Найти тему

Фильм про «Астронома» с наглым взглядом (он же Феликс, пока совсем не железный)

В первых кадрах картины жандарм описывает революционера-польского дворянина, сбежавшего из ссылки, у которого особых примет нет (зато есть целый набор подпольных кличек, включая этого самого Астронома). Эта «особенность» персонажа и дала название всей картине, сценарий для которой написал Юлиан Семёнов, — «Особых примет нет» (1978).

Кадр из фильма  «Особых примет нет»
Кадр из фильма «Особых примет нет»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Семёнов сразу знал, кто будет ставить революционно-приключенческий фильм. С режиссёром Анатолием Бобровским он познакомился чуть раньше, работая над лентой «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976).

Писателю режиссёр сразу понравился въедливостью, педентичностью, желанием досконально разобраться в исторической подоплёке.

Он оценил тщательность подхода Бобровского к подготовке к съёмкам и следующий сценарий о Феликсе Дзержинском писал уже под него. Кстати, параллельно шла работа над романом «Горение», рассказывающим историю Феликса Дзержинского, но более подробно и на протяжении более долго времени. Семёнов написал первые две части романа, но решил, что создаст сценарий и продолжит «Горение».

Фото со съёмок. Слева — Павел Панков
Фото со съёмок. Слева — Павел Панков

В ленту, которая в работу пошла с незатейливым названием «Феликс Дзержинский», сразу позвали Донатас Баниониса и Павла Панкова, которые уже снялись у Бобровского в предыдущем фильме. Отдельно отмечу интересный факт. В большинстве картин литовца Баниониса озвучивал Александр Демьяненко. Бобровский в «Жизни и смерти Фердинанда Люса» позвал для озвучки Владимира Заманского. Заманский озвучил Баниониса и в «Особых примет нет». Звучит немного непривычно.

Фото со съёмок. Донатас Банионис
Фото со съёмок. Донатас Банионис
Донатас Банионис и Павел Панков готовились к ролям не менее тщательно, чем режиссёр. Оба помогали создавать образы героев, хотя у Баниониса тут совсем небольшая роль.

А вот приглашение Андрея Миронова на роль подполковника охранки стало для всех неожиданностью. Таких персонажей Миронову предлагали нечасто, всё-таки

режиссёры больше эксплуатировали его эксцентричность, музыкальность, юмор.

Подполковник Глазов противопоставлялся Дзержинскому, но Семёнов выписал его как человека умного и проницательного, талантливого и хладнокровного, знающего своё дело до мелочей. Несмотря на то, что Глазов — враг, и опасный враг, это интеллектуал, который должен был вызывать уважение (и вызывает). И Андрею Миронову всё отлично удалось: в его Глазове нет никакой театральности, это

прагматик, способный оценить и просчитать игру на множество ходов вперёд.
Фото со съёмок. Андрей Миронов
Фото со съёмок. Андрей Миронов

Поскольку картина планировалась масштабной, со съёмками в разных странах,

к сотрудничеству привлекли польских (студии «ПРФЗФ» и «Иллюзион») и немецких (киностудия «ДЕФА», ГДР) коллег.

В Польше, на родине Дзержинского, нашли и многих исполнителей, в том числе главного. Молодого артиста Петра Гарлицкого отыскал в варшавском театре сам Анатолий Бобровский.

Важным было не только внешнее сходство Петра и Дзержинского, но и одинаковый возраст: фильм рассказывает о 25-27-летнем революционере, примерно столько же было и Гарлицкому.

Но окончательно режиссёр и сценарист убедились в правильности выбора, когда прошли пробы.

Кадр из фильма. Пётр Гарлицкий
Кадр из фильма. Пётр Гарлицкий

Юлиан Семёнов вспоминал, что Пётр Гарлицкий должен был прилететь в Москву, но самолёт задержали, так что актёры, загримированные и одетые в костюмы, уже устали ждать кандидата. Когда он наконец добрался до студии, ему не дали времени переодеться и выпустили перед камерой без грима.

Гарлицкий предстал перед будущими коллегами в шикарном джинсовом костюме, решительно не соответствующем эпохе, но буквально несколькими фразами, взглядами, движениями заставил всех поверить что он и есть Дзержинский.

На этапе монтажа озвучание Гарлицкого поручили Михаилу Чигарёву, сыгравшему одну из эпизодических ролей, и эта та ситуация, когда голос и внешность сошлись идеально.

Кстати, Бобровский нередко усматривал в актёрах и героях именно внешнее сходство и приглашал исполнителей по этому принципу. Так попали на площадку Олег Видов (эсер Михаил Сладкопевцев), Андрей Ростоцкий (эсер Иван Каляев), Александр Пороховщиков (эсер Борис Савинков), Григорий Абрикосов (Евно Азеф, эсер-провокатор).

Кадр из фильма. Андрей Ростоцкий
Кадр из фильма. Андрей Ростоцкий

Ну а ещё в «Особых примет нет» снялись Эва Киви, Олег Басилашвили, Юрий Медведев, Валентин Никулин, Михаил Погоржельский, польская знаменитость Барбра Баргеловская в роли суровой Розы Люксембург.

Фото со съёмок. Барбра Баргеловская
Фото со съёмок. Барбра Баргеловская

Особенно хочу отметить ещё одну представительницу Польши, невероятную красавицу Дануту Ковальскую, которой досталась роль провокаторши. Данута начинала карьеру как манекенщица, потом снималась в кино, а в девяностые его забросила, занявшись менеджментом. Не нашла информации, кто озвучил актрису на русском, но склоняюсь в пользу Натальи Рычаговой.

Фото со съёмок. Данута Ковальская
Фото со съёмок. Данута Ковальская

Когда съёмок «Особых примет нет» были в разгаре, Юлиан Семёнов уже всерьёз обдумывал продолжение. Но если здесь речь шла о событиях начала века и молодом Дзержинском, то

в новой истории Семёнов хотел показать уже послереволюционное время, непростые двадцатые, когда уже появился образ того самого «железного Феликса».

Спустя два года замысел воплотился в фильме «Крах операции „Террор“», который вновь снял Анатолий Бобровский, но Дзержинского играл уже более взрослый актёр, поляк Кшиштоф Хамец.

Кадр из фильма. Эва Киви и Пётр Гарлицкий
Кадр из фильма. Эва Киви и Пётр Гарлицкий

«Особых примет нет» сегодня по понятным причинам не в почёте. Между тем, это

безупречное с точки зрения исполнения кино, сделанное не просто мастерами, а мастерами, влюблёнными в работу.

И даже если вы не разделяете идеологию героев (строго говоря, идеологии в фильме не так уж и много), то всё равно фильм советую как образец профессионального и ответственного подхода к делу. Натура, декорации, костюмы, причёски — всё выверено до миллиметра, остаётся только любоваться. И ещё тут удивительная концентрация аристократически красивых лиц.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: