Найти тему

Фильм-катастрофа, в котором правды побольше, чем в «Экипаже»

У самолёта авиакомпании «Аэрофлот» отказали два двигателя из четырёх. Пилот должен принять решение о посадке в ближайшем аэропорту, но выясняется, что погодные условия ужасные, а значит, сажать неисправный самолёт опасно. Как же быть в такой ситуации? На эти вопросы вынуждены были отвечать герои советского фильма-катастрофы «Размах крыльев», вышедшего в 1986 году. К огромному сожалению, эта лента сейчас в забвении и знают о ней только истинные знатоки отечественного кинематографа. В реальности же

«Размах крыльев» даёт фору популярнейшему «Экипажу» (1979) и куда более достоверно показывает работу пилотов и наземных служб в экстренной ситуации.
Кадр из фильма «Размах крыльев»
Кадр из фильма «Размах крыльев»

Тут стоит сразу оговориться, что жанр фильмов-катастроф сложно назвать востребованным среди советских режиссёров. Безусловно, Александр Митта, который и снял «Экипаж», стал первопроходцем и открыл дорогу на экран картинам похожей тематики. И конечно же,

режиссёр Геннадий Глаголев сильно рисковал, решившись в середине восьмидесятых на постановку фильма о самолёте, терпящем бедствие.

Однако в итоге не слишком известному режиссёру удалось создать фильм куда более достоверный, менее фантастический и мелодраматический и определённо более правдивый в техническом плане, чем легендарный «Экипаж».

Основой сценария фильма, написанного Юрием Яровым и Борисом Рахманиным, стала повесть самого Ярового «Особый случай». А вот она была

основана на реальной истории, героями которой стали пилоты, спасшие советский самолёт от крушения.

Разумеется, автор изменил и номер рейса, и номер самолёта, и имена героев, однако в целом фабулу оставил. В реальности самолётом управлял лётчик Виктор Лобанов, а самолёт Ил-18 летел из Москвы в Свердловск. Тогда возгорание обнаружилось в трёх двигателях, однако пилоты сумели посадить машину. В фильме

зрители видят тот же Ил-18, но летящий из Хабаровска в Свердловск, у воздушного судна отказывают по причине пожара два двигателя с одной стороны, при этом всё осложняется метеоусловиями.
Кадр из фильма «Размах крыльев»
Кадр из фильма «Размах крыльев»

Тем не менее, пилоты сажают машину, и все пассажиры остаются живы.

Режиссёр Геннадий Глаголев, взявшийся за постановку такой сложной картины, в кино работал уже более десяти лет. Начинал он как документалист, но потом занялся и художественными лентами, хотя сложно сказать, что он в этом преуспел. Строго говоря,

«Размах крыльев» остался единственной его более-менее известной работой, при том, что фильмография Глаголева весьма внушительна.

Главную роль почти без колебаний режиссёр отдал Евгению Карельских, отлично знакомому зрителям и по киноработам, и по театральным ролям. Роль штурмана сразу же предложили Владимиру Заманскому, и тот предложение принял. От себя лично добавлю, что Заманский был в кадре очень к месту как человек, уравновешивающий любую критическую ситуацию. Для меня Владимир Заманский — актёр, который вносит спокойствие в кадр, артист, благодаря которому понимаешь, что всё будет хорошо.

Одно его появление на экране уже символизирует равновесие в мире и означает, что добро точно победит.

И в «Размахе крыльев» он снова оказался в образе эдакого ангела-хранителя, мудрого, умиротворяющего, успокаивающего всех и вся.

В роли строптивого и горячего бортмеханика Глаголев увидел молодого Вячеслава Баранова. К 30 годам Вячеслав был исполнителем опытным, а его активе были десятки картин, ведь сниматься он начал ещё подростком (один только хулиган Мишка Квакин в экранизации повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1977) чего стоит!). Второго пилота сыграл Сергей Сазонтьев, больше знакомый театралам. Но здесь Сергей превзошёл самого себя: его персонаж не строит из себя героя, напротив,

в какой-то момент он теряет самообладание и чуть ли не рыдает, из-за того, что не может удержать машину, и этот момент с показом слабеющего, но несдающегося пилота — один из самых сильных и драматических.

Пассажиров злополучного рейса сыграли знаменитости: Лия Ахеджакова, изобразившая даму с экстрасенсорными способностями (по крайней мере, она так думала), Алла Будницкая, Галина Макарова, Геннадий Корольков, Юрий Горобец, Михаил Жигалов, Александр Ильин (кстати, отец Александра Ильина-младшего, недалекого интерна Лобанова из отечественного сериала «Интерны» (2010-2017). Не могу не добавить, что старший и младший Ильины с бородой — просто копии друг друга. Вот уж истинные чудеса генетики!).

Отдельно отмечу ещё двух артистов. Во-первых, Георгия Юматова, сыгравшего лётчика-испытателя самолёта Ил-18. Он перед камерой виден в основном сбоку и сзади плюс озвучивает его Олег Мокшанцев, так что узнать в фильме актёра не так просто (но он там есть). И, бесспорно, Сергея Проханова, беспутного пассажира, перепутавшего рейс, баламута, дамского угодника, безответственного паникёра и истерика, да и в целом персонажа малосимпатичного.

Фильм-катастрофа «Размах крыльев» и по мнению зрителей, и по мнению критиков, и по мнению лётчиков и специалистов от авиации (а это в данной ситуации, пожалуй. важнее всего) оказался намного реалистинее легендарного «Экипажа».

В первую очередь потому, что в нём показали не только подвиг пилотов, но и работу наземных служб, диспетчеров всей страны, чиновников и авиаторов (по сюжету для спасения самолёта привлекли и генерального конструктора, и конструктора двигателей, и лётчика-испытателя, и замминистра гражданской авиации, причём всех их выдернули из будничных ситуаций потому, что обычный авиарейс оказался на грани катастрофы).

Ну и отдельно опишу два момента, которые произвели на меня колоссальное впечатление. Когда командир воздушного судна (Евгений Карельских) пытается удержать машину, у актёра краснеют глаза и вздуваются вены, будто он действительно держит штурвал падающего самолёта. Это выглядит по-настоящему пугающе, и дыхание непроизвольно перехватывает, а мышцы зажимаются. Это состояние невозможно проконтролировать, и Евгению феноменально удалось передать жутчайшее напряжение, которое в свою очередь передаётся зрителям.

И второе. Актёр Всеволод Гаврилов сыграл в «Размахе крыльев» роль без слов. Его персонаж за весь фильм появляется всего несколько раз, но он сидит возле иллюминатора и молча наблюдает, как перестают вращаться лопасти моторов. Очевидно, что он всё понимает, но сохраняет спокойствие и никому не говорит, что самолёт может вот-вот свалиться.

Поначалу этот мужчина — жгучий брюнет. Когда зритель видит его в последний раз, уже после благополучной посадки, этот герой полностью седой.

И эта трансформация, пожалуй,

самая наглядная демонстрация того, что переживают в таких случаях знающие люди и чего на самом деле стоит спасение сотни жизней пассажиров лайнера.

Почему-то сегодня «Размахе крыльев» забыт (возможно, потому, что вышел в 1986 году, когда в моде было кино разоблачительное, а вовсе не героическое), но это кино, которое точно стоит смотреть. Смотрите и делитесь впечатлениями.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):