухой» ленту можно назвать и в прямом смысле: в ней много тёмных кадров, усугубляющих драматизм и погружающих в какую-то безысходность.
А как вы думаете, для кого снимали «перестроечную чернуху»? Ведь зачастую её просто противно смотреть.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296