В первых кадрах картины жандарм описывает революционера-польского дворянина, сбежавшего из ссылки, у которого особых примет нет (зато есть целый набор подпольных кличек, включая этого самого Астронома). Эта «особенность» персонажа и дала название всей картине, сценарий для которой написал Юлиан Семёнов, — «Особых примет нет» (1978).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Семёнов сразу знал, кто будет ставить революционно-приключенческий фильм. С режиссёром Анатолием Бобровским он познакомился чуть раньше, работая над лентой «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976).
Писателю режиссёр сразу понравился въедливостью, педентичностью, желанием досконально разобраться в исторической подоплёке.
Он оценил тщательность подхода Бобровского к подготовке к съёмкам и следующий сценарий о Феликсе Дзержинском писал уже под него. Кстати, параллельно шла работа над романом «Горение», рассказывающим историю Феликса Дзержинского, но более подробно и на протяжении более долго времени. Семёнов написал первые две части романа, но решил, что создаст сценарий и продолжит «Горение».
В ленту, которая в работу пошла с незатейливым названием «Феликс Дзержинский», сразу позвали Донатас Баниониса и Павла Панкова, которые уже снялись у Бобровского в предыдущем фильме. Отдельно отмечу интересный факт. В большинстве картин литовца Баниониса озвучивал Александр Демьяненко. Бобровский в «Жизни и смерти Фердинанда Люса» позвал для озвучки Владимира Заманского. Заманский озвучил Баниониса и в «Особых примет нет». Звучит немного непривычно.
Донатас Банионис и Павел Панков готовились к ролям не менее тщательно, чем режиссёр. Оба помогали создавать образы героев, хотя у Баниониса тут совсем небольшая роль.
А вот приглашение Андрея Миронова на роль подполковника охранки стало для всех неожиданностью. Таких персонажей Миронову предлагали нечасто, всё-таки
режиссёры больше эксплуатировали его эксцентричность, музыкальность, юмор.
Подполковник Глазов противопоставлялся Дзержинскому, но Семёнов выписал его как человека умного и проницательного, талантливого и хладнокровного, знающего своё дело до мелочей. Несмотря на то, что Глазов — враг, и опасный враг, это интеллектуал, который должен был вызывать уважение (и вызывает). И Андрею Миронову всё отлично удалось: в его Глазове нет никакой театральности, это
прагматик, способный оценить и просчитать игру на множество ходов вперёд.
Поскольку картина планировалась масштабной, со съёмками в разных странах,
к сотрудничеству привлекли польских (студии «ПРФЗФ» и «Иллюзион») и немецких (киностудия «ДЕФА», ГДР) коллег.
В Польше, на родине Дзержинского, нашли и многих исполнителей, в том числе главного. Молодого артиста Петра Гарлицкого отыскал в варшавском театре сам Анатолий Бобровский.
Важным было не только внешнее сходство Петра и Дзержинского, но и одинаковый возраст: фильм рассказывает о 25-27-летнем революционере, примерно столько же было и Гарлицкому.
Но окончательно режиссёр и сценарист убедились в правильности выбора, когда прошли пробы.
Юлиан Семёнов вспоминал, что Пётр Гарлицкий должен был прилететь в Москву, но самолёт задержали, так что актёры, загримированные и одетые в костюмы, уже устали ждать кандидата. Когда он наконец добрался до студии, ему не дали времени переодеться и выпустили перед камерой без грима.
Гарлицкий предстал перед будущими коллегами в шикарном джинсовом костюме, решительно не соответствующем эпохе, но буквально несколькими фразами, взглядами, движениями заставил всех поверить что он и есть Дзержинский.
На этапе монтажа озвучание Гарлицкого поручили Михаилу Чигарёву, сыгравшему одну из эпизодических ролей, и эта та ситуация, когда голос и внешность сошлись идеально.
Кстати, Бобровский нередко усматривал в актёрах и героях именно внешнее сходство и приглашал исполнителей по этому принципу. Так попали на площадку Олег Видов (эсер Михаил Сладкопевцев), Андрей Ростоцкий (эсер Иван Каляев), Александр Пороховщиков (эсер Борис Савинков), Григорий Абрикосов (Евно Азеф, эсер-провокатор).
Ну а ещё в «Особых примет нет» снялись Эва Киви, Олег Басилашвили, Юрий Медведев, Валентин Никулин, Михаил Погоржельский, польская знаменитость Барбра Баргеловская в роли суровой Розы Люксембург.
Особенно хочу отметить ещё одну представительницу Польши, невероятную красавицу Дануту Ковальскую, которой досталась роль провокаторши. Данута начинала карьеру как манекенщица, потом снималась в кино, а в девяностые его забросила, занявшись менеджментом. Не нашла информации, кто озвучил актрису на русском, но склоняюсь в пользу Натальи Рычаговой.
Когда съёмок «Особых примет нет» были в разгаре, Юлиан Семёнов уже всерьёз обдумывал продолжение. Но если здесь речь шла о событиях начала века и молодом Дзержинском, то
в новой истории Семёнов хотел показать уже послереволюционное время, непростые двадцатые, когда уже появился образ того самого «железного Феликса».
Спустя два года замысел воплотился в фильме «Крах операции „Террор“», который вновь снял Анатолий Бобровский, но Дзержинского играл уже более взрослый актёр, поляк Кшиштоф Хамец.
«Особых примет нет» сегодня по понятным причинам не в почёте. Между тем, это
безупречное с точки зрения исполнения кино, сделанное не просто мастерами, а мастерами, влюблёнными в работу.
И даже если вы не разделяете идеологию героев (строго говоря, идеологии в фильме не так уж и много), то всё равно фильм советую как образец профессионального и ответственного подхода к делу. Натура, декорации, костюмы, причёски — всё выверено до миллиметра, остаётся только любоваться. И ещё тут удивительная концентрация аристократически красивых лиц.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: