В начале 1984 года в СССР отмечали грандиозный юбилей — пятидесятилетие операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». К дате решено было снять героическую картину, подготовка к съёмкам началась за два года. Двухсерийная драма «Челюскинцы» в итоге вышла чуть позже, в 1985, но всё равно стала заметным фильмов, хоть и раскритикованным некоторыми зрителями и киноведами.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий, написанный Оскаром Кургановым, отдали режиссёру Михаилу Ершову.
Авторы провели десятки часов в библиотеках и архивах, изучая документы полярного исследователя, который и возглавлял арктический поход, вдоль и поперёк прочитали книгу воспоминаний челюскинцев, которая вышла в 1934 году.
Сама тема оказалась по-настоящему захватывающей, и не только из-за героической составляющей.
Михаил Ершов видел в «Челюскине» некий символ молодой страны, а в его пассажирах, очень разных по происхождению, образованию, воспитанию, которые в непростой ситуации сплотились и сумели достойно выйти из испытания, —- образец людей нового времени.
На главные роли, начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта, и капитана «Челюскина» Владимира Воронина, режиссёр пригласил актёров знаменитых: Александра Лазарева и Петра Вельяминова. Александру Лазареву приходилось уже играть персонажей такого масштаба, в том числе реально существовавший: в 1983 году он заканчивал сниматься в картине «Демидовы» (1983) в роли Петра Первого, на сцену театра выходил в образе Сервантеса и Маяковского.
Но впервые ему надо было играть почти современника, человека, ушедшего совсем недавно.
Его героя потом должны были оценить те, кто знал Шмидта близко: коллеги, товарищи, наследники.
Александр Лазарев тоже немало времени провёл в библиотечных залах, изучая биографию героя, и тоже беседовал с его детьми, чтобы достоверно показать учёного.
Не меньше сил вложил в роль и Пётр Вельяминов, ставший на экране капитаном «Челюскина».
Лазарев и Вельяминов сыграли людей, полярных по темпераменту, каковыми и были их персонажи:
Шмидт был горячим, неутомимым исследователем, который всегда и в любых условиях шёл вперёд.
Воронин же осторожничал, как моряк, знающий коварство моря и Севера, старался избегать ненужных шагов и принимал взвешенные решения. И скорее всего,
как раз благодаря такому сочетанию качеств двух начальников экспедиция завершилась благополучно.
Также в фильм попали Евгений Леонов-Гладышев, Георгий Тейх, Семён Морозов, Игорь Комаров, Виктор Павлов и ещё несколько десятков артистов, ведь в экспедиции было больше сотни участников.
Северные моря, которые столь сурово обошлись с путешественниками, «изобразил» Финский залив. Там снимали и сцену с затоплением «Челюскина», затёртого льдами, а роль «Челюскина» «сыграл» пароход «Каменск».
На съёмках группе пришлось непросто: хоть на Финском заливе и не было температуры -35, с которой в реальности пришлось столкнуться челюскинцам, артисты снимались в дублях по нескольку раз на холоде. Одним из сложнейших стал эпизод с экстренной выгрузкой груза на людину, когда пароход стал тонуть. В этом эпизоде задействовали каскадёров, которые бегали по шатким самодельным трапам с тяжёлыми мешками на плечах, подменяя актёров.
Съёмки масштабной ленты завершили в 1984 году, но предстояла ещё работа над монтажом и озвучанием.
Для Михаила Ершова «Челюскинцы» стали предпоследней картиной,
с конца восьмидесятых он в кино не работал, хотя прожил ещё очень долго.
Сам фильм бесспорно заслуживает внимания как образец героического кино, в котором достоверно воспроизведена атмосфера события (хотя, конечно же, есть там и кое-какие исторические неточности).
В картину вошёл даже эпизод с рождением дочери геодезиста Василия Васильева и его супруги Доротеи. Девочке имя выбирали всей экспедицией, но в итоге кроха получила имя Карина в честь Карского моря, в водах которого она и родилась.
Карина, которой было около полугода, вместе с родителями высадилась на льдину и провела там три недели, пока её и Доротею с другим женщинами не забрал первый спасательный самолёт.
Значительную часть экранного времени посвятили авторы спасательной операции, организованной на уровне правительства. К неё подключились Сергей Миронович Киров и Валериан Владимирович Куйбышев, организовавшие экстреннуюю закупку самолётов для эвакуции в США и регулярные (с учётом погоды) вылеты лётчиков. В ролях чиновников предстали Олег Белонучкин (Куйбышев) и Евгений Гвоздёв (Киров).
Челюскинцам пришлось самим готовить аэродром для посадки самолётов, причём взлётно-посадочную полосу они расчищали на ветру и морозе неоднократно,
а порой прямо на импровизированном аэродроме несовершенные воздушные машины приходилось чинить. Всё это режиссёр Михаил Ершов тоже показал на экране.
В процессе подготовки материала я узнала, что в 2023 году должен выйти российский сериал о челюскинцах. Определённо, сегодняшние технические возможности позволят снять кино зрелищное и красочное с массой трюков и спецэффектов. Будете ждать выхода сериала?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: